|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зерновые и плоды
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара, 267). В другом аяте говорится: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (аль-Анам, 141). Передают со слов Абдуллаха б. Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то выплачивается половина одной десятой». xxi Из этого хадиса следует, что размеры закята, который взимается с посевов, орошаемых естественным и искусственным путем, различаются. Мудрость этого предписания состоит в том, что крестьянин, который орошает свои посевы или сады искусственным путем, затрачивает намного больше усилий и материальных средств, нежели крестьянин, посевы или сады которого орошаются естественным путем. Таким образом, если посевы или сады орошались естественным путем, то крестьянин должен выплачивать в качестве закята одну десятую часть урожая. Естественным путем орошаются посевы и сады, которые совершенно не нуждаются в орошении, либо которые орошаются водами рек и источников, либо которые орошаются дождевой водой. Если крестьянин вырыл канал, чтобы его посевы орошались водами реки, то считается, что его посевы орошаются естественным путем. Если он вырыл родник, из которого вода бьет ключом, то также считается, что его посевы орошаются естественным путем, потому что он не прилагает усилий для того, чтобы вода дошла до его земельного участка. Но если он переносит воду в сосудах или качает воду посредством насосов и других средств, то такое орошение считается искусственным. При искусственном орошении крестьянин должен выплачивать половину одной десятой части урожая. Если посевы или сады орошались в равной степени естественным и искусственным путем, то крестьянин должен выплачивать три четверти одной десятой части урожая. Такое возможно, например, если шесть месяцев сады орошались искусственным путем, а шесть месяцев – естественным путем. Если при смешанном орошении крестьянин не может точно определить, какая из двух форм орошения была преобладающей, то он должен ориентироваться на ту форму орошения, которая лучше способствует созреванию урожая. Например, если урожай фруктов лучше созревает при искусственном орошении, то крестьянин должен выплачивать закят в размере половины одной десятой части урожая. Но если при смешанном орошении крестьянин не знает, какая форма орошения лучше способствует созреванию урожая, то ему надлежит выплачивать одну десятую часть урожая. Причина этого предписания состоит в том, что закят с урожая взимается в размере одной десятой части до тех пор, пока не доказано, что урожай орошается искусственным путем. Передают со слов Джабира б. Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий. Закятом не облагаются верблюды, если их меньше пяти голов. Закятом также не облагаются финики, если их меньше пяти васков». xxii Богословы единодушны в том, что один васк вмещает 60 саа. xxiii Поскольку в настоящее время люди чаще пользуются мерами веса, а не мерами объема, крестьяне должны уметь переводить их друг в друга. В частности, пять васков вмещают 612 кг пшеницы высшего сорта. Передают, что Абу Муса аль-Ашари и Муаз б. Джабал рассказывали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Собирайте закят только с четырех видов зерновых и плодов: ячменя, пшеницы, изюма и фиников». xxiv Опираясь на этот хадис, многие богословы считали, что закят следует выплачивать только с ячменя, пшеницы, изюма и фиников. Однако не все богословы разделяли это мнение. Абу Ханифа считал, что закят следует выплачивать со всего, что произрастает на земле, кроме травы, дров, соломы и пальмовых ветвей. Малик и аш-Шафии считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, если они являются основными продуктами питания. Ахмад, Абу Йусуф, Мухаммад и некоторые другие считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, даже если они не являются основными продуктами питания. Согласно последнему мнению, закят обязательно выплачивать даже с кукурузы и риса, маиса и гречихи, черного тмина и кориандра, оливок и миндаля, фисташек и грецкого ореха, земляного ореха и т.п. Однако достоверные хадисы свидетельствуют о том, что закят обязательно выплачивать только с пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Эти хадисы ограничивают смысл коранического откровения, в котором предписано выплачивать пожертвования из того, что произрастает на земле. Это мнение является самым достоверным, и поэтому со всех остальных плодов и зерновых закят можно взимать только по доброй воле хозяина урожая. Следует отметить, что закят не взимается с перечисленных продуктов, если их количество не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности. Пшеницу нельзя объединять с ячменем, а изюм нельзя объединять с сухими финиками, если количество каждого из них в отдельности меньше облагаемого закятом минимума. Однако если урожай одного из этих продуктов собирается более одного раза в год, то их следует объединять. Например, если урожай зимой пшеницы и урожай яровой пшеницы вместе достигают облагаемого закятом минимума, то мусульманин обязан выплачивать с них закят. Для законности взимания закята также необходимо, чтобы мусульманин был владельцем урожая, достигшего облагаемого закятом минимума, в тот период, когда необходимо подсчитывать закят. Срок подсчета закята с плодов наступает, когда они созревают, но не падают на землю. А срок подсчета закята с зерновых наступает, когда зерна и колосья становятся крепкими, но не отламываются. Мусульманин должен выплачивать закят только в том случае, если в этот период урожай принадлежал ему. Если же мусульманин приобрел урожай, который достигает облагаемого закятом минимума только вместе с попадавшими фруктами или отломившимися колосьями, то он не обязан выплачивать закят, потому что не был владельцем поля или сада тогда, когда наступил срок подсчета закята. Закят не выплачивается с зелени и овощей. Передают со слов Мусы б. Тальхи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Овощи не облагаются пожертвованиями». xxv Закятом также не облагается мед, хотя богословы высказывали по этому поводу разные мнения. Абу Ханифа, Ахмад и Исхак считали, что закят с меда взимается сразу после его получения. Согласно одному из двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам аш-Шафии. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при жизни взимал с каждых десяти мехов меда один мех средних размеров. xxvi В другой версии хадиса сообщается, что мужчина по имени Хиляль из племени Мутан привез посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десятую часть собранного меда и попросил его сохранить за ним долину, которую называли Салабой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранил за ним эту долину. А во времена правления Умара б. аль-Хаттаба Суфьян б. Вахб спросил у него, как поступить с ней. Умар б. аль-Хаттаб написал ему: «Если он будет выплачивать тебе десятую часть собранного меда, которую он выплачивал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сохрани за ним Салабу. В противном же случае знай, что пчелы – насекомые дождя, мед которых может употреблять в пищу любой, кто пожелает». xxvii Из этих сообщений не следует, что закят с меда является обязательным. Сподвижники, которые выплачивали закят, поступали так по собственной инициативе. Именно поэтому Умар б. аль-Хаттаб предоставил племени Мутан право выбора. Но будь закят с собранного меда обязательным, он обязал бы их выплачивать его. Что касается рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и других даров моря, то закят с них также не является обязательным. Передают, что Ибн Аббас сказал: «Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море». xxviii Кроме того, нет ни одного достоверного сообщения о том, что мусульмане выплачивали закят с даров моря во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных халифов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |