АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика Эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. Библиотеки Европы в период Возрождения и реформации
  2. Биоэтика. Общение в сестринском деле
  3. Борьба с идеями эпохи (XVIII век)
  4. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  5. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  6. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  7. ВП Эфроимсон Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)
  8. Глава 1. От истоков до эпохи Великого переселения народов
  9. Глава 37. Китай эпохи Дэн Сяопина
  10. Глава 6. Искусство эпохи викингов
  11. Глава 6. Этика проведений исследований...
  12. Глава 6. Этика проведения исследования.

Итальянское Возрождение - одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. В исторической науке Возрождение рассматривается как передовая культура, характерная для эпохи перехода от феодальных отношений к капиталистическим, когда на смену средневековой церковно-схоластической системе мышления шло утверждение светски-рационалистических принципов мировоззрения. Именно Италия, где ренессансная культура начала складываться уже во второй половине XIV в., достигла блестящего расцвета в следующем столетии и кульминации в первые десятилетия XVI в., стала родиной многих ярких гуманистических идей и художественных образов, оказавших глубокое воздействие на формирование Возрождения в других странах Европы. Италия была непосредственной наследницей античной римской культуры, продолжавшей оказывать определенное влияние на ее жизнь и в средние века. Высокая степень урбанизации страны в эпоху феодализма, экономическое могущество городов и политическая самостоятельность многих из них - все это обусловило особенно активную роль бюргерства в общественной жизни итальянских государств. Другим важным фактором, оказавшим влияние на складывание ренессансной культуры в Италии, была политическая разобщенность страны и многообразие государственных форм на ее территории, что отразилось на локальной специфике итальянского Возрождения. Определенную роль сыграл и процесс региональной централизации, развернувшийся в XV в. и повлиявший на формирование различных школ и направлений в ренессансной культуре Италии.


Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции средневековой культуры, которые на итальянской почве особенно отчетливо проступали в поэзии «сладостного стиля», в архитектуре и живописи Проторенессанса.
Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу - познанию божественного - гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего комплекса.


Один из основоположников ренессансной литературы - Джованни Боккаччо (1313 - 1375) горячо защищал идею самостоятельности поэзии, ставя ее в один ряд с философией и теологией. Боккаччо почитал Данте,. Он видел в Данте и Петрарке творцов национального итальянского языка и литературы. Боккаччо смело провозгласил разрыв с лицемерной церковной моралью, реабилитировал чувственное начало человеческой природы, подчеркивал ценность индивидуальности, значение доблестных поступков личности в противовес наследуемой знатности рода.

Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения. Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную деятельность гуманист и политический деятель Флоренции Колюччо Салютати (1375 - 1406). Он исходил из убеждения, что путь к истинному знанию открывает античная мудрость, заключенная в поэзии, мифологии, философии, но также и в раннехристианском учении. Салютати подчеркивал значение истории, раскрывающей все богатство прошлого опыта человечества.

 

Идеология раннего гуманизма, еще тесно связанная с христианским мировоззрением, складывалась на светски-рационалистических принципах и несла в себе заряд отрицания церковно-схоластической системы мировоззрения. Первые гуманисты встретили резкую оппозицию церкви. И обвиняли в отступничестве от христианской доктрины, в греховности их проникнутых «языческим духом» сочинений, осуждали их пристрастие к античности и мирской жизни. Новое понимание проблем человека вело к подрыву монополии церкви в духовной жизни общества и вызывало с ее стороны самое решительное противодействие. В XV в., по мере того как ренессансная культура набирала мощь и приобретала все больше сторонников, церковь несколько изменила свое отношение к ней и даже пыталась обратить ее себе на пользу. В то же время она чутко реагировала на опасные для «чистоты веры» направления гуманистической мысли, привлекая вольнодумцев к суду инквизиции. Борьба с догматизмом церковно-схоластического мышления, с канонизированными авторитетами, острая критика политики церкви, ее институтов и нравов проходят через всю историю итальянского гуманизма. В этой борьбе оттачивалось полемическое оружие гуманистов и укреплялись их идейные позиции.

Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения.

К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное складывается новая социальная прослойка - гуманистическая интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий.

Одним из ведущих направлений в этико-политической мысли первых десятилетий XV в. был гражданский гуманизм, сложившийся на флорентийской почве в творчестве Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики - формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех граждан перед законом и соблюдение законности во всех сферах общественной жизни.

Принципы гуманистической этики, покоившиеся на новом понимании природы человека, получили наиболее полное выражение в последовательно светской концепции Леона Баттиста Альберти - одного из самых выдающихся деятелей культуры Возрождения в Италии. В учении Альберти (1404 - 1472) исходными были близкие к пантеизму философские воззрения, представления о неразрывной связи человека и природы, «естественности» человеческого бытия, законы которого согласуются с природными законами. Человек изначально наделен способностью к разумному постижению всего сущего и созиданию - в этом его главное отличие от животных, полагает Альберти. Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать подлинным творцом самого себя, своей судьбы, своего земного мира. Порукой тому - его воля, разум и доблесть, помогающие человеку выстоять в противоборстве с богиней случая Фортуной.

Во второй половине XV в. идейная дифференциация в гуманизме углубилась. Наряду с гражданским гуманизмом Ринуччини, концепцией Альберти появилось новое влиятельное направление - неоплатонизм: он был связан с деятельностью Платоновской академии во Флоренции Их отличала атмосфера свободных дискуссий, творческих поисков, дружеского общения. Деятельность академии способствовала проникновению гуманистического движения во все области духовной жизни. Гуманизм становился подлинным идейным ядром ренессансной культуры2.

 

4. Психоанализ и этика Развитие гуманистической объективной этики как прикладной науки зависитот развития психологии как теоретической науки. Прогресс этики взначительной степени обязан превосходству динамической психологии Спинозынад статической психологией Аристотеля. Спиноза открыл бессознательнуюмотивацию, закономерности ассоциативного мышления, устойчивость детскихпереживаний в течение всей жизни. Его понятие желания динамичное понятие впротивоположность аристотелевскому понятию упражнения. Однако психологияСпинозы, как и вообще психологическая мысль до XIX столетия, стремиласьоставаться абстрактной и не разрабатывала методов эмпирической проверкитеорий и получения новых данных о человеке. Со стороны философии и психологии предпринимались лишь незначительныепопытки использования достижений психоанализа в развитии теории этики -факт тем более удивительный, что теория психоанализа и сделанный ею вклад внауку имеют самое непосредственное отношение к этике. Наиболее значительный вклад заключается, по-видимому, в том, чтопсихоанализ - первая современная система психологии, предметом которойявляется не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человеккак целостная личность. В противоположность экспериментальному методутрадиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частныхфеноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучатьличность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, ане иначе. Этот метод - анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок,переживаний - позволяет сделать ранее "скрытые", доступные толькосамопознанию и самоанализу состояния "явными" в процессе общения междуиндивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделалдоступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем ненаблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний,которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись изсознания. В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротическиесимптомы. Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевиднымстановилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только припонимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а самневротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитическойтерапии. Изучение Фрейдом невротического характера позволило ему заложитьосновы новой науки о характере (характерологии), которая в недавнем прошломбыла предана забвению психологией и отдана на откуп писателям идраматургам. Однако, несмотря на свою молодость, психоаналитическая характерологиясовершенно необходима для развития этической теории. Понятия добродетели ипорока, с которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должныоставаться неясными и путаными, ибо зачастую одним и тем же словомобозначают совершенно разные, а порой и противоположные поступки.Преодолеть эту неадекватность можно, только если они будут рассматриватьсяв связи (и на фоне) с типом характера человека, о котором утверждается, чтоон либо добродетельный, либо порочный. Добродетель, рассматриваемаянезависимо от типа характера, может на деле оказаться лишенной истинногоценностного содержания (как, например, смущение, возникающее под давлениемстраха или в качестве реакции на подавление высокомерия). Так же и порокможет быть оценен совсем иначе, если рассматривать его в рамках характерасубъекта (к примеру, высокомерие, надменность могут быть проявлениемчувства несостоятельности и неуверенности). Эти соображения имеютнепосредственное отношение к этике; совершенно недостаточно и даже ошибочнорассматривать отдельные добродетели и пороки как независимые феномены.Предметом этики является именно характер, и только с точки зрения типахарактера как целого можно высказывать общезначимые этические суждения поповоду отдельных черт и поступков. Добродетельный или порочный характер, ане отдельные добродетели или пороки - вот истинный предмет науки этики. Не менее важно для этики понятие бессознательной мотивации. Хотя этопонятие, в общей форме, восходит к Лейбницу и Спинозе, Фрейд был первым,кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательныхстремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации.Эволюция этической мысли выразилась в том, что оценочным суждениям сталиподвергаться не сами поступки, а лежащие в их основе мотивации. Такимобразом, понятие бессознательной мотивации открыло новые возможностиэтических изысканий. Не только "низменное", как отмечал Фрейд, "но ивозвышенное в Ego может быть проявлением бессознательного"", являясьсильнейшим мотивом различных поступков; вот почему этика не можетигнорировать изучение бессознательного. Хотя психоанализ располагает возможностями для изучения формированияценностных суждений и мотиваций, Фрейд и его школа не воспользовались имидля углубленного изучения этических проблем; более того, они даже внесли вэту область изрядную долю путаницы. Источником ее явилась занимаемаяФрейдом позиция, согласно которой психология может помочь в пониманиимотивации ценностных суждений, но не в силах утверждать что-либо об ихобщезначимости. Позиция Фрейда наиболее отчетливо проявилась в его концепции сверх-Я(сознания). Согласно этой теории, нечто может стать содержанием сознаниялишь в том случае, если будет частью системы требований и запретовродительского сверх-Я либо существующих культурных традиций. Сознание сэтой точки зрения есть не что иное, как результат полученных извнеавторитетных мнений. Отсюда фрейдовский анализ сверх-Я есть лишь анализ"авторитарного сознания". От теории сверх-Я Фрейда немногим отличается его взгляд, согласнокоторому нравственность есть в сущности реакция на зло, изначальноукорененное в человеке. Он полагает, что сексуальные стремления ребенканаправлены на родителя противоположного пола, что в результате он ненавидиткак соперника родителя одного с ним пола и что отсюда с необходимостьювозникают чувства вины, страха и враждебности (Эдипов комплекс). Эта теорияпредставляет собой светский вариант концепции "первородного греха".Поскольку эти кровосмесительные и смертоносные побуждения являютсянеотъемлемой частью природы человека, постольку, полагает Фрейд, дляобеспечения возможности социальной жизни и вынуждены были люди вырабатыватьэтические нормы. Сначала в примитивных системах табу, затем в менеепримитивных системах этики человек постепенно вырабатывал нормы социальногоповедения, защищавшие как отдельного индивида, так и большие группы людейот опасности проявления этих побуждений.Однако позицию Фрейда нельзя признать последовательной. Он демонстрируетстрастную веру в истину как в цель, за которую человек должен бороться, ион верит в способность человека бороться, ибо последний от природы наделенразумом. Эта установка особенно ясно выражена в его рассуждениях о"философии жизни". Он противопоставляет свои взгляды теории, согласнокоторой истина есть "лишь продукт наших собственных потребностей и желаний,возникающих под влиянием различных условий внешней среды". По его мнению,такая "анархистская" теория "рушится сразу же, как только сталкивается спрактической жизнью". Его вера в силу разума и способность последнегообъединять человечество, а также освободить человека от оков суеверийпронизана пафосом философии Просвещения. Эта вера, в сущности, лежит воснове его концепции психоаналитического лечения. Психоанализ есть попыткараскрыть истину о самом себе. В этом отношении Фрейд продолжает вслед заБуддой и Сократом ту традицию мысли, согласно которой познание истины естьта сила, которая делает человека добродетельным и свободным, или, втерминологии Фрейда, "здоровым". Цель психоаналитического лечения —заменить иррациональное ("Id") разумом ("Ego"). С этой точки зренияпсихоаналитическую ситуацию можно определить как такую, в которой двачеловека — психоаналитик и пациент — посвящают себя поискам истины. Цельлечения — восстановление здоровья, а лекарственные средства — истина иразум. Тот факт, что Фрейдом была принята в качестве основополагающего,фундаментального условия ситуация, требующая безоговорочной честности вобществе, в котором подобная искренность встречается нечасто, является, по-видимому, одним из ярчайших проявлений его гения. В своей характерологии Фрейд полагает, что развитие либидо протекает оторальной через анальную и до генитальной стадии и что у здорового взрослогочеловека доминирующей становится генитальная ориентация. Хотя Фрейд и некасался специально этических ценностей, соотнесенность с ними все-такиподразумевалась: догенитальная ориентация характеризуется такими чертамиличности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда какгенитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером,более высоким в этическом отношении. Таким образом, характерология Фрейдаподразумевает, что добродетель является естественной целью человеческогоразвития. Это развитие может блокироваться различными и преимущественновнешними обстоятельствами, что может привести к формированию невротическогохарактера. Нормальное же развитие сопровождается развитием зрелого,самостоятельного и творческого характера, способного к любви и труду; итогда в конечном счете оказывается, что, согласно Фрейду, здоровье идобродетель — одно и то же. Однако связь между характером и этикой высказана не явно. Да она и должнаоставаться довольно путаной, из-за того, что Фрейд, уделяя главное вниманиеизучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу иописанию зрелого уровня развития характера. На основании изложенного выше можно сделать вывод, что нравственноеповедение человека основано на пропорциональном сочетании свойств, с однойстороны предопределенных его биологической сущностью и происхождением(темперамента), а с другой стороны – приобретенных на основе жизненногоопыта (характера). Психология человека во многом является основой моральныхценностей и этических норм, которые на этой основе подвержены непрерывномупоступательному развитию.

 

Даосизм – традиционная религия Китая. Как религиозное течение организационно оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше. Во всяком случае в V–III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основные принципы первых даосских мыслителей – «естественность» и «недеяние», означающие отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству. Его цель – полное самоотождествление с господствующим в мире беспричинным и нецеленаправленным Путем-дао. Из такого отношения следовало размывание традиционных нравственных ценностей. Добро и зло, жизнь и смерть получали одинаковую оценку в даосизме. Разум рассматривался как такое начало в человеке, которое противоречит его природе. Изгнание разума из сферы нравственной жизни привел даосизм к этике безразличия. Первые даосские мудрецы считали, что сознание человека является принципом его индивидуализации, то есть обособления от природы, и видели в нем причину разрушения изначальной гармонии присущей всему миру, в которой отражалось Дао. Они идеализировали докультурное состояние человека и писали: «Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти; не радовался своему появлению на свет и не противился уходу из жизни; безразлично покидал этот мир и безразлично приходил в него, и это все. Он не забывал того, что было для него началом, и не доискивался до того, в чем заключался его конец. Получая жизнь, радовался ей; забывая о смерти, возвращался в небытие. Это означает, что он не прибегал к разуму, чтобы противиться Дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному». Однако в ходе эволюции даосизма этот релятивизм был преодолен в пользу жизни, которая стала высшей ценностью, однако это привело не созданию этического учения, а к возникновению магической алхимии, целью которой было достижение вечной жизни тела. На этом этапе этические идеи даосизма испытывали значительные влияния буддизма и конфуцианства.
Весь мир рассматривался даосскими мудрецами как проявление, развертывание Дао. Это Путь, по которому двигается и развивается все сущее. Но это же и начало, источник всего сущего. Каждая вещь, доходит до предела своего созревания и вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Главная книга даосизма – «Дао-Дэ цзин» призывает возвратиться к изначальной природе, к упрощению и естественности. И выражен этот призыв прежде всего в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного покоя. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от несообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и вообще отказ от какой-либо субъективности, изолированной от мирового целого во имя включенности в единый поток бытия. Важно отметить, что в средние века призыв возвращения к естественности нередко становился лозунгом мощных крестьянских восстаний, руководимых той или иной даосской сектой: природа не знает неравенства и угнетения, равно как и государственных институтов.


Конфуцианство это религия, возникшая на основе учения Конфуция (551–479 до н.э.). Его учение не имело религиозного содержания и было сосредоточено на вопросах этики и политики, которые увязывались друг с другом. Очень большое влияние на эти идеи оказали традиционные представления о религии и нравственности характерные для Китая того времени. Опираясь на них Конфуций и его последователи проповедовали свои этические идеи для того, чтобы облагородить общество. В древнем Китае было несколько распространенных культов: культ владыки неба (Шанди, первый предок царствующей династии), который был связан с культом императора, и культ предков. Еще одной очень важной религиозной идеей была идея Дао, о которой было сказано выше. При помощи этой категории описывалось существование всего в этом мире. Любая вещь движется по предначертанному для него пути, подобно тому как двигаются небесные светила. Дао можно понимать и как закон. Все эти идеи и понятия нашли свое отражение в конфуцианстве.
Учение Конфуция по преимуществу этическое. Оно стоит на трех основных идеях: человечность, благородный муж и ритуал. Эти слова понятны для европейца, однако их подлинный смысл отличается от этого понимания. Этика Конфуция была практическим учением и была направлена на воспитание подданных императора. Образ идеального гражданина китайский философ видел в идеале благородного мужа. Из этого можно сделать вывод, что конфуцианство обладает весьма развитым социальным аспектом, и его этика имеет по преимуществу социальный характер. Однако это не вполне так и разобраться в этом поможет главное свойство «благородного мужа» – человечность (кит. – жень). Уже то, что Конфуций выделяет эту характеристику как фундаментальную, имеет чрезвычайно важное этическое значение. По его мысли, недостаточно быть человеком, кроме этого нужно обладать еще и человечностью.
В чем же состоит это свойство? Оно состоит в преодолении себя, то есть своих желаний, ради того, чтобы жить согласно ритуалу. Ритуал понимается не только как этикет, но гораздо шире – как обычаи (нравственные, политические, бытовые и т.д.). Через следование ритуалу человек поднимается над своим природным состоянием. Обычаи в любом обществе играют очень важную роль. Благодаря им интересы общества и потребности отдельного человека приходят в согласие. Это способ установления равновесия между ними. Цель ритуалов и суть человечности по Конфуцию состоят в том, что человек полностью подчиняет свои желания и стремления в пользу общественно значимой деятельности. Совершенному человеку, обладателю человечности, свойственна гибкость и готовность к личностной трансформации ради социальной конформности (симморфизма). Благородный муж должен настолько проникнуться взаимностью с каждым человеком и с обществом в целом, чтобы отождествиться с ними, воспринять их потребности как свои. Человечность не просто нравственный идеал, обусловленный социальными целями. В понимании Конфуция это и есть Дао (путь, нравственный закон) человека, на котором он становится человеком.
Во внутреннем мире человека жэнь (человечность) проявляется в таких врожденных, с точки зрения конфуцианства, свойствах человеческой природы, как ум, доброта, беспристрастие, сдержанность, скромность, чувство справедливости. По отношению к другим людям жэнь означает человеколюбие, выражающееся в том, что «благородный муж» не делает другим того, что не желает себе, за добро воздает добром, а за зло – справедливостью.
Ритуалы Конфуций также считал отпечатком Дао в общественной жизни. Они существуют абсолютно независимо от человека, и даны от природы, как всякий естественный закон. Таким образом, следовать ритуалу означает следовать Дао. Следование этим нормам поведения должно привести и государство, и отдельного человека к процветанию, а игнорирование Ритуала лишь ускорит их погибель. Подчиненность Ритуалу, правилам поведения, культурному началу – вот смысл жизни человека. Ритуал – это магическая связь с Небом и духами.
«Благородный муж» всегда следует ритуалу, правилам (кит. – ли). В области культа ли – это собственно ритуал, в государственной сфере – придворный церемониал и дипломатический протокол, в межчеловеческих отношениях – этикет. «Благородный муж» должен обладать чжи – «знанием», понимаемым и как классическая образованность, и как знание людей. Конфуций говорил: «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».
Все эти принципы должны быть подчинены мере. Праздничная песня не должна быть разнузданной, печальная – не должна слишком ранить душу. «Золотая середина» – наивысший принцип. Даже в образовании должно придерживаться срединного Пути, который и есть Дао.
Политическое значение этики конфуцианства. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Таким образом, жизнь государства по мысли Конфуция основывалась на исполнении долга правителем и подданными. Государство он рассматривал как большую семью. Долг и человеколюбие соединяются в почитании императора, родителей и вообще старших.


Этика Ислама. Ислам возник в начале 7-го века. Этика этой религии опирается на Коран и его толкования, авторитетными авторами. Она очень тесно переплетена с правовыми (юридическими), религиозными и политическими идеями Ислама. Основной особенностью исламской этики является то, что она не обосновывает нравственное поведение, а предписывает его. Это, впрочем, типичное свойство религиозной этики. Однако многие этические нормы Ислама приобретают правовой (юридический) политический статус.
Ключевыми понятиями, которые описывают содержание исламской этики являются «грех» и «благодеяние». Наибольшим грехом, который не может быть прощен Богом, согласно Корану, является неверие и многобожие, выводящее человека за рамки Ислама и расторгающее его отношения с Богом. При сохранении веры в единого Бога меньшие грехи могут быть прощены Всевышним при условии покаяния и отказа от их совершения в дальнейшем. Наилучшим из благодеяний является соблюдение того, что предписано Богом, поощрение других к соблюдению этого, воздержание и удержание других от запретного и порицаемого. Важнейшими внутренними благодеяниями для мусульманина является упование на Бога и терпение. В Исламе существует представление о том, что все испытания происходят от Бога, они от рождения предопределены человеку и их невозможно избежать. В этом его судьба. Вместе с тем терпение понимается не только как нечто пассивное, но подразумевает и стойкость в перенесении житейских невзгод, не исключающую попыток их активного преодоления. К большим грехам, требующим покаяния, относятся убийство, воровство, пьянство, прелюбодеяние, отказ от совершения молитвы и соблюдения поста и т. п.
Важнейшей добродетелью в Исламе является соблюдение религиозных предписаний в области поклонения Богу, выраженных прежде всего в «пяти столпах ислама» (единобожие, молитва, пост, милостыня и паломничество в Мекку), и взаимоотношений с другими людьми. Важнейшим принципом общественной этики является представление о братстве всех мусульман независимо от происхождения, социального статуса и т. д. Этим принципом запрещается всякая дискриминация и притеснения мусульманина мусульманином. Напротив мусульманин должен оказывать помощь и не причинять вреда мусульманам и немусульманам, не находящимся с мусульманами в состоянии вражды. Ислам категорически запрещает лишение человека жизни, в т. ч. и по религиозным мотивам.

 

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)