АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Владимир-Волынск

Читайте также:
  1. В-10. Политическая раздробленность Руси
  2. Взятие Киева монголо-татарами.
  3. Вопрос ответственности
  4. Галицко-Волынское княжество в XII–XIII веках
  5. Западная Украина
  6. Значение Русской Правды
  7. Князь и его дружина. Полюдье.
  8. Особенности древнерусского государства
  9. Почаевская Лавра.
  10. Принятие христианства и его значение.
  11. Россия и разделы Польши в 18 веке.

Из раздела "Боевая деятельность 233 конвойного полка" обзора боевых действий частей 13 дивизий KB НКВД СССР за период с 22.6.41 по 1.1.42 г. (17):

"[...] 22 июня тюрьма и казарма взвода во Владимире-Волынске была подвергнута артиллерийскому обстрелу и бомбежке авиации немцев. Противник форсировал р. Буг стремясь окружить гор. Владимир-Волынск. Командир взвода, вместе с начальником тюрьмы, под артиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбардировкой авиацией, вывели самостоятельно з/к пешим порядком в направлении г. Луцк [...]".

Однако эту версию событий в тюрьме Владимир-Волынска опровергают другие документы 13 дивизии Конвойных войск -

Из "Доклада о служебной деятельности и боевых действиях частей дивизии за период с 22.6.41 г. по 22.12.41 г." (19):

[...] 23.6.41. г. [...] здание тюрьмы г. Владимира-Волынска было разрушено бомбардировкой противника. Администрация тюрьмы и весь надзорсостав к этому времени разбежались, заключенные в тюрьме оставлены были без внутренней охраны.

Охрана тюрьмы производилась силами взвода 233 полка во главе мл. лейтенанта Каневского.

Во время артиллерийского обстрела города, заключенные подняли бунт и начали совершать массовый побег, взвод Каневского вынужден был применить оружие по убегающим з/к, в результате чего большая часть заключенных были расстреляны. Всего заключенных в тюрьме находилось около 500 чел.

Последняя мера была вполне правильной в связи с приближением противника и невозможностью эвакуировать з/к пешим порядком.

Такое же положение было в г.Львове и других городах западных областей [...]". (подчеркнуто составителем)

Согласно данным из Других документов Конвойных войск и Тюремного управления, по состоянию на 10-23 июня 1941 г. в тюрьме Владимир-Волынска содержалось от 317 до 333 заключенных (4, 21, 22, 23), а не около 500. Однако в целом эта версия событий в тюрьме Владимир-Волынска подтверждается свидетельством очевидца - бойца 233 конвойного полка -

Запись со слов красноармейца Владимир-волынского взвода Долгодворова (24) [4]:

"К[оманди]р взвода мл. лей[тенант] Каневский -взв[од] 38 чел.

23.6 в Ю. 00 Вл[адимир-]Волынск был обстрелян из самолетов - бомбили - Бомбард. казарм убито 2 кр-ца Кононов Егор Андреевич и Евсеев Сергей Викторович и ранен кр[асно-армеец] Ермолин [...] и при бомбард, тюрьмы убит кр-ц Рогозин Николай и ранен в голову кр-ц Чертов Андрей Иванович с 22 утра я и 6 кр-цев оставались в наряде по охране помещения взвода - при бомбардировке меня ранило в голову осколком. Я и кр-ц Починков ефр[ейтор] Мокеев В. захватив раненого кр-ца Ермолина, ушли в тюрьму ко взводу - ушли в укрытие. 23.6 около 10 часов утра администрация тюрьмы бросила тюрьму и ушла, а взвод продолжал охрану. Примерно в 11 часов утра по ком[анде! к[оманди]ра взвода по убегающим з/к открыт пулеметный и ружейный огонь - в итоге всех з/к расстреляли и убыли из В. -Волынска в г. Луцк в составе к-ра взвода мл. л. Каневского и 33-х кр-цев, а раненых кр-цев отправили в госпиталь [...]". (подчеркнуто составителем)

Дальше в рассказе - отступление из Владимира Волынского (сначала в Луцк, оттуда в направлении Дубно и потом в Ровно), в ходе которого взвод постепенно рассеялся, а сам Долгодворов оказался в Киеве. Рассказ не датирован, не указано, кем и где он записан, однако в своей заключительной части запись приобретает характер протокола допроса, проведенного, по-видимому, о Киеве кем-то из управления 13 дивизии. Кроме названных выше, упоминаются фамилии красноармейцев взвода: Чернясина, Громова, Кузовкова, а также мл. сержанта Дворцова и мл. лейтенанта Каневского. Все они (и сам Долгодворов Михаил Иванович) по состоянию на 1 июня 1941 г. числятся в штатно-списочном составе 2-го стрелкового взвода 9-й роты 233 полка (всего 42 человека, командир взвода - мл. лейтенант Каневский Григорий Назарович, в списке нет Чернясина, но есть Черняев Иван Васильевич) (25).

Возможно, что неосведомленность Тюремного управления о массовом расстреле заключенных во Владимир-Волынске (доклад (4) сообщает об убытии по 1-й категории "всего" 36 человек) связана с предшествующим бегством тюремной администрации, отмеченным в процитированном выше документе.

Львов

Документы Конвойных войск свидетельствуют о том, что с самого начала военных действий обстановка во Львове была неустойчивой вследствие германских бомбардировок и артобстрелов, диверсионных действий против частей Красной Армии внутри города и панических опасений, что противник может войти в город неожиданно. По-видимому, эта неустойчивость обстановки, в сочетании с отсутствием необходимых для эвакуации транспортных средств, попытками побегов из тюрьмы N 1, перерывами связи с вышестоящим начальством и убеждением в недопустимости оставления "контрреволюционеров" противнику, предопределила решение о судьбе заключенных.

Из оперативной сводки N 4 штаба 13 дивизии Начальнику Конвойных войск НКВД Шарапову, из Киева, по состоянию на 8-00 24/6-41:

"[...] Львовом связи нет, высланы делегаты связи [...]" (26).

Из "Доклада о служебной деятельности 233 полка Конвойных войск НКВД за период военных действий с 22.6.41 по 29.7.41" (27):

"Боевые действия полка развернулись С 5.00 22.6.41, т.е. с момента налета 10-12 бомбардировщиков пр-ка на город Львов [...]

[...] были усилены караулы NN 1, 2 и 3 в тюрьмах города Львова и выставлен новый усиленный караул в тюрьме N 4, до этого охраняемой надзорсоставом тюрьмы.

В 7. 35 22. 6. 41 распоряжением Командующего 6-й армией, полк принял под охрану и оборону 5 важных городских объектов: электростанцию, радиостанцию, газовый завод, главпочтамт и нефтеперегонный завод.

[...] С 22.6.41 полк вошел в подчинение Начальника УНКВД по Львовской области капитана милиции тов. ДЯТЛОВА. [...]

[...] начальником УНКВД по Львовской области, для установления порядка в городе Львов, на полк было возложено в ночь с 22.6.41 на 23.6.41 и с 23.6.41 на 24.6.41 патрулирование, куда выделялось каждую ночь по 100 чел. Кроме этого, в силу сложившейся обстановки, полк на протяжении 22.6-29. 6.41 и по заданию начальника УНКВД и по заданию коменданта города, выбрасывал ряд подразделений, от отделения до роты, для выполнения оперативных задач, напр.: усмирение арестованных в 1-м отделении милиции по ул. Яхимовича; предотвращение ограбления магазинов в районе ул. Клепаровской; обыск помещений на территории пивоваренного завода, откуда была обстреляна грузовая автомашина полка; оцепление и обыск домов в разных районах города Львова, с окон чердаков которых обстреливались проходящие части Красной Армии, подразделения и автомашины полка и т.д. [...]".

Из оперативной сводки 233 полка командиру 13 дивизии KB НКВД полковнику Завьялову, по состоянию на 11.00 24.6.41 (28):

"Доношу, что по распоряжению начальника УНКВД 23.6.41 в 20.00 и 24.6,41 в 3.00 полк поднимался со всем обозом для отхода из гор. Львова [...] Заключенные [...] в тюрьме N 1 [...] сломали камеры и совершили массовый побег, который был ликвидирован нашими бойцами [...] Было применено оружие боесоставом [...] в результате чего по неполным данным имеется 20 убитых з/к и 46 раненых [...]".

(затем число жертв было скорректировано на 13 убитых и 6 раненых - прим. сост.}

" [...] Решено всех з/к вывезти из тюрем, но отсутствие вагонов тормозит проведение данной операции. Вывозу подлежит 5000 з/к, что составляет 2,5 эшелона [...] " (28).

Из оперативной сводки N 39 штаба 13 дивизии, по состоянию на 8.00 12 июля 1941 г.:

" [...] Конвой старшего лейтенанта Криницина, з/к 527 конвоя 33, убыл Львова 23 июня[...] " (29).

Из оперативной сводки N 7 штаба 13 дивизии Начальнику Конвойных войск НКВД Шарапову, из Киева, по состоянию на 13-00 25/6-41:

"[...] По 233 полку =+= В 11-30 25/6-41 майор Дмитриев по прямому проводу из Волочиска сообщил: что 23/6 233 полк по приказанию начальника УНКВД из города отходил, но после вернулся в казармы тчк В этот же день тюремная администрация и охрана покинула город тчк Тюрьма HP 1 обстреливалась ружейным и пулеметным огнем с прилегающих зданий тчк Обстановка на 24/6 и 25/6 во Львове неясна и связи с ним нет тчк [...]" (30) [5].

Ввиду отсутствия прямой связи со Львовом, сведения оттуда поступали через Волочиск, где временно располагался штаб 229 полка (командир - майор Дмитриев), конвоировавшего пешие колонны военнопленных "бывшей польской армии".

Из "Доклада о служебной деятельности 233 полка Конвойных войск НКВД за период военных действий с 22.6.41 по 29.7.41" (27):

"[...] С 22.6.41 полк вошел в подчинение Начальника УНКВД по Львовской области капитана милиции тов. ДЯТЛОВА. По его приказанию 23.6.41 в 20. ОО и 24. 6.41 в 3.00 полк поднимался со всем обозом и сосредоточившись в 1-м случае у здания Облисполкома, а во 2-м у здания Обкома партии, не выходя из города, оба раза возвращался обратно [...]

При отходе из Львова во 2-ой раз, т. е. 24.6.41, одновременно распоряжением Начальника УНКВД был снят из тюрем надзирательский состав, а также войсковая охрана полка. Заключенные, предоставленные самим себе в тюрьме N 1 имеющей свыше 3000 з/к, сломали камеры и совершили массовый побег, который был ликвидирован небольшой группой бойцов полка, возвращавшимися в казарму из городского патрулирования. На помощь им с восточной окраины города Львов, где полк сосредотачивался для отхода, была выслана рота. Принятыми мерами закл[юченны]х водворили в камеры. Совершили побег 220 з/к главным образом бытовики. Контрреволюционный элемент бежать не успел. Боесоставом было применено оружие, а также заключенными из револьвера обстреляны бойцы. В результате чего, со стороны з/к 13 убитых и 6 раненных. В тюрьме водворен порядок.

Как при первом, так и при втором возвращении полка во Львов, тюрьмы были усилены охраной.

На протяжении нескольких часов 24. 6.41, до возвращения надзора в тюрьму N 1, функции его выполнял личный состав полка [...]

[...] 24.6.41 между 14-15 часами, при очередном налете самолетов на город и сильной стрельбе в городе: из пулеметов, винтовок, револьверов из окон, чердаков, закоулков и главным образом церквей и костелов местными контрреволюционными элементами по передвигающимся войскам и тюрьмам, в тюрьме N 1 среди надзора создалась паника, вследствие которой надзор покинул тюрьму. Этой панике поддался и караул во главе с мл. лейтенантом Лещинским в числе 30 чел. и без санкции командования отошел в тыл в с. Винники, удалившись от Львова на расстояние 10 клм. Из состава караула остался лишь один кр-ец пулеметчик с ручным пулеметом тов. Терентьев, который и удержал натиск з/к, до подхода нового караула и первой роты в целом во главе со ст. лейтенантом тов. Блохиным.

Порядок без единого побега в тюрьме N 1 был установлен составом нового караула и до возвращения надзора тюрьмы, функции последнего осуществлял караул при участии Зам. Нач. УНКВД области ст. лейтенанта Госбезопасности тов. Ступницкого,

[...] Произведенным расследованием установлено, что Лещинский по примеру первых двух отходов со Львова, когда был снят надзор в тюрьме N 1, в 3-й раз поддался панике, которую внес надзор тюрьмы[...]".

Из Приказа по 13 дивизии Конвойных войск НКВД СССР, 9 сентября 1941 г., N 036, гор. Харьков, "О награждении военнослужащих 233 конвойного полка НКВД,- (20):

"[...] Командир 1-й роты ст. лейтенант БЛОХИН Н.Ф. 24.6.41 принял правильное решение охраны и обороны тюрьмы и своим тактическим замыслом своевременно отразил вооруженное нападение контрреволюционных элементов, пытавшихся освободить заключенных из тюрьмы N 1 г. Львова [...]

Сержант старшина роты КОВАЛЕНКО Иван Иосифович 24.6.41 г. принимал личное участие в обыске чердаков с которых производился обстрел тюрьмы N 1. Замаскировавшийся немецкий шпион, вооруженный автоматом, на чердаке тюрьмы и готовившийся к нападению на караул тюрьмы с целью освобождения заключенных, был пойман. [...]

Сержант - ком. отделения ЕНЬКОВ Никита Павлович и красноармеец ДУДЧЕНКО Григорий Петрович 24.6.41 г., возвращавшиеся из патрулирования улиц г. Львова в ядро полка, увидев выход групп з/к из тюрьмы N 1, подали команду "кругом" и совместными энергичными действиями, решительно применив оружие, восстановили порядок в тюрьме.

Красноармеец ТЕРЕНТЬЕВ Алексей Сергеевич 24.6.41 г., будучи в карауле по охране тюрьмы N 1 в г. Львове, проявил мужество и самоотверженность [...] В результате обстрела тюрьмы бандитскими группами в тюрьме создалась паника, надзирательский состав тюрьмы сбежал. В тюрьме остался один тов. ТЕРЕНТЬЕВ, который отражая нападающих, продолжал выполнять задачу охраны и обороны тюрьмы до подхода подкрепления [...] Попытки побега заключенных через взломанные ими двери камер, были предотвращены [...]->.

Из "Доклада о служебной деятельности 233 полка Конвойных войск НКВД за период военных действий с 22.6.41 по 29.7.41" (27):

" [...] До 25. 6.41 предполагалось вывезти из тюрем города Львова и Львовской области 5000 з/к.

С прибытием во Львов Зам. Наркомов Внутренних Дел УССР, вывоз был отменен. Заключенные бытовики освобождены. [...]" {подчеркнуто составителем)

Из внеочередной оперативной сводки N 5 командования 233 полка из Львова за период времени с 5.00-22.6.41 по 22.00-26.6.41 командиру 13 дивизии полковнику Завьялову (18):

[...] Принятое рaнee решение о вывозе 5000 з/к из тюрем Львовской обл.. с прибытием 25.6,41 г. в г. Львов Зам. Наркомов Внутренних дел и Государственной Безопасности УССР изменено. Будут отконвоированы часть перебежчиков до 200 человек. Бытовики освобождаются. Отконвоирование должно быть произведено 26.6.41 г. Вагоны и конвой подготовлены [...]". ( подчеркнуто составителем)

Из "Доклада о служебной деятельности 233 полка Конвойных войск НКВД за период военных действий с 22.6.41 по 29.7.41" (27):

"[...] 26.6.41, под конвоем начальника конвоя мл. лейтенанта тов. Резниченко отконвоированы из Львовских тюрем и сданы 9.7.41 в Уфе 148 з/к пе-ребежчиков и в Потьме 48 военнопленных немцев [...]"

Из донесений майора Вольфенгагена (начальника 2 отделения штаба 13 дивизии) по прямому проводу из Волочиска в Киев:

"[...] Во Львове все тюрьмы разгружены за исключением внутренней в которой содержатся 200 з/к, которые будут отконвоированы [...]" (31)[6]. {подчеркнуто составителем}

"[...] Из Львова все тюрьмы 25 и 26.6 разгружены. Из внутренней тюрьмы 200 з/к отконвоированы вглубь страны через Киев. Погрузка происходила 26. 6 вечером в вагоны [...]" (второе донесение - от 27.6.41 г., 22.30). (32),

Из переговоров Управления Конвойных войск с командиром 13 дивизии Завьяловым, 26.6.41 г.:

"У аппарата полковник Порфилов

Нач. войск просит обстановку 233 полка, где он что с ним === все

У аппарата полковник Завьялов ==~ Слушайте отвечаю === прямой связи со Львовом нет тчк По данным полученным вчера и сегодня через командира 229 полка и НКВД т. Сергиенко штаб полка находится Львове выполняет оперативные задачи по борьбе с пятой колонной охраняет и эвакуирует львовские тюрьмы зз исключением HP 1 которая ликвидирована тчк [...]" (33) ( подчеркнуто составителем).

После этого функции охраны и конвоирования заключенных во Львове 233 полк уже не выполнял -

Из "Доклада о служебной деятельности 233 полка Конвойных войск НКВД за период военных действий с 22.6.41 по 29.7.41" (27):

"[...] 26.6.41 с 10.00, по распоряжению Зам. Наркома Внутренних [Дел] Союза генерал-лейтенанта тов. МАСЛЕННИКОВА, все части внутренних войск НКВД Львовского гарнизона, в том числе и 233 полк, вошли в подчинение начальника Пограничных Войск НКВД УССР генерал-майора тов. Хоменко [...]

[...] Полку поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить наблюдение за подступами к городу в Яновском направлении.

2. Обеспечить порядок в городе, путем высылки патрулей.

3. Отражение нападения на тюрьмы и ведение круглосуточной борьбы с вооруженными контрреволюционными очагами, обстреливающими проходящие войска Красной Армии, из окон чердаков, костелов.

[...] В ночь с 27 на 28.6.41 [...] полк вошел в состав резерва 6 корпуса РККА и занимал оборону на Сев. Зап. окраине Львова до 15.00 29. 6.41.

В связи с общим отходом войск фронта, по приказанию Штаба 6 Армии, весь наличный состав полка (один батальон), в течение дня 29.6.41 и до 2.00 30.6.41, прикрывал отход частей РККА, занимая оборону на восточной окраине города Львова у кирпичного завода и после отхода всех частей, в 2.00 30. 6.41 полк отошел по маршруту Сихув-Бубрка-Рогатин-Козова-Тарнололь, под непосредственным воздействием авиации противника [...]".

В процитированных документах нет ни слова о массовых убийствах заключенных в львовских тюрьмах, в отличие от материалов Тюремного управления, в которых сообщается об "убытии по 1-й категории" 2464 з/к. Однако сопоставление формулировок из различных документов Конвойных войск исключает иные варианты судьбы заключенных (кроме ранее вывезенных, бежавших и освобожденных "бытовиков"). Ведь если еще 24 июня планируется вывезти 5000 заключенных (из них более 3000 человек содержится в тюрьме N 1), затем 25 июня это решение отменяется и "бытовики" освобождаются (только они), а 26 июня все львовские тюрьмы уже "разгружены" (тюрьма N 1 "ликвидирована") - то получается, что остальные заключенные должны были быть казнены.

Какую иную судьбу можно предположить для них в свете документов Конвойных войск, если эти заключенные не были вывезены, не были освобождены, а тюрьмы все-же оказались "разгружены"? Документы Конвойных войск не упоминают о том, что часть заключенных во Львове могла быть оставлена в тюрьмах (о чем имеется сообщение в материалах Тюремного управления).

На основании документов Конвойных войск можно также заключить, что массовое уничтожение заключенных было осуществлено в течение 25 июня и не позднее 10 часов утра 26 июня, когда 233 конвойный полк стал выполнять уже совсем иные задачи - по обороне города и поддержанию в нем порядка, а также по защите тюрем от нападения извне (последнее - по-видимому, с целью скрыть содеянное). Очевидно также, что решение о расстреле было принято прибывшими 25 июня 1941 г. во Львов заместителями наркомов внутренних дел и госбезопасности Украины. В выявленных документах их фамилии не упоминаются, однако известно, что в тот момент заместителями наркома внутренних дел УССР были: Ратушный Николай Тимофеевич и Строкач Тимофей Амвросиевич, а заместителями наркома госбезопасности УССР - Савченко Сергей Романович и Ткаченко Иван Максимович (одновременно начальник управления НКГБ УССР по Львовской области). Это тот самый Ткаченко, который менее чем через месяц отдал в Умани распоряжение о расстреле 767 заключенных из Черткова.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)