|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)1. Общее понятие познания. 1 2. Основные философские подходы к проблеме познания. 1 3. Принципы познания. 2 4. Субъект и объект познания. Понятия истины, заблуждения, оценки. 2 5. Этапы, формы и уровни процесса познания. 2 6. Объяснение и понимание как функции и процедуры познания. 3 7. Диалектико-материалистическая теория истины. Практика и её роль в познании. 5 8. Рациональное и иррациональное в познании. Вера и знание. 6
1. Общее понятие познания. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания, во-первых, выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей и явлений окружающего мира, а во-вторых, субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, и это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: 1) познаёт окружающий мир непосредственно, т.е. открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества; 2) познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений: читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры. 2. Основные философские подходы к проблеме познания. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гносеологический оптимизм и агностицизм. Сторонники гносеологического оптимизма (как правило, философы-материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто – философы-идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант (1724–1804). Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: 1) сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями по причине ограниченных познавательных возможностей разума; 2) сам окружающий мир непознаваем в принципе, человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает их внутреннюю сущность – «вещь в себе». Главное отличие в подходах к познанию материалистов и идеалистов в том, что: 1) идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального (т.е. нематериального) разума; 2) материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя. 3. Принципы познания. Современная гносеология в основном стоит на позициях гносеологического оптимизма и базируется на следующих принципах: 1) диалектики, что подразумевает необходимость диалектически, т.е. с точки зрения развития, подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; 2) историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; 3) практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; 4) познаваемости – быть убеждённым в самой возможности познания; 5) объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека; 6) активности творческого отображения действительности; 7) конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. 4. Субъект и объект познания. Понятия истины, заблуждения, оценки. Субъектом познания является человек – существо, наделённое разумом и освоившее совокупность познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объём материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познающим субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна только в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир – бытие во всём его разнообразии, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Логическое осмысление субъектом окружающей действительности на основе категорий, законов, понятий, ценностей является оценкой. 5. Этапы, формы и уровни процесса познания. В процессе познания участвуют в единстве чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительности, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному познанию является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно открывается человеку на бессознательном уровне. Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Два этапа (ступени) познания – чувственное и рациональное познание – находятся в диалектическом единстве. Начальным этапом познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представление – это воспоминание того, что человек воспринимал когда-то, оно формируется на основе памяти. Различные представления могут комбинироваться по-разному, благодаря чему могут создаваться образы даже несуществующих в природе объектов, например, кентавра. Рациональный этап познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трёх логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Например, понятия металла, атома, общества и др. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Например: «Все металлы плавятся». Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Например, первое суждение: «Все металлы плавятся», второе суждение: «Олово – это металл»; из этих двух суждений в процессе умозаключения получают новое суждение: «Олово плавится». Умозаключения по форме могут быть дедуктивными, индуктивными, по аналогии. Выделяют два различных уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах жёсткого стандарта, неизменной схемы, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные. Рассудок есть уровень функционирования житейского здравого смысла. Разум – диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, постижение сущности вещей в их развитии и саморефлексия своего познания, деятельности. Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение идёт через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чувственной и рациональной ступеней познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию полученной в опыте информации. Теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полученных опытным путём данных, проникать в сущность предметов. 6. Объяснение и понимание как функции и процедуры познания. Главная цель объяснения – выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения. В самом общем виде объяснение – это подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение, прежде всего, под закон и причину. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты подводятся под понятия, понятия – под законы, законы – под принципы. Среди учёных и философов наибольшим признанием пользуется дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов. Некоторое явление считается объяснённым, если описывающее его высказывание логически выводится из законов и начальных условий. Например, когда студент решает задачу по физике, то от него требуют, чтобы он подвёл переменные под закон. Это и есть конкретный случай дедуктивно-номологического объяснения. Следует обратить внимание на то, что данная модель объяснения описывает лишь конечный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, которые не сводится к дедукции факта из закона, а всегда связан с трудоёмким исследованием и творческим поиском. Широко используются также структурные и генетические объяснения. Структурное объяснение характеризует сложные объекты на основе знания структуры (строения) этих объектов. Например, макроявления в физике и химии объясняются на основе микроявлений. Генетические объяснения представляют собой описание событий и процессов в их исторической последовательности, от причин к следствиям. Подобные объяснения широко используются в исторических дисциплинах. В социально-гуманитарных науках используются также интенциональное и рациональное объяснения. Сущность рационального объяснения (неошибочного рассуждения) заключается в том, что при объяснении поступка исторической личности исследователь старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался данный субъект, и показать, что на основе этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Интенциональное, или телеологическое объяснение указывает не на рациональность действия, а на его интенцию (стремление), на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие. Понимание – это раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, его места в мире, его функции в системе целого. При этом окружающая человека реальность, прежде всего, социально-культурная, а также природная, преломляются в связную систему предметов «мира человека». Включённый в этом мир предметы и явления предстают как носители смыслов и значений. Понимание и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Главная функция понимания связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. Проблема понимания исследуется в «философии жизни» и в герменевтике. Понимание развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур. Исходные донаучные виды понимания – освоение языка, понимание других людей (в сопереживании, диалоге), понимание социальных норм, знаков, символов – складываются в непосредственном жизненном процессе. В науке понимание предполагает использование специальных методологических правил и предстаёт как интерпретация. Типичными видами научно-теоретического понимания являются: 1) историческое понимание – понимание прошедших эпох; 2) филологическое понимание – интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов; 3) понимание в социально-антропологических исследованиях – понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей; 4) понимание в естествознании – понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий. Общими чертами всех видов понимания являются: 1) взаимосвязь понимания и самопонимания, 2) обусловленность понимания социально-историческими и культурными предпосылками, 3) необходимость раскрытия смыслового контекста предмета понимания. Развитие понимания происходит от предпонимания – исходного, предварительного представления о смысле предмета, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного понимания, в котором смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей – смыслом целого. Понимание и объяснение тесно взаимосвязаны. Понимание даёт ответ на вопрос: «Что это такое?». Объяснение отвечает на вопрос о причинах этого предмета или явления (например, революции). Объяснение на одном уровне часто подготавливает почву для понимания (интерпретации) фактов на более высоком уровне. В социальном познании предпочтение отдаётся понимающим методикам, а в естествознании – объясняющим. 7. Диалектико-материалистическая теория истины. Практика и её роль в познании. С точки зрения диалектического материализма истина – это адекватно верное отражение предмета, или, другими словами, истина – это достоверное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Истина есть соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Истина есть единство объективного и субъективного. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. В то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний. Абсолютная истина, т.е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Теории и знания людей носят относительный характер, люди формируют истину в исторически конкретных теориях, высказываниях. Относительная истина – это неполное и незавершённое знание, которое в дальнейшем уточняется и развивается. Развитие познания – это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые элементы абсолютной истины. Например, механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории – квантовая механика и теория относительности. Тем не менее, ньютоновская механика представляет собой истину, а не заблуждение, содержит элементы абсолютной истины и успешно применяется в ряде областей (в технике и небесной механике). Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определёнными условиями, в которых находится объект и субъект познания. Основной формой познания и главным критерием истины является практика. Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека; это общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляется благодаря практическому взаимодействию человека и природы. Главные виды практики: 1) материальное производство, 2) управленческая деятельность, 3) научный эксперимент, 4) социальные действия, преобразование общественного бытия. Функции практики состоят в том, что она является: 1) критерием истины, 2) основой познания, 3) целью познания, 4) результатом познания. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни, прежде всего, потребностями практической деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, т.к. познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Практика есть решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя» – человека. Но значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике теории, знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами. В истории науки не редкость, когда какая-либо научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания. 8. Рациональное и иррациональное в познании. Вера и знание. Рациональное (от лат. разумное) означает относящееся к разуму, рассудку. Рациональность, с точки зрения современного российского философа В.С. Швырёва, «правомерно усматривать только там, где существуют специальные усилия познающего субъекта по анализу соразмерности его позиции той реальной ситуации, в которой он находится». Анализ такой «соразмерности» проводит разум, который строит модели реальности и на них отрабатывает версии по поводу того, какова реальность, как она есть. Рациональное познание – это моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мышления (анализа, синтеза, абстрагирования, дедукции и т.д.). Возможность логического конструирования познавательной модели вытекает из признания тождества логики и онтологии, мышления и бытия, а также веры в безграничные познавательные возможности разума, его самодостаточность и субстанциональность. Рациональное познание – это, прежде всего, логически и теоретически обоснованное знание о предметах мира. Классическая наука и философия базировалась на твёрдой уверенности в том, что логическое постижение действительности является по определению истинным. С точки зрения Гегеля, рациональность – это разумность, т.е. умение мыслить в логических категориях, а её критерий – истина. Успехи рационального познания проявились, прежде всего, в научных открытиях, в становлении и развитии научно-технического прогресса. Рациональное познание всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами, которые зафиксированы в общезначимой форме. Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными его формами. В самом общем виде, иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с логическим мышлением. К иррациональному относятся предрассудки, непосредственное созерцание, эмоции и чувства (любовь, вера и др.), вчувствование, понимание, подсознательные влечения, мистические озарения, интуиция и т.д. Осознание присутствия в научном познании иррационального способствовало появлению в гносеологии ХХ в. сомнений относительно представлений классического рационализма о всесилии, всевластии человеческого разума, единственным препятствием для которого признавался только недостаток его собственной активности. Было признано, что разуму недоступны те формы опыта, которые неотчуждаемы от личности, в силу чего их нельзя заменить рациональным моделированием. Это относится ко всякому личностно-экзистенциальному содержанию опыта, но, прежде всего к опыту религиозного верования. Критическому переосмыслению подвергся и принцип тождества мышления и бытия, из которого вытекала уверенность в том, что бытие «прозрачно» для мысли, что его природа логическая, а потому мышление может «вычерпать» до последних глубин знание о любых объектах, процессах, явлениях. Обнаружилась «непрозрачность», «потаённость» бытия, его несоразмерность разуму. Современные теории познания уже не признают безусловного приоритета рационального перед формами иррационального познания, и наряду с научным знанием, признаётся существование религиозного, мистического, оккультного, художественного и др. видов нерационального знания. К нерациональному в научном познании относится способность непосредственно и интуитивно, без всякой рефлексии логического мышления находить пути решения проблем. Интуиция (от лат. intuitus взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, а также духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретённое непосредственно, а не эмпирически или путём размышления, непосредственное переживание действительности. Интуиция – непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или божественной сущности при помощи прямого усмотрения. Интуиция в науке, как правило, предполагает предварительную мощную и длительную работу логического мышления. Поэтому часто она рассматривается как «свёрнутая, спрессованная» логика. Но в любом случае интуиция представляет собой особый тип мышления, в котором сам мыслительный процесс совершается на бессознательном уровне, а предельно ясно осознаётся только результат – открытие. В интуиции немалую роль играет личностное, «неявное» знание, куда относятся навыки учёного, его пристрастия (например, музыкальные, поэтические, философские) и т.д., влияющие на характер научных интересов и ориентацию на открытие. Проблема иррационального в познании рассматривается в философии позднего Шеллинга, Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, Бергсона и др. Ограничивая или отрицая возможности разума в процессе познания, они признают алогичный и иррациональный характер самого бытия. Так, Шопенгауэр считал, что в таинственные глубины мира можно проникнуть с помощью не столько логики, сколько непосредственного созерцания и интуиции. С его точки зрения, рациональными средствами познания, к которым относятся рассудок, разум, понятия, категории, суждения и т.д., может овладеть любой человек и стать учёным. Но в науке принципиально новое открывают не обычные учёные, а гении. Гений – это не столько кропотливая деятельность логических размышлений, сколько иррациональная интуиция. Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека-субъекта со всем окружающим миром. Познающий субъект выступает не как чистое сознание, а как человек, который живёт и действует, который опирается на опыт, пронизывающий всю жизнь личности. В качестве главного познавательного средства выступает не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы, в том числе любви и веры. Любовь – наиболее совершенный способ познания, она утверждает ценность того, на кого или на что направлено это чувство. Любовь, с точки зрения персоналистов, наиболее адекватно раскрывается в вере. Вера входит необходимым составным компонентом в процесс познания. Вера предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания. Вера предстаёт как форма принятия решения без достаточного экспериментального и логического обоснования. Вера является отправной точкой всякого познания, помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием, служит средством их интеграции. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии достаточных доказательств. Вера играет компенсаторную функцию: в качестве положительной эмоции она позволяет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного. Субъективный фактор, особенности личности и мышления исследователя играют важную роль в познании, особенно в случае принятия принципиально новых решений. Поэтому для мобилизации духовных и физических сил исследователь на различных этапах творческого процесса использует веру. Вера предполагает определённое эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту, обусловливает волевой выбор, преодоление сомнений, готовность человека отстаивать свои идеи и решения. Предметом веры могут быть только те идеи, которые ещё не получили достаточно логического обоснования и не подтверждены практикой, т.е. не имеют значения объективных истин. Вера имеет в качестве своего предмета гипотетические положения, которые формируются на основе познания и практической деятельности человека. Преодоление разрыва между знанием и незнанием, между эмпирическим опытом и гипотетическими положениями веры осуществляется на основе интуиции, волевого выбора и других нерациональных форм познания. С точки зрения персонализма, каждое частное верование возможно в силу приобщения человека к фундаментальной вере – вере в Бога. Рационализм, не отрицая присутствия в познавательном процессе нерациональных моментов, интуиции, веры, считает необходимым дать им естественное объяснение на основе взаимодействия общественной и индивидуальной сторон познающего субъекта, на основе усвоения человеком материальной и духовной культуры человечества, развитого творческого воображения. Проблема соотношения знания и веры имеет давнюю историю. Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания. Ф. Бэкон сказал: «Знание – сила», уделяя особое внимание тому, что истину надо искать через практическую жизнь. Неотомизм ставит проблему соединения веры и знания. Проблеме веры и её соотношения с разумом уделено большое внимание в русской религиозной философии (славянофилы, Вл. Соловьёв, Н.А. Бердяев). Вера у них – внутренний, духовный мир человека, принятие сознанием высших ценностей духовного порядка. Для многих людей понятие «веры» сливается с понятием «совести», с непостижимым «нравственным законом внутри нас». Этот закон может совпадать с тем, что предписывает та или иная религия, но может и не совпадать. Вера, уверенность в невидимом, желаемом, ожидаемом. Вера нужна человеку как духовная сила, моральная норма.
Сост.: Ткачева Е. Б. Апрель 2007 г. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |