|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеи первого этапа развития психоанализаОсновой и итогом этого этапа является первая структура психики (первая топика). Эта структура психики исходит из следующего строения человеческой души, в которую входит: - сознание (не знает о содержании вне-сознательного; руководствуется принципом реальности, который требует, чтобы человек соотносил свои желания и реализовывал их в общественно разрешенной форме; принцип реальность развился из инстинкта самосохранения); - предсознание (включает: 1. просто забытое/неактуализированное знание – банальное наличие этого вне-сейчас-осознаваемого знания главный аргумент за наличие бессознательного вообще; 2. опасные/неприятные мысли; предсознание может быть открыто сознанию); - бессознательное (включает все глубокие асоциальные желания, вытесненные с детских лет; практически недоступно сознанию; руководствуется принципом удовольствия – стремлением к немедленной реализации любых потребностей, создающих неудовольствие для организма); - цензура (расположена/функционирует между сознанием и предсознанием, сознанием и бессознательным; руководствуется принципом реальности; бережет сознание от аморального содержания вне-сознательного, не пуская/искажая до неузнаваемости его содержание). В онтогенезе (индивидуальном развитии организма) становление такой структуры психики происходит следующим образом. Родившегося ребенка (как и любое живое существо) окружают как хорошие, так и плохие впечатления/условия. Желательно, избавляться/избегать плохих: грязи, холода и т.д., а стремиться к хорошему, к удовольствию. Об удовлетворении потребностей, приносящих удовольствие, можно вспомнить/помечтать, но воображение/галлюцинации не помогают (воображаемая халва не дает реальной сладости и сытости). Принцип удовольствия не может обеспечить выживание живого существа. Поэтому ребенок (с большой помощью общества) постепенно начинает ориентироваться на принцип реальности (веди себя хорошо и получишь конфету; в целом: осознание разности иллюзорного и реального удовлетворения потребностей; привычка отстрачивать удовольствие – сначала диплом НГТУ, а потом «Мерседес»; желание только приемлемых обществом целей). Поскольку изначальный источник психической энергии выражает принцип удовольствия, то общество должно направить ребенка по пути сублимации (переориентация опасной/асоциальной психической энергии человека на социально приемлемые цели), по пути вытеснения из сознания (соответственно перевод в вне-сознательные сферы) всех социально неприемлемых мыслей/желаний. Но сила принципа удовольствия изначальна и велика, кроме того, социализация требует повсеместного ограничения (нельзя ругаться, плеваться, садиться за стол с грязными руками, подглядывать, читать чужие письма, на лекциях не болтать по сотовому и т.д.). В итоге формируется такая психическая инстанция как цензура – защищающая сознание от мощного котла желаний, находящихся в бессознательных разделах души человека. Этот взгляд на психику позволяет а) дать оригинальное прочтение психических болезней, снов, остроумного и т.д. б) «унижает» как сознание вообще, которое выступает и ширмой, и подвластным бессознательному (у всех у нас во множестве свои «стаканы с водой»), так и взрослое сознание, которое оказывается зависимым от неизвестной ему (забытой) психической истории своего детского развития. Некоторые книги это периода и чуть об их проблематике. «Толкование сновидений» (1900). Современная медицина склонялась к бессмысленности сновидений, ближе к истине обыденное сознание, которое довольно заинтересовано относилось к сновидениям (сонники и ко). По Фрейду, сны имеют глубокий смысл. Суть сна – исполнение желаний, в детских снах это очевидно (ребенку днем не дали съесть кило печенья – утром он хвалится, что во сне съел его целый вагон), во взрослых снах это становится ясно после специального анализа. В сновидении нужно видеть явное содержание сновидения (сам виденный сон) и скрытое содержание; механизм/путь образования сновидений: в течение дня происходит вытеснение, ночью происходит ослабление цензуры, осуществляется компромисс – желание, идущее из бессознательного, перерабатывается (методами: смещения, сгущения, драматизации и др.), в результате чего получается то явное, обычное, спутанное для бодрствующего сознания содержание сновидения, маскирующего его скрытое содержание, как только наступает утро, цензура восстанавливается в полном объеме – это объясняет повсеместное забывание сновидений. Функция сновидений – быть хранителями сна: «плохой» мальчик просыпается и орет: «Хочу носорога!», хороший – во сне играет с носорогом. «Психопатология обыденной жизни» (1904). Интересна, читабельна, в ней нет вызывающих сексуальных примеров – в этом плане вполне можно рекомендовать любому контингенту обучающихся. В последней главе книги деется суть или основная идея работы – все случающиеся с нами описки, очитки, забывания и т.п. так называемые случайные действия не являются случайными, а являются необходимыми, т.е. они детерминированы бессознательным человека, все они демонстрируют незаметную для нас взаимосвязь бессознательного, сознательного и цензуры в психике человека. Все остальное в книге заполнено примерами на эту идею: забывание в стихотворении слов: деньги, женитьба, старость; врач состоятельному пациенту: «Надеюсь, что вы еще не скоро встанете с постели»; подруга подруге: «эту прелестную новую шляпку ты сама обделала». + Лещенко. «Три очерка по теории сексуальности» (1904). Здесь излагаются взгляды Фрейда на сексуальность – для многих неприемлемая книга. Фрейд начинает ее с того, что обычное понимание сексуальности (начинается в юности, состоит во влечении к противоположному полу, стремится браку, в котором главное в соединении гениталий для продолжения рода, т.е. в обычном отношении к сексуальности выражен примат генитальности ) не выдерживает никакой критики или оставляет за пределами рассмотрения колоссальный материал (сексуальные перверсии, фетишизм, скотоложство, детский онанизм и т.д. и т.п.). Сохраняя этот материал, Фрейд начинает соотносить сексуальность с получением удовольствия, вообще, к примеру, прием пищи также начинает пониматься в контексте сексуального удовольствия, удовлетворения. Фрейд соотносит сексуальность с принципом удовольствия вообще, с первоначальной энергией человека вообще. Для отражения этого нового содержания сексуальности вводится новое понятие Либидо. Далее, Фрейд утверждает, что сексуальное развитие начинается с самого рождения, т.е. он считает, что существует детская сексуальность. Этапы развития последней: 1 этап - оральная фаза (1 год жизни), эрогенная зона – слизистые оболочки рта и губ («Кто видел, как ребенок насыщенный отпадает от груди с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения»); 2 этап – садистско-анальная фаза (2-3 гг. жизни), эрогенная зона – слизистая оболочка заднего прохода (задержка каловых масс, боль и сладость при их прохождении; сидение на горшке как подарок); 3 этап – фаллическая фаза (4-6 гг. жизни), эрогенная зона пенис/клитор (время детского онанизма); где-то в это время начинают формироваться комплекс Эдипа у мальчиков (любовь к своей матери и ненависть к отцу-сопернику; «Гамлет», «Братья Карамазовы») и противоположный комплекс Электры у девочек (+ почему мы не хотим маленьких братику/сестренку? Мы знаем что они наши соперники!!!); 4 этап – латентная фаза, где формируются мощные запреты на аномальную сексуальность; 5 этап – генитальная фаза (с начала пубертатного периода), где частные сексуальные влечения подчиняются нормальной (т.е. общественно приемлемой форме) половой деятельности, т.е. сексуальной целью является заключение брака для порождения потомства или сексуальной целью является соединение гениталий, а сексуальным объектом выступает лицо противоположного пола. +обморок/«улет» от поцелуя – свидетельство недостаточно преодоленной оральной фазы; +любовь человека именно к проституткам/замужним женщинам может говорить о недостаточно преодоленном комплексе Эдипа. «Пять лекций по психоанализу» (1909). Краткое, четкое, понятное, с хорошими примерами изложение основных положений психоанализа. «Тотем и табу» (1913). Попытка объяснить становление общества через психоанализ: реальное убийство отца ввергло сыновей в ужас и страх от ожидания подобного отношения к ним со стороны их детей – тем самым появилось основополагающее общественное табу: запрет на убийство родителей. (в принципе, уже эта работа носит общий, метапсихологический, философский характер, т.е. вполне могла бы быть включена в следующий, второй этап развития психоанализа Фрейда, но лучше только иметь в виду этот ее характер, а второй этап начинать с самой вызывающей, новой работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |