АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аль-Бути неправильно предположил, что слепой мужчина попросил Аллаха вернуть ему зрение ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. III. Мягкосердечие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его плач
  8. III. Мягкосердечие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его плач.
  9. XIII. Заключительные положения
  10. А. Вводные положения
  11. А. Вводные положения
  12. Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров,

Завершая разъяснение ошибок доктора аль-Бути, хочу указать на то, что он неправильно предположил, что слепой мужчина попросил Аллаха вернуть ему зрение ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он мотивировал это тем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был лучшим среди всех творений, однако все это – не что иное, как голословные заявления, не имеющие никакого основания. Доктор не сможет привести в подтверждение своих слов даже сомнительные доводы. И на страницах этой книге мы уже отметили, что слепой мужчина пытался приблизиться к Аллаху посредством мольбы Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Мы опровергли все известные нам сомнительные заявления наших оппонентов, пытающихся найти оправдание своим ошибочным воззрениям. Что же касается слов «И поступай так всякий раз, когда будешь нуждаться в чем-либо», на которые сослался доктор аль-Бути, то они недостоверные, хотя доктор и не обратил на это внимание либо по ошибке, либо преднамеренно. Все это мы уже разъяснили на сс. _____, и я не хочу возвращаться к этой теме еще раз.

Из всего сказанного в этой книге каждому беспристрастному читателю, желающему найти истину, должно быть ясно, что сомнительные утверждения доктора аль-Бути являются неправильными. Истину изрек Всеблагой и Всевышний Аллах, когда сказал: «Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!» (аль-Анбийа, 18); «Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (аль-Фуркан, 33).

 

Хвала Аллаху за то, что Он наставил нас на прямой путь!

Его одного следует просить о помощи, и нет Господа божества, кроме Него!

 

وسبحانك اللهم وبحمدك، أشهد أن لا إله إلا أنت،
أستغفرك وأتوب إليك

 

О Аллах! Пречист Ты и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой!


 

 

التوسل

أنواعه وأحكامه

[ باللغة الروسية ]

محمد ناصر الدين الألباني

 


[1] Вера в то, что мертвые могут помочь живым, является неправильной, поскольку обращение за помощью к кому-либо, кроме Аллаха, относится к проявлениям великого многобожия. Упаси нас Аллах от этого!

[2] Очевидно, это ошибочное убеждение опирается на хадис: «Если кто-либо чихнет возле того, кто говорит, то этот человек говорит правду». Этот хадис передал аш-Шаукани в книге «Аль-Фаваид аль-Маджмуа фи аль-Ахадис аль-Маудуа» («Собрание полезных выводов из выдуманных хадисов») (с. 224). Это – хороший показательный пример того, как опасны выдуманные хадисы, и как они влияют на распространение ошибочных воззрений и дурных обычаев. Безусловно, это обязывает каждого сознательного мусульманина изучить и остерегаться их, а добиться этого человек не сможет до тех пор, пока он не уделит внимание Сунне и ее изучению. Руководствуясь этими и другими соображениями, я начал писать книгу «Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа ва Асаруха ас-Сеййи фи аль-Умма» («Сборник слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину»). Речь об этом хадисе и подробное разъяснение того, по каким причинам он является слабым, в нйе можно найти под номером (136).

[3] В основе этого верования лежит выдуманный хадис: «Если у кого-либо из вас зазвенит в ушах, пусть он помолится за мое благословение и скажет: «Пусть Аллах скажет доброе о том, кто помянул меня»». Этот хадис передал аш-Шаукани в книге «Аль-Фаваид аль-Маджмуа фи аль-Ахадис аль-Маудуа» (224).

[4] Это порочное воззрение опирается на хадис: «Если кто-либо из вас подумает хорошо о камне, то Аллах сделает его полезным для него». Этот хадис привел хафиз аль-Аджалуни в книге «Кашф аль-Хафа» (2/152), и Ибн Теймийя назвал его лживым хадисом. Ибн Хаджар же сказал, что это сообщение бездоказательно. В книге «аль-Макасид» этот хадис назван недостоверным. Ибн аль-Каййим же сказал: «Так говорят идолопоклонники, которые возлагают надежды на камни». См. «Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа» (450).

[5] Этот хадис передали ан-Насаи и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, и с ним справедливо согласился аз-Захаби.

[6] Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.

[7] В одной из версий хадиса сказано: «…величайшего имени».

[8] Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.

[9] Этот хадис передал Имам Ахмад (3712), и текст хадиса приведен согласно его версии. Его же передали аль-Хаким (1/509) и др. В книге «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (199) я доказал, что цепочка его рассказчиков достоверна и опроверг доводы тех, кто назвал его слабым.

[10] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[11] Этот хороший хадис передали ат-Тирмизи (1/267, «Тухфат аль-Ахвази») и аль-Хаким (1/509).

[12] Этот хадис передали Имам Ахмад (5/349, 350), Абу Дауд (1493) и другие с достоверной цепочкой рассказчиков.

[13] В версии Муслима говорится: «Один из них сказал: «Подумайте, какой из праведных поступков вы совершили ради Аллаха, и попросите Аллаха помочь нам ради него. Быть может, Аллах избавит вас от нее»».

[14] В версии Муслима сообщается, что он отправился собирать дрова.

[15] В версии Муслима говорится: «О раб Аллаха, побойся Аллаха и не вскрывай печать…»

[16] Этот хадис передал аль-Бухари в разделе «Китаб аль-Иджара», и его текст приведен согласно этой версии. Его же передали Муслим, ан-Насаи и др.

[17] Этот хадис передал Имам Ахмад со слов Ибн Аббаса, и цепочка его рассказчиков является достоверной благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. комментарии к книге Ибн Абу Асима «Зилал аль-Джанна фи Тахридж ас-Сунна» (138).

[18] Мера объема, равная трем саа.

[19] Карамат – сверхъестественное явление, посредством которого Всемогущий Аллах оказывает милость Своим угодникам. – К.Э.

[20] Этот хадис передал аль-Бухари. Шейх аль-Албани привел его в сборнике «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (1/224-226), собрав воедино разные версии. В одной из версий этого хадиса, в частности, говорится: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Боже, напои нас! О Боже, напои нас! О Боже, напои нас!» Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Боже, вокруг нас, а не на нас. О Боже, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю»». – К.Э.

[21] Этот хадис передали аль-Бухари (2/397, 7/62) и Ибн Саад в книге Табакат аль-Кубра» (4/28-29). См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (536).

[22] Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «аль-Исаба» (3/634) отметил, что этот хадис передали Абу Зура ад-Димашки и Йакуб бин Суфьян в своих трудах «ат-Тарих» с достоверной цепочкой рассказчиков со слов того же Салима бин Амира.

[23] Хадис по этому поводу передал аль-Бухари. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (605).

[24] Этот хадис передал Муслим. См. «ар-Рауд ан-Надыр» (1112).

[25] Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. См. «Тахридж аль-Калим ат-Таййиб» (105).

[26] Этот хадис передал Муслим. См. «Тахридж Фикх ас-Сира» (481).

[27] Этот хадис передал ат-Тирмизи, справедливо назвав его хорошим. См. полный текст хадиса в книге «Тахридж аль-Калим ат-Таййиб» (225).

[28] Этот хадис передали аль-Хаким и ат-Табарани, и цепочка его рассказчиков является хорошей благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (1544).

[29] Речь идет о сподвижниках, их последователях и последователях их последователей. Из достоверных хадисов известно, что эти три поколения мусульман являются самыми лучшими. – К.Э.

[30] Этот хадис передал ад-Дарими (1/45) с достоверной цепочкой рассказчиков.

[31] Его звали Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад бин Джафар бин Хамдан аль-Кудури (362-428 гг.х.). Он был известным законоведом, учителем аль-Хатиба аль-Багдади.

[32] Речь идет о выдающемся мусульманском ученом Ахмаде бин ‘Абд аль-Халиме Ибн Теймийе.

[33] Я привел несколько цитат по этому вопросу, потому что многие фанатичные последователи ханифитского толка и некоторые другие отрицают то, что эти слова принадлежат Абу Ханифе, да смилостивится над ним Аллах. Но если такие достоверные предания от его имени были бы недостоверными, то в трудах по законоведению не было бы ни одного достоверного предания, содержащего его слова. Это хорошо ясно каждому законоведу, разбирающемуся в преданиях ханифитских имамов, которые приводятся в трудах этого толка.

Удивительно, что некоторые из них, когда сталкиваются с этим высказыванием имама Абу Ханифы, открыто заявляют, что они не опираются на его мнение, потому что оно противоречит хадису. Они полагают, что есть достоверные хадисы о законности обращения к Аллаху с просьбами ради кого-либо. К таковым они относят хадис о людях в пещере и хадис Бурейды, которые мы обсудили выше. Они неправильно истолковывают эти предания и отказываются от следования путем Абу Ханифы, хотя всем хорошо известно, что они фанатично подражают ему и отворачиваются от любого недвусмысленного достоверного хадиса, если тот не совпадает с мнением Абу Ханифы. Почему же они возвращаются к нашим принципам, когда лишаются возможности опровергнуть наши слова, опираясь на их собственные убеждения? Противоречие ли это в их взглядах или же явная небрежность? Или же они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, пытаясь отвергнуть истину, сказанную основоположником их школы, поскольку эта истина совпадает с нашими убеждениями о необходимости отказаться от просьб ради какого-либо творения и пытаться приблизиться к Всевышнему Аллаху только посредством Него Самого и Его качеств?

Хотелось бы мне знать, готовы ли они поступать согласно достоверным хадисам во всех вопросах мусульманского права, чтобы мы могли потребовать от них признать десятки и даже сотни достоверных хадисов, от которых они отказались ради своего толка. Согласятся ли они на это, последовав нашим путем? Или же они станут руководствоваться хадисами, отказываясь от своего толка, когда это совпадает с их желаниями и устремлениями, и придерживаться своего толка, противясь хадисам, когда эти предания не совпадают с их желаниями и целями?!

Я должен сказать, что оправдывать их взгляды хадисом Бурейды и рассказом о людях в пещере неправильно, потому что они ясно указывают лишь на законность поиска близости к Аллаху посредством праведных поступков. В первом хадисе это – свидетельство единобожия, а во втором – почтительное отношение к родителям, целомудренное воздержание от греха и доброе отношение к работнику. Все это мы уже говорили. И мы не относимся к тем, кто фанатично руководствуется вышеупомянутыми словами Абу Ханифы, которые на первый взгляд отрицают законность поиска близости к Аллаху таким способом. Мы не обязаны придерживаться таких же взглядов, если они не совпадают с хадисом, потому что мы считаем, что хадис стоит выше слов имама. В этом и состоит суть разногласий между нами и между теми, кто слепо подражает этому ученому, если верить их словам. О том же, что они скрывают, лучше известно Аллаху. Они называют свой способ приближения к Аллаху «обращением к Нему с просьбами ради другого», и благоразумным людям хорошо понятно, что это – всего лишь тщетная попытка скрыть одно из их заблуждений.

[34] Этот хадис передали аль-Бухари и др.

[35] Этот хадис передал Абу Дауд (1173), сказав: «Этот хадис малоизвестный, а цепочка его рассказчиков хорошая». Это мнение справедливо; более того, целый ряд богословов назвали хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» (1064).

[36] См. аль-Му’минун, 100.

[37] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (376), «Шарх ан-Навави» (4/145-149).

[38] Имеется в виду потеря сознания (الصعقة) после того, как ангел Исрафил затрубит в Рог, которая упоминается в Священном Коране: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (аз-Зумар, 68). – К.Э.

[39] Этот хадис передали Абу Дауд (1047), ан-Насаи и др. со слов Ауса бин Ауса, и цепочка его рассказчиков достоверная. См. «Мишкат аль-Масабих» (1361).

[40] Этот хадис передали Абу Йала, аль-Баззар и др. со слов Анаса бин Малика, и цепочка его рассказчиков достоверная. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (62).

[41] Речь идет о том, как Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был перенесен ночью из Мекки в Иерусалим. Это произошло не во сне, а наяву, после чего посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, душой и телом вознесся на небеса, где Всеблагой и Всевышний Господь побеседовал с ним через покрывало и велел ему и всем его последователям совершать ежедневно пять намазов, которые будут засчитываться им за пятьдесят. – К.Э.

[42] Этот хадис передали Имам Ахмад, Муслим и ан-Насаи со слов Анаса бин Малика.

[43] Этот хадис передали ан-Насаи, ад-Дарими, Ибн Хиббан и аль-Хаким (2/21) со слов Ибн Мас’уда, причем двое последних назвали его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Их мнение я считают правильным. См. «Тахридж аль-Мишкат» (924), «Фадл ас-Салат аля ан-Наби» (21).

[44] Этот хадис передал Абу Дауд со слов Абу Хурейры, и цепочка его рассказчиков хорошая. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (2266), «Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа» (3/5), «Сахих Абу Дауд» (1779).

[45] «Мисбах аз-Зуджаджа», с. 25.

[46] Мухаджиры – сподвижники, переселившиеся в Медину для того, чтобы помочь Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и поддержать религию Аллаха.

[47] Ансары – сподвижники из числа жителей Ясриба (Медины), приютившие у себя Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и переселившихся вместе с ним мусульман и вставшие на защиту ислама.

[48] В другой версии говорится: «…но если хочешь, я отложу свою мольбу, и так будет лучше для тебя».

[49] Этот хадис передали Имам Ахмад (4/138), ат-Тирмизи (4/281-282, «Тухфат аль-Ахвази»), Ибн Маджа (1/418), ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабире» (3/2/2), аль-Хаким (1/313) через Усмана бин Умара (учителя имама Ахмада) от Шубы от Абу Джафара аль-Мадани, который слышал, как Умара бин Хузейма рассказывал его от имени Усмана бин Хунейфа. Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, но малоизвестным. В сборнике Ибн Маджи сообщается, что Абу Исхак назвал его достоверным. Еще одну версию хадиса рассказал со слов Шубы Мухаммад бин Джафар. Ее передал аль-Хаким (1/519), назвав цепочку ее рассказчиков достоверной, и с этим согласился аз-Захаби. Тем не менее, некоторые богословы считали хадис нездоровым, поскольку одним из его рассказчиков был Абу Джафар. См. «Сийанат аль-Инсан», «Татхир аль-Джанан» (с. 37). Ат-Тирмизи сказал: «Мы знаем об этом хадисе только со слов Абу Джафара. Это не был Абу Джафар аль-Хатми. Следовательно, это был Абу Джафар ар-Рази. Он был правдивым рассказчиком, но обладал слабой памятью».

Я же считаю, что это был именно Абу Джафар аль-Хатми. Это отметил Имам Ахмад в одной из версий хадиса (4/138). В другой версии он назвал его Абу Джафаром аль-Мадани (родом из Медины). Так же его назвал аль-Хаким. Родом из Медины же был Абу Джафар аль-Хатми, а не ар-Рази. Об этом же говорится в сборнике «аль-Муджам ас-Сагир» имама ат-Табарани и в «ас-Сунане» имама ат-Тирмизи, изданном в Булаке (один из районов г. Каира). Все сказанное однозначно подтверждается тем, что именно Абу Джафар аль-Хатми рассказывал хадисы от имени Умары бин Хузеймы, а с его слов хадисы рассказывал Шуба. Через эту же цепочку был передан рассматриваемый нами хадис. И поскольку Абу Джафар аль-Хатми был правдивым, цепочка рассказчиков этого хадиса, несомненно, считается хорошей.

[50] Имеются в виду глаза.

[51] Этот хадис передал аль-Бухари со слов Анаса. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (2010).

[52] Достоверно известно, что последняя фраза тоже относится к хадису. Она упоминается в версиях Имама Ахмада и аль-Хакима. Последний назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Одной только этой фразы достаточно для того, чтобы опровергнуть любые попытки истолковать этот хадис как доказательство того, что можно просить Аллаха ради кого-либо из творений. К сожалению, именно так его трактуют некоторые современные авторы. Очевидно, они понимают, насколько убедительным является этот довод, и поэтому вообще не цитируют эту последнюю фразу в хадисе. Конечно, это лишний раз свидетельствует о том, что им нельзя доверять в передаче хадисов. Предыдущую фразу «О Боже, прими его заступничество за меня» они преподносят как свидетельство в пользу того, что разрешается просить Аллаха о чем-либо ради творений. Однако они не разъясняют читателям, на каком основании они делают такие выводы. Как говорится, на нет и суда нет!

[53] Салафиты (от арабин «салаф» – «предшественник») – противники нововведений и ереси в исламе, призывающие следовать путем Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его благородных сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Это название закрепилось за приверженцами Сунны и единой общины (арабин «ахль ас-сунна ва аль-джамаа»). – К.Э.

[54] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др. со слов Ибн Умара.

[55] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др. со слов Абу Хурейры.

[56] Этот хадис передали Имам Ахмад и Абу Дауд со слов Саида бин Зейда, и цепочка его рассказчиков является достоверной.

[57] Этот хадис передали аль-Бухари (7/300, 15/161, «Фатх аль-Бари»), ат-Тирмизи в книге «аш-Шамаил», Имам Ахмад и ад-Дарими.

[58] Этот хадис передали Имам Ахмад (1/215, 347), ан-Насаи, Ибн Маджа и др., и цепочка его рассказчиков является достоверной. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (1283) и комментарии к сборнику «ас-Сунна» Ибн Абу Асима (98).

[59] Маулид – празднование дня рождения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Известно, что мусульмане не отмечали этот день во времена самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. Впервые обычай праздновать день рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ввели фатимидские правители Египта и Северной Африки. – К.Э.

[60] Здесь речь идет о лексическом значении слова «заступничество» (الشفاعة), означающем «мольба».

[61] Имеется в виду история Усмана бин Хунейфа. – К.Э.

[62] «ат-Тавассул ила Хакикат ат-Тавассул», с. 237.

[63] Полное название этой книги шейха аль-Албани «Слабые и выдуманные хадисы и их дурное влияние на общину». – К.Э.

[64] Ибн Касир, «Ихтисар Улум аль-Хадис» с комментариями Ахмада Шакира (с. 59).

[65] Из всего сказанного должно быть ясно, что ссылаться на мнение хафиза Ибн Хаджара по поводу этого хадиса после того, как мы разъяснили, какого рода фальсификациями занимался Атийя, станет только тот, кто потакает своим желаниям. Один из наших оппонентов, в частности, сослался на слова Ибн Хаджара, пытаясь опровергнуть мои замечания по поводу фальсификаций Атийи. Полагаю, что он поступил предвзято, потому что из моих разъяснений ему должно быть ясно, как фальсифицировал хадисы Атийя. И хотя его возражения опровергают его собственные слова, он сделал вид, что не заметил этого, и никак не ответил на мое замечание. Напротив, он предположил, что фальсификации Атийи относились к первому виду, поскольку такие фальсификации не вредят хадису, если в других его версиях рассказчик ясно указывает на того, кто ему рассказал это. Надеюсь, читатели простят меня, если я скажу, что таких богословов можно причислить к фальсификаторам, подобным этому Атийе!!

[66] Аль-Мунзири в «ат-Такрибе» (2/265) сказал: «Этот хадис передал Ибн Маджа с сомнительной цепочкой рассказчиков». В другом месте (1/130-131) он назвал этот же хадис слабым, начав его словами «передают» (روي). В предисловии к своей книге он отметил, что такая формулировка означает, что хадис нельзя считаться хорошим.

[67] В книге «Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа», проанализировав хадис Билала и предыдущий хадис, я пришел к следующему заключению: «Одним словом, этот хадис дошел до нас через две слабые цепочки, одна из которых хуже другой». Некоторые авторы не придали значения этой фразе и возвели на меня навет. Один из них сказал: «Совершенно ясно, что цепочки рассказчиков этих двух хадисов разные от начала до конца. Как же после этого можно называть их одним хадисом и оценивать их одинаково?! Поистине, одно только это уже свидетельствует о степени ошибки того, кто так считает». Пусть же читатель сам рассудит, справедливо ли такое утверждение. И надеюсь, читатель простит меня, если я приведу здесь слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «В ранних пророчествах говорилось: если тебе не стыдно, то поступай, как пожелаешь!»

[68] Имеется в виду автор книги Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, да смилостивится над ним Аллах. – К.Э.

[69] Богословы разошлись во мнениях по поводу правильного понимания этого хадиса, потому что предлог (ب) может означать «ради», а может означать «посредством». – К.Э.

[70] Имеется в виду, что в одном случае он рассказывал хадис непосредственно от имени Умейи бин Халида, а в другом – от аль-Мухаллаба бин Абу Суфры, от Умейи бин Халида. В терминологии науки о хадисах это называется «путаницей» (الاختلاط).

[71] Арабский глагол (استفتح) используется в значениях «начинать», «делать почин», «просить помощь», «просить открыть», «просить вынести приговор». Ниспослан же был этот аят по поводу слов, которыми Абу Джахль начал битву при Бадре. Передают, что ‘Абдуллах бин Саалаба рассказывал: «Битву при Бадре начал Абу Джахль, сказав: «О Боже, он заставил нас порвать родственные связи и принес нам то, чего мы не знаем. Погуби же его этим утром!» И тогда Аллах ниспослал аят: «Если вы (неверующие) просили вынести приговор, то приговор уже явился к вам» (8:19). Этот хадис передали Ибн Джарир, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. – К.Э.

[72] Эти слова из предисловия к книге «аль-Каида аль-Джалила» принадлежат выдающемуся богослову, шейху Мухибб ад-Дину аль-Хатыбу.

[73] Высказывания аль-Хакима и Ибн Хиббана по этому поводу также передали хафиз Ибн ‘Абд аль-Хади в книге «ас-Сарим аль-Манки» (с. 29) и хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тахзибе».

[74] Эта оценка шейх-уль-ислама Ибн Теймийи является критикой в адрес рассказчика. Она похожа на оценку, данную хафизом Ибн Хаджаром рассказчику по имени Атийя аль-Ауфи, о котором мы говорили ранее.

[75] Ибн Теймийя, «аль-Каида аль-Джалила», с. 89.

[76] Этот хадис передали Муслим (1/7) и Ибн Хиббан в «ас-Сахихе» (1/27) со слов Самуры бин Джундуба. Его же передал Муслим со слов аль-Мугиры бин Шубы. Он же назвал его известным.

[77] «ат-Такиб аль-Хасис», с. 21.

[78] Этот хадис передали аш-Шафии, ат-Табарани и др.

[79] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 2/397.

[80] Под справедливостью рассказчика подразумевается то, что он был разумным совершеннолетним мусульманином и не был нечестивцем или непорядочным человеком. – К.Э.

[81] Под точностью рассказчика понимается то, что он абсолютно точно запоминал или записывал хадисы. Точность и справедливость являются двумя качествами, которыми обязаны обладать рассказчики достоверных хадисов. – К.Э.

[82] В оригинале «посланник Аллаха».

[83] Имеются в виду имамы-эпонимы четырех религиозно-правовых школ в исламе – мазхабов. Это – Абу Ханифа ан-Нуман бин Сабит (ум. 150 г.х.), Малик бин Анас (ум. 179 г.х.), Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (ум. 204 г.х.), Имам Ахмад бин Ханбал (ум. 241 г.х.). – К.Э.

[84] Эти слова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи можно трактовать по-разному. Возможно, он говорил со своими оппонентами, опираясь на их собственные убеждения. Известно, что они разделяли религиозные новшества на пять категорий, в том числе – на обязательные и желательные. Возможно также, что он использовал слово «ересь» (البدعة) в его лексическом значении. В этом случае он имел в виду то, что произошло после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но подтверждается шариатскими доводами. Я говорю это, потому что хорошо известно, что Ибн Теймийя не разделял ересь на хорошую и скверную, а считал всякую ересь заблуждением. Это подтверждается и концовкой этой цитаты.

[85] Барзах – промежуточный мир, в котором творения оказываются после смерти и пребывают вплоть до наступления Судного Дня. В барзахе праведники наслаждаются милостью Аллаха, а грешники и неверующие получают мучительное наказание. – К.Э.

[86] Среди них можно выделить труды шейх-уль-ислама Ибн Теймийи «аль-Каида аль-Джалила фи ат-Тавассул ва аль-Васила» и «ар-Радд аля аль-Бакри». Наиболее полным сочинение на эту тему является «Маджмуат ат-Таухид ан-Надждийя».

[87] См. Ибн Нуджейм аль-Мисри, «аль-Бахр ар-Раик» (5/134).

[88] Сюда же можно отнести выражение «Аллаху и Его посланнику лучше знать», которое часто повторяют многие люди. Сподвижники использовали это выражение, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был жив. В наше время говорить так нельзя, и нужно ограничиваться словами «Аллаху ведомо лучше».

[89] Аль-Азимабади, «ат-Талик аль-Мугни», с. 520-521.

[90] Этот скрытый недостаток хадиса остался незамеченным шейхом аль-Гимари в его книге «Мисбах аз-Зуджаджа» (с. 43). Не обратили внимание на это и другие авторы, лишенные Божьей поддержки, которые хотели представить этот хадис достоверным.

[91] Кибла – направление в сторону Каабы, куда поворачиваются лицом все мусульмане во время намазов и некоторых других религиозных обрядов. – К.Э.

[92] Ибн Теймийя, «ар-Радд аля аль-Бакри», с. 68-74.

[93] Имеется в виду, что хадисы в нем расставлены по тематическим разделам и главам. Такие сборники получили название «сунан». В отличие от них, те сборники, в которых хадисы расставлены по именам рассказчиков, называются «муснад». Сборники, в которые авторы включали только те хадисы, которые они считали достоверными, получили название «сахих». – К.Э.

[94] Отосланным (لمرسل ا) называется хадис, в цепочке рассказчиков которого отсутствует имя сподвижника, от которого его последователь услышал его. Отосланные хадисы, в принципе, являются слабыми и не принимаются, потому что они не удовлетворяют такому обязательному условию, как непрерывность цепочки рассказчиков. – К.Э.

[95] Неизлечимым (المعضل) называется хадис, в цепочке которого отсутствуют имена двух или более рассказчиков подряд. Богословы считают такие хадисы слабыми. – К.Э.

[96] Прерванным (الموقوف) называется хадис, повествующий о том, что сказал, совершил или одобрил кто-либо из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В некоторых случаях прерванные сообщения имеют силу хадисов, восходящих до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В качестве примера можно привести высказывания сподвижников о том, что не является предметом для самостоятельного суждения или лексическим комментарием. – К.Э.

[97] Имеются в виду сборники выдающихся мусульманских ученых Мухаммада бин Йазида Ибн Маджи (ум. 273 г.х.), Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 275 г.х.), Мухаммада бин Исы ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.) и Ахмада бин Али ан-Насаи (ум. 303 г.х.).

[98] Хафиз Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Это значит: никого не равняйте, не уподобляйте и не сравнивайте с Аллахом».

[99] Аль-Изз бин ‘Абд ас-Салам, «аль-Васита», с. 5

[100] Одним из них был автор книги «ат-Тадж».

[101] В примечании доктор аль-Бути привел хадис о слепом мужчине и сказал, что в некоторых его версиях также говорится: «И поступай так всякий раз, когда будешь нуждаться в чем-либо». Очевидно, он не знал, что эти версии являются слабыми. См. с. _____.

[102] Аль-Бути, «Фикх ас-Сира», с. 196.

[103] Этот хадис передали Имам Ахмад, аль-Бухари и др. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (684).

[104] В примечаниях к своей книге (с. 197) доктор аль-Бути попытался опровергнуть слова, сказанные мной в статье «Накд ан-Нусус аль-Хадисийя». В ней я раскритиковал некоторые взгляды аль-Каттани. Доктор аль-Бути же сказал от моего имени, что «хадисы о том, как испрашивали благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не имеют никакого смысла в наше время». К сожалению, в этой небольшой цитате автор явно нарушил научную этику и грубо исказил мои слова. В действительности я сказал следующее: «В настоящее время мы не извлечем много пользы от того, что докажем законность испрашивания благословения посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха». Посмотри же, как доктор аль-Бути исказил мои слова. Полагаю, его единственной целью было изыскать возможность для того, чтобы раскритиковать меня и поднять против меня простых мусульман. Разве ж богобоязненный человек, искренне пытающийся найти истину, станет поступать так? Я подробно опроверг его навет в одной из своих статей, опубликованных в журнале «ат-Тамаддун аль-Ислами». Она называлась «Комментарии к хадисам из книги «Фикх ас-Сира». Она была опубликована и в другой книге под названием «Защита хадисов и жизнеописания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и опровержение неграмотных заявлений доктора аль-Бути в книге «Фикх ас-Сира».

[105] Этот хадис подтверждается другими версиями, переданными ат-Табарани в двух его сборниках и другими хадисоведами. Аль-Мунзири в «ат-Таргибе» (3/26) указал на то, что этот хадис хороший. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (2998).

[106] Об этом говорится во многих его книгах. См. «аль-Ламазхабийя», «Кубра аль-Йакинийат аль-Каунийя», с. 26 (издание 2-ое).

[107] Разъяснение неточности этого мнения можно найти в статье «Вуджуб аль-Ахз би Хадис аль-Ахад фи аль-Акида» («Обязанность руководствоваться одиночными хадисами в вопросах мировоззрения»).

[108] «Шарх аль-Акида ат-Тахавийя» с комментариями Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани, сс. 337-348.

[109] Ибн Кудама, «аль-Мугни» (2/295)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)