АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоанализ толпы

Читайте также:
  1. А. Психоанализ и юношеский кризис
  2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ
  3. Взгляд на детство с точки зрения психоанализа б 1
  4. Детский психоанализ
  5. З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
  6. ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ. О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ПСИХОАНАЛИЗА
  7. Определение психоанализа
  8. Основные идеи второго этапа развития психоанализа
  9. Основные идеи первого этапа развития психоанализа
  10. Основные характеристики толпы.
  11. Персоны толпы.
  12. Психоанализ действий трейдера

На книгу З. Фрейд «психология масс»

Зигмунд Фрейд писал: «Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благо­родными или жестокими, героическими или трусливы­ми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться нс только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к посто­янству воли. Она не выносит отсрочки между желани­ем и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие не­возможного». Фрейд - атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”. Религия - спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

 

 

Психоанализ толпы.

Зигмунд Фрейд предполагал приложение собственного учения к различным наукам и сферам деятельности индивида. Отдельным пунктом науки глубинной психологии (прикладного психоанализа) было учение о закономерностях развития общества. Это и социальная психология (психоанализ), и политическая психология (психоанализ), и глубинное (психоаналитическое) постижение практически всех сфер приложения деятельности индивида, потому как в основе жизнедеятельности индивида - психика. Именно психика - первична, тогда как любая жизнедеятельность индивида - уже есть проекция внутреннего мира индивида - на мир внешний, или другими словами - проекция бессознательного психики на окружающий мир. При этом необходимо учитывать, что бессознательное фактически формирует окружающий мир. Визуальные, аудиальные и кинестические контакты индивида с окружающей средой приводят к тому, что информация, полученная с помощью подобных контактов, непременно откладывается в подсознание, а уже после начинает оказывать свое воздействие на сознание. При этом обратим внимание, что также имеется определенная часть информации, которая как бы уже находится в бессознательном изначально. В этом случае мы ведем речь о коллективном бессознательном. А информация, наполняющая бессознательное психики подобным путем, включает в себя опыт человечества, и уже изначально, с момента рождения, представлено в бессознательном психики того или иного народа, или расы. Т.е. мы можем в этом случае говорить об информации, передающейся по наследству, передающейся филогенетическим путем. На любого индивида общество оказывает свое воздействие, выражающееся в необходимости придерживаться определенных правил, устоев общества. Фрейд прослеживал пути возникновения подобных устоев, правил, норм, исходя из архаичных времен, времен существования первобытного человека. Как известно, психика первобытного и современного человека имеет существенную схожесть, за исключением разве что нескольких принципиальных пунктов расхождения, заключающихся, во-первых, в том, что каждая последующая цивилизация обогащает последующее поколение большим опытом, в сравнении с имеющимся у него, и во-вторых, тем, что с ростом цивилизации общества (имеется в виду отличие цивилизации в таких масштабных аспектах, как различение в строе общества: первобытнообщинном, рабовладельческом, капиталистическим — с империализмом, как высшей стадией капитализма, коммунистическим, и проч.) первобытные инстинкты, коими представлена психика первобытного человека — подавляются культурой (цивилизацией), и находят место собственного базирования исключительно в бессознательном психики. Психика любого психически адекватного индивида контролируется сознанием. Тогда как ослабевает контроль сознания — наружу выходит то, что доселе скрывается в подсознании, что хранится там, и сдерживается т.н. цензурой психики, роль которого обозначает такая структура психики, как Сверх-Я.

Как известно, психический аппарат представлен тремя составляющими структурного единства: сознанием (Я), бессознательным (Оно), и неким барьером, возникающим на пути между сознанием и подсознанием (бессознательным), которое может заключать в себя также, любое критическое осмысления индивида какой-либо информации, и выражается со времен Фрейда таким буквенным обозначением, как Сверх-Я (Сверх-Я тоже бессознательно по своей природе) или Идеал-Я. Идеал-Я в этом случае означает тот идеальный образ, к которому бессознательно стремится индивид (психика индивида). А значит мы можем говорить о том, что посредством Идеал-Я психика индивида оценивает ту или иную информацию получаемую из внешнего мира (визуальным, кинестическим, аудистическим путем, или посредством сигнальных систем), что в свою очередь раскрывает механизм отбора индивидом той или иной информации, проходящей перед ним. В этом случае также необходимо говорить и о том, что частично подобную информацию Идеал-Я (как и Сверх-Я) пропускает сразу в сознание, а часть информации откладывается в подсознание. Причем Фрейд вводил еще и понятие предсознания, обозначая им то обстоятельство, что не сразу информация, которую пропустила цензура психики (Сверх-Я) проходит в сознание, а сначала задерживается в предсознании, чтобы уже позже или перейти в сознание, или оказаться вытесненной в бессознательное.

3. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Не смотря на то, что основная часть научного творчества Фрейда рассматривается в области психологии, многие его идеи представляют большую ценность для социологии. Фрейд утверждал принцип всеобщей детерминации психической деятельности. Главная роль в организации поведения человека принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два: инстинкт жизни (Эрос); инстинкт смерти (Тонатос). Эти инстинкты постоянно борются между собой, они же являются основой человеческой жизнедеятельности и основой прогресса, определяя также деятельность различных социальных групп, народов, государств. Пансексуализм – объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов. По Фрейду, все человеческие чувства противоречивы по природе своей. Амбивалентность чувств особенно типична для людей с нервнопсихическими заболеваниячми. Ее причины – противоречивость социального бытия, высокий уровень конфликтности социальных отношений. В результате действия социального фактора врожденная амбивалентность усиливается приобретенной. Порой, она выходит за рамки нормы, приобретая характер амбивалентного конфликта. Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения культуры и религии. Первые стереотипы социального поведения людей, по Фрейду, появились во времена первобытной орды, когда над людьми властвовал сильный и жестокий самец. В то время появились первые культурные установки, государственные порядки, религиозные и социальные феномены человеческого бытия. Социология Фрейда - это психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс. Толпа и масса – это два типа человеческих общностей, которые изучал Фрейд. Толпа – это неорганизованное сборище людей. Масса – организованная толпа, у членов которой есть что-то общее (интерес, однородное чувство). Но главное, что отличает массу от толпы, это либидозная (основанная на любви) привязанность к лидеру и либидозное притяжение между ее индивидами. Есть массы естественные (самоорганизующиеся) и искусственные (для их сохранения необходимо внешнее насилие). Либидо является сущностью массовой души. Оно осуществляет две функции: Связующая нить между индивидами массы; Мотивационный фактор поведения индивидов и массы в целом. По мнению Фрейда, либидозная связанность отдельных членов характерна для любого человеческого сообщества. Иллюзия одинаковой любви лидера ко всем членам массы удерживает сообщество, как единый целостный организм. С исчезновением привязанности к лидеру, исчезают и взаимные привязанности индивидов, масса прекращает свое существование. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она не способна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Согласно 3. Фрейду, «индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в зоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине — в особое состояние, весьма близкое к "зачарованности", овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера... Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером. Таково, приблизительно, состояние индивида, принадлежащего к психологической массе. Он больше не сознает своих действий. Как у человека под гипнозом, так и у него, известные способности могут быть изъяты, а другие доведены до степени величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к исполнению определенных действий. И это неистовство у масс еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия». Объективно говоря, влияние массы на индивида противоречиво. С одной стороны, это регрессивное влияние. В массе человек способен на все. Масса может совершать такие преступления, на которые каждый из составляющих ее индивидов по отдельности никогда не способен. Масса способна на убийство, причем потом никакие расследования не смогут обнаружить того, кто конкретно бил, стрелял или орудовал, скажем, саперной лопаткой. Дело в том, что, помимо уже названных изменений индивидуального сознания под влиянием массы, существует еще один — феномен так называемой ретроградной амнезии, частичной потери памяти на прошедшие события. Обычно человек просто не может в деталях вспомнить, что он делал. Его воспоминания обычно носят отрывочный, фрагментарный характер. Амнезия сопровождается упадком сил после сильного эмоционального стресса, что соответствует состоянию «физиологического аффекта». Уголовные кодексы ряда стран смягчают правовую ответственность за такие действия, «совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения».

Фрейд отмечает, что массы могут быть разные: примитивные и высоко организованные, возглавляемые вождями, с четкими подразделениями. Предметом его исследования являются прежде всего высокоорганизованные, постоянные, искусственные массы – церковь и армия. При всех различиях в их основе лежат либидинозные структуры, культивируется иллюзия о том, что верховный властитель любят каждого отдельного члена массы равной любовью. Если либидинозные связи нарушаются, например, во время паники, то и церковь, и армия распадаются тотчас же – прекращается всякий учет чужих интересов. Типичным поводом для распада массы является разрыв связи с вождем, что, “как правило, порывает и взаимные связи между массовыми индивидами”.

Агрессивность массы. Фрейд также задался вопросом: что же происходит с агрессивной энергией массовых индивидов? Она никуда не исчезает и находит свой выход в жестоких и враждебных импульсах к другим людям, которые не относятся к конкретной массе. Даже религия, замечает Фрейд, хотя она и называет себя религией любви, является жесткой и черствой к тем, кто к ней не принадлежит: “В сущности, ведь каждая религия является такой религией любви по отношению ко всем, к ней принадлежащим, и каждая религия склонна быть жестокой и нетерпимой к тем, кто к ней не принадлежит”. Если религиозная связь замещается какой-либо иной, объединяющей массу (ученый приводит пример социализма), то положение дел не изменяется: “в результате возникает та же нетерпимость к внестоящим, как и во времена религиозных войн”. По Фрейду, либидинозные связи, составляющие суть коллективного бессознательного, характерны для любой массы, любого объединения людей. Возникающие неизбежно при этом враждебные чувства к внестоящим в массе могут не доходить до сознания, но лишь вследствие вытеснения. Нетерпимость, вражда – часть человеческой природы, но они являются либо вытесненными, сохраняясь при этом в коллективном бессознательном, либо находятся в коллективном сознательном при больших различиях и соперничестве с другими: “Родственные, близкие между собой народные ветви отталкиваются друг от друга – южный немец не выносит северянина, англичанин клевещет на шотландца, испанец презирает португальца. То, что при больших различиях возникает труднопреодолимая антипатия – галла к германцу, арийца к семиту, белого к цветному,– нас перестало удивлять”. Правда, как считает ученый, нетерпимость может исчезнуть на определенный срок. Это происходит как при самом процессе образования массы, так и в массе, которая позволяет удовлетворять основные жизненные потребности индивидов. В этот период индивиды ведут себя как однородные, терпят своеобразие других, равняются с ними и не испытывают чувств отталкивания. Фрейд объясняет данную ситуацию тем, что в этот момент себялюбие уступает место либидинозной связи с другими людьми. Влюбленность в себя находит преграду в чужелюбии, в любви к объектам. «Опыт показал,– пишет Фрейд, – что в случае сотрудничества между товарищами обычно устанавливаются либидинозные связи, которые определяют и продолжают отношения товарищей далеко за пределами выгоды... Либидо опирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества, только любовь как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму». Идентификация. В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация, под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: “она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения”. Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса - собрание людей, идентифицировавших себя с ним. Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса, как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного бессознательного в душевной сфере – все это соответствует состоянию регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая регрессия может быть значительно задержана. Корпоративный дух массы. Говоря о корпоративном духе массы, Фрейд видит его корни в первоначальной аффективной зависти: “Никто не должен посягать на выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать”.

Лидеры масс Особенности поведения массы зависят от индиви­дуальности лидеров, их типов и от их психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада. В наше время, с развитостью средств массовой коммуникации, мы можем предположить, что воздействовать на массы в какой-то мере стало легче, особенно если учитывать фактор все охватываемости, управления гораздо большим количеством индивидов, прежде всего, путем программирования их сознания методами средств массовой коммуникации, информации и пропаганды. Причем с развитием современных СМИ, а также появлении большого количества эмпирических фактов результативности психотерапевтических методик в воздействии на массы, появляется возможность говорить о возможности воздействовать на психическое сознание масс с целью формирования масс в искусственные толпы. Фрейд олицетворял вождя массы с архаичным отцом, сохранившимся в психике (в бессознательном) каждого индивида. Кроме того, представитель массы бессознательно идентифицирует вождя массы и со своим отцом, и значит и с собой. Это помогает выполнять установки (приказы) вождя, не сомневаясь как в необходимости их, так и, собственно, в легитимности власти человека (вождя) отдающего такой приказ. (Т.е. отсутствует принцип критичности, который не примерим в отношении своего отца. Подобная установка простирается в плоскости бессознательного психики, и в той или иной мере ей подвержен каждый индивид. Причем если такой индивид пребывает, как в нашем случае, в толпе, в массе, то в этом случае на его психику оказывает еще и дополнительное влияние архетипические установки коллективного бессознательного, которые усиливают желание некритичного отношения к действительности, и желания всецелого подчинения лидеру массу вождю.) З. Фрейд сравнивал вождя массы и архаичного отца, отмечая что «…с самого начала существовало две психологии: одна психология массовых индивидов, другая психология отца … вождя. Отдельные индивиды массы были так же связаны, как и сегодня, отец же первобытной орды был свободен. Его интеллектуальные акты были и в обособленности сильны и независимы, его воля не нуждалась в подтверждении волей других. …На заре истории человечества он был тем сверхчеловеком, которого Ницше ожидал лишь от будущего. Еще и теперь массовые индивиды нуждаются в иллюзии, что все они равным и справедливым образом любимы вождем, сам же вождь никого любить не обязан, он имеет право быть… уверенным в себе и самостоятельным… Как нечто особо поучительное отметим еще то, как конституция первобытной орды относится к организации, посредством которой не говоря о средствах принудительных искусственная масса держится в руках. …этим средством является иллюзия, будто вождь любит каждого равным и справедливым образом. Это-то и есть идеалистическая переработка условий первобытной орды, где все сыновья знали, что их одинаково преследует отец, и одинаково его боялись…». Таким образом, идентифицируя вождя массы с отцом (как с архаичным, так и с собственным) каждый представитель массы, толпы, бессознательно готов был выполнить любой приказ вождя, только лишь для того, чтобы заслужить его уважение, или хотя бы одобрение собственному поступку. Вспомним из истории, какое влияние на массы оказывал тот факт, что какой-нибудь из крупных военноначальников лично награждал отличившихся бойцов орденами и медалями. «Вождь массы все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета»,— писал Фрейд. В массах, по мнению Фрейда, отдельный индивид стремиться отождествиться с вождем, в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому какому-либо вождю массы — становится легче управлять массообразованием. Достаточно только производить впечатление силы и могущества, причем действие не обязательно должно распространяться на всех индивидов в массе. Используя принцип внушения, распространенный в массе, другие индивиды уже вполне могут индуцироваться (заразиться) от тех, кто попал под воздействия вождя, слившись с его образом, и тем самым, получая от него силу и исчезновение от собственного страха.

 

 

 

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)