|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Благословение Эйсава и ЯковаЭйсав и Яков это два духовных антипода. Один из них пример проявления эгоизма, когда свое собственное эго не оставляет места для Всев-него. Другой, наоборот, пример битуль, устранения своего «я» ради Всев-него. Усмирить свою гордость одна из самых сложных задач для еврея, но и одна из самых важных, потому что это качество разрушительно. В славном городе Шклове жил еврей по имени реб Моше Менкес. Бродячие торговцы, извозчики и прочий легковесный элемент передавали друг другу тайну его богатства: когда французы удирали от русских, какой-то гренадер в мохнатой шапке закопал под деревом шкатулку с червонцами, а этот Менкес увидел, как что-то блеснуло между корней... На самом деле никакого француза не было. Отец реб Моше сколотил состояние, беря в аренду у помещиков сады, поля и прочие угодья. Деньги перешли к сыну, а реб Моше, с еврейской головой на плечах, еще больше увеличил это богатство. Он купил в городе несколько хороших каменных домов, сдавал их в аренду, и, сами понимаете, деньги текли. Встречаются скупые богачи, но Моше Менкес был из другого огорода. Надо ли помочь вдове выдать дочку замуж, или ссудить деньги растяпе-бакалейщику, или взять на себя расходы по постройке миквы, реб Моше первым доставал кошелек. И было видно по лицу, как приятно ему помочь своим братьям-евреям. Есть «гвиры», которые ждут, что в награду за добрые дела им будут уступать лучшее место в синагоге, или дадут в бане самый толстый и душистый веник. Но Менкес от подобных глупостей был весьма далек. Он никогда не важничал на людях, потому что вся гордость сидела у него внутри. Да и как не гордиться? Слава добрых дел его гремела по всей округе. В любых спорах и ссорах этот богач держался тихо, не гневался, и всякие там «чтоб тебе сшили костюм для могилы» никогда от него не услышишь. А то, что реб Моше не принимал участия в схватках хасидов и митнагедов, от которых дрожал весь Шклов, еще больше прибавило ему всеобщего уважения. В глубине души реб Моше знал, что люди правы, что он действительно очень добрый, скромный и мудрый еврей. Не цадик, однако. Но он и не претендовал на это. То, что пряталось внутри, было видно по походке. Реб Моше не шел, не шагал, а плыл по улице, подняв глаза и нос к небесам. Чем сильнее богател он, тем больше творил добро. И гордость его пухла, как тесто для субботних хал. Так было, пока не приехал в Шклов Ребе Довбер, второй глава ХАБАД. Реб Моше, будучи общественным лицом, пошел сказать «шалом алейхем» почетному гостю, и провел в беседе с глазу на глаз целых полчаса. О чем они говорили - никто не знает. Вышел Менкес в коридор сам не свой, и сказал евреям хрипло: «Этот мудрец испек меня!..» А потом бросился вниз по лестнице. Очевидно, цадик показал богачу, что творилось у того в душе. Очевидно, что реб Моше не совсем допекся, потому что навещал Ребе Довбера еще несколько раз. Они беседовали при закрытых дверях, и наш «шойнер ид», «еврей великолепный», был похож потом на душистую, румяную, слегка перепеченную халу. Хоть сейчас на стол. Ребе Довбер уехал. Реб Моше перестал плавать по улицам и стал по ним ходить. Перейдя на новый режим существования, он начал подмечать, что кроме него на свете водятся еще евреи, которые двумя руками творят добро и избегают выражений вроде «чтоб вы оглохли». Хасидом он не стал. Но зато сделался «а менч» - евреем твердым, без фантазий на ходулях. А в споре городских хасидов и митнагедов победила, кажется, дружба. 27:1 «И было, когда состарился Ицхак и помутились глаза его, не мог видеть, призвал он Эсава, своего сына старшего, и сказал ему: Сын мой! И сказал он ему: Вот я!! וַיְהִי כִּי זָקֵן יִצְחָק וַתִּכְהֶיןָ עֵינָיו מֵרְאֹת וַיִּקְרָא אֶת עֵשָׂו בְּנוֹ הַגָּדֹל וַיֹּאמֶר אֵלָיו בְּנִי וַיֹּאמֶר אֵלָיו הִנֵּנִי РаШИ и помутились … - От дыма этих воскурений идолам, совершаемых женами Эсава. Другое объяснение: когда он был связан на жертвеннике и отец вознамерился заколоть его, небеса разверзлись, и ангелы-служители смотрели и плакали, и слезы катились из их глаз и падали в глаза Ицхака. Поэтому помутились его глаза. Другое объяснение: для того, чтобы благословения получил Яков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |