|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫС. А. Черняева Санкт- Петербург РЕЧЬ ББК 88.4 Ч 49 Черняева С. А. • 449 Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. — 168 с. ISBN 5-9268-0108-7 Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста. Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям. ISBN S-9268-0108-7 © С. А. Черняева, 2002 © В. И. Черняев (рисунки), 2002 © П. В. Борозенец (оформление), 2002 © Издательство «Речь», 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ К рукописи сказкотерапевта невозможно написать обычное предисловие. Поэтому начну небольшой сказкой. ...Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней. И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца людей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми. Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любовью к людям. И вот Волшебники все, что знали о Жизни, Радости, Творчестве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ручья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружающего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории. Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, открывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками... Предисловие Это небольшое вступление посвящено скрытой миссии сказкотерапии. Ибо метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека. Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, станет Вашим добрым помощником. Здесь Вы не найдете «заумных» оборотов и интерпретаций. Но многое из того, что раньше было проблемой, станет простым, легко понимаемым и осознаваемым как часть жизни. Внутреннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное. С помощью этой книги родители окажут себе и своим подрастающим детям психологическую помощь, а специалисты получат прекрасный подарок для проведения цикла психокоррекционных и психотерапевтических занятий. Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний! Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, директор Института сказкотерапии ОТ АВТОРА Мне очень нравятся сказки и разные истории. Поэтому, когда я начала заниматься различными видами групповых тренингов и коррекционных занятий и индивидуальным консультированием (а было это в далеком 1987 году), возникла идея использовать в работе различные истории. За идею писать сказки я выражаю благодарность своему соученику В. Д. Цветкову, который, закончив в 1972 году факультет психологии ЛГУ, стал православным священником, не расставаясь с психологией окончательно. Впервые мои сказки были опубликованы в 1995 году при содействии фонда Сороса — сказок тогда было десять. По мере написания все сказки использовались и совершенствовались в групповых тренингах и индивидуальных консультациях, проводимых мной и моими коллегами по Высшему педагогическому училищу имени Н. А. Некрасова, где я в то время работала. Просуществовавший, к сожалению, очень недолго журнал «Без проблем» также опубликовал две мои сказки и рекомендации по работе с ними, а затем была предпринята попытка использовать сказки (к тому времени их стало семнадцать) для программы нравственно-правового образования «Правоведение в школе». Школьный курс для 5—8 классов, в котором использовались сказки, назывался «Социальная практика». Апробация программы, а с нею и сказок, проходила в школах Санкт-Петербурга, Казани и Казахстана, в связи с чем сказки и небольшой сборник психологических игр издавались небольшим тиражом в 1997, 1998 и 1999 годах. За эту возможность я хотела бы выразить искреннюю благодарность доктору педагогических наук Н. И. Элиасберг — главному вдохновителю программы «Правоведение в школе». Несмотря на От автора то что мне, как и каждому автору, приятна активная жизнь моих текстов, я не раз сожалела о том, что психотерапевтический потенциал сказок практически не используется. Поэтому я крайне благодарна издательству «Речь» за возможность издать сказки в том виде, как они были задуманы — для сказкотерапии. Выражаю благодарность глубокоуважаемым коллегам — кандидату психологических наук М. В. Осориной и Е. Ю. Петровой, в чьих тренингах, связанных с использованием сказок, мне повезло участвовать. Еще одна, совершенно особая благодарность единомышленнику и постоянному иллюстратору моих сказок — художнику, кандидату искусствоведения В. И. Черняеву (моему супругу). ВВЕДЕНИЕ Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы. Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми. ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ? У меня есть два ответа на этот вопрос: общий и специально для психологов. 1. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. 2. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэтому я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психо-травмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками. Возможно, эту книгу будут читать и те, кто не является профессиональным психологом, но просто интересуется проблемами человеческого развития, обретения психологической и нравственной свободы, поиска выхода из жизненных кризисов. Приветствую и этих читателей и надеюсь, что чтение этой книги принесет им если и не пользу, то некоторое развлечение. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести: • метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций, • знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста, • сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей, • динамичность, • разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику, • соответствие национальному характеру. Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе): • недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность», • отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки, • в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами. В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок: Психотерапевтические сказки и игры • известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки, • метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям, • разнообразие сюжетов, • различные национальные варианты, возможность выбора между ними. К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести: • возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен, • зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий, • авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.), • авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта. Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как Методические особенности психологической работы со сказками его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я надеюсь, что мне удалось сделать сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах. Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет телефонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. На мой взгляд, в предлагаемых сказках проявляется христианский тип духовности, более органичный для большинства россиян, чем, например, буддистский. Я считаю своим долгом честно предупредить о типе духовности этих сказок, так как допускаю, что некоторым из моих коллег сказки именно по этой причине для работы не подойдут. Однако в большинстве случаев гуманистическая парадигма психологической работы не противоречит христианской духовности, так как европейский гуманизм вырос на основе христианства. (В качестве доказательства Психотерапевтические сказки и игры напомню, что в Оксфордском словаре определение самореализации — центрального понятия гуманистической психологии — включает в себя указание на то, что это не только реализация возможностей человеческого «Я», но Божий дар.) Сказки, составляющие данную книгу, специально написаны по проблемам детей, приближающихся к подростковому возрасту, и подростков. Они содержат различные «зацепки», которые делают эти проблемы узнаваемыми. Этим «зацепкам» я обязана многочисленным «принцам» и «принцессам», которых мне приходилось консультировать за годы практической работы. При использовании сказок в режиме тренинга или консультирования выяснилось, что эти сказки успешно «работают» и на взрослых людей, имеющих нерешенные или решенные неконструктивным образом* подростковые проблемы, такие как: • неприятие себя, • неконтролируемые вспышки агрессии, • чувство одиночества, • неумение разобраться в собственных чувствах, • неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей, • конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт», • безответственность, инфантилизм, слабоволие. Предлагаемые сказки можно использовать: /. Для диагностики проблемы. Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть предложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики проблемы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В мо- * Конструктивным называется такой подход к проблеме или внутреннему конфликту, который не только приводит к решению проблемы, но и способствует личностному росту. Естественно, неконструктивный подход не способствует развитию личности, а иногда и проблему не решает. Методические особенности психологической работы со сказками ей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Желательно предлагать сказку вместе с рисунком к ней (об использовании рисунков будет сказано ниже), а также с обращением «Дорогой сказочный герой». 2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика. Для поиска решений с клиентом или группой вы можете останавливаться при чтении сказки, иногда места предлагаемых остановок обозначены «***». Вопросы для анализа предложены к каждой сказке, что не ограничивает и вашего творчества в этом направлении. 3. Для подсказки определенного решения. Авторская позиция в сказках основана на идеалах гуманистической психотерапии, где помощь клиенту оказывается как равному. При этом проблема клиента — это то, что он сам считает проблемой, что его мучает. Выбор пути при таком подходе остается за клиентом, а психолог может помочь в поиске вариантов. Авторский вариант решения проблемы, заданный в сказке, предлагает, (но не навязывает!) один из вариантов решения, обычно более или менее конструктивный. Часто этот вариант не приходит в голову юному клиенту, как иногда не приходит в юную голову сама мысль о возможности различных выходов из ситуации, которая кажется абсолютно неразрешимой. При обсуждении сказок важно, чтобы и юные и взрослые слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках». * Слово «клиент» используется психологами гуманистического направления Для указания на человека, который «заключил психотерапевтический контракт» — определил совместно с психотерапевтом ту проблему, в решении которой ему требуется помощь, методы, которые будут использоваться в решении этой проблемы, режим взаимодействия с психотерапевтом и тем самым вступил в психотерапевтические отношения. (Психологи и психотерапевты, не относящие себя к гуманистическому направлению, например психоаналитики, используют слово «пациент»). МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотера-пии можно разделить на три группы в соответствии с задачами. ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ «РАЗОГРЕВА» ГРУППЫ ИЛИ НАСТРОЙКИ КЛИЕНТА Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. Не претендуя на полноту, приведу несколько приемов и надеюсь, что они послужат толчком к творчеству читателей. • При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может передавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой). • Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, Методические приемы, облегчающие применение сказок пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.)- Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. • Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.». • До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей. • Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?». • Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, Даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий. • Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы Добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до Психотерапевтические сказки и игры некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе. • Использование игр на тему предполагаемого обсуждения. (Об этом будет рассказано ниже на конкретных примерах.) ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ "" Знакомство группы или клиента со сказкой может осуществляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу. 1. Экземпляры текста сказки психолог раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.) 2. Психолог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается. 3. Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям. 4. Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора. 5. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов. Ниже будет представлено описание такого спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее». Методические приемы, облегчающие применение сказок ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ • Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии. (Ниже будут предложены возможные вопросы к каждой сказке.) • Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним. • Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом. • Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников. • Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников). • Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину...... • При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК. ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Сказки для индивидуального консультирования можно использовать на различных этапах консультационного процесса. Например, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей работе. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для психологической помощи. Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психологических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с застенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с психологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ниже, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консультацию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь невысоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку. Приведу пример. Первый запрос на консультации 16-летней Людмилы сводился к просьбе дать ей какие-либо тесты. В дальней- Использование сказок для индивидуального консультирования выяснилось, что с помощью тестов Людмила хотела «узнать, какая я на самом деле». Приведу часть ее монолога: «Бабушка давно меня знает, и с ней я веду себя так, как она привыкла. Мама ожидает, что я буду делать то-то и то-то, и я это делаю. С подругами я совсем другая, с учителями еще другая. Иногда я думаю, что когда я одна сижу в комнате, меня просто нет. Кто-нибудь войдет, а комната пустая». В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что сказки Людмила любит, и я предложила ей познакомиться со «Сказкой о забывчивой фее». Дальнейшая работа проходила с использованием метафор этой сказки. «Фея становилась оленем или цветком не потому, что она была оленем или цветком или хотела этого, а потому, что от нее этого ожидали. Она могла и должна была понять, кто она на самом деле, и, когда захочет, разговаривать с цветами, оленями, камнями, рыбами...... В конце концов, Людмила принесла мне нарисованный цветок (нечто вроде фантастического георгина) с различно окрашенными лепестками и сказала: «Это я. Различные лепестки такие, какой меня представляют разные люди, но я больше этих представлений». В данном примере работа со сказкой велась и на последующих стадиях консультационного процесса. На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить несколько сказок, особенно те, которые носят прожектив-ный* характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению проблемы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания несет в себе большой психотерапевтический потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими герой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество, * «Прожективными», или «проективными», называют такие объекты (тесты, рисунки, тексты и др.), которые «проецируют» проблемы человека и тем самым Делают их явными или более пригодными для интерпретации. Психотерапевтические сказки и игры которого ему не хватало, после чего имеет возможность примириться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъекта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страдательного наклонения», от формулировок «они со мной неправильно поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят плохие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого назидания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочного героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением. И еще один аспект действия сказки. Предлагаемые и сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями. Приведу несколько основных проблем, берущих свое начало в детском и подростковом возрасте, и названия некоторых сказок из этой книги, которые могут быть полезны при работе с ними. • Неприятие себя. «Принцесса, которая не нравилась самой себе». «Сказка Элизабет». • Неконтролируемые вспышки агрессии. «Мальчик-чудовище». «Очень печальная сказка». • Неспособность осмыслить свою жизнь, ценности. «Принцесса, которая плохо училась». «Сказка о забывчивой фее». «Храбрец, боявшийся тишины». «Сказка о странствиях принца Леона». «Сказка о Человеке и рыбе». Использование сказок для индивидуального консультирования • Непонимание своих чувств, эгоцентрическое понимание любви. «Принцесса и фея бабочек». «Сказка об Эмиле и Эмилии». • Конфликты, неумение общаться. «Сказка о Принце». «История о принце, который носил маску». «Сказка о капризной принцессе». • Жизнь в грезах, уход от реальности. «Сказка о мальчике, который не умел играть». Каждая из названных выше сказок затрагивает, разумеется, не одну проблему и поэтому может применяться для различных задач. Подробные рекомендации по применению каждой сказки будут приведены ниже. Некоторые из сказок этой книги могут рассматриваться как прожективные, предназначенные в первую очередь для диагностики проблемы. Особенно могут быть рекомендованы для такой цели «Утешительная сказка» и «Сказка о Человеке и Рыбе». Сочинение сказок детьми и подростками применяется некоторыми, как правило, неординарными педагогами и в учебном процессе. По этим текстам можно увидеть, как даже такая, написанная в учебных целях сказка, аккумулирует в себе проблемы, надежды, ценности и переживания ребенка. Несколько таких сказок приведены в приложении к этой книге. РАБОТА С ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ В ГРУППАХ Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах собственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна проходить по-разному. ГРУППЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени благоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, задачи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу некоторые сложности. Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в первую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участников группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказоч- Работа с психотерапевтическими сказками в группах ного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуальных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказ-котерапевтического тренинга личностного роста для подростковой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема достаточно условна, необходимо откликаться на потребности и особенности группы.) ПЛАН СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Первое занятие 1. «Разогревающая» игра Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например: Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки. Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей. Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей. Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы: Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке. Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь. Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например: Меняются местами те, у кого есть чувство юмора. Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании. Психотерапевтические сказки и игры Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам. 2. Правила сказочной жизни Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вырабатываются примерно также, как правила любой психотерапевтической группы, и включают, как правило, требования конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил психолог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели подходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуждения в группе. Правила могут быть записаны и «обыграны»: спрятаны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п. 3. Пропуск в сказку Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что помогает психологу отслеживать ее настроение. 4. Знакомство со сказкой Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает: Как вы думаете, что сделал Принц? И что же Принц увидел? Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следующей встречи, несмотря на то, что сказка закончена. Работа с психотерапевтическими сказками в группах 5. Завершающий ритуал Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он должен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, связанный с указателем направления, волшебной палочкой, воображаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для данного возраста. Второе занятие 1. «Разогрев» Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заинтересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Можно провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который должен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Принцем — героем нашей сказки». 2. Анализ сказки Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения: Почему Принц ушел из дома? *" ** Как относились к нему близкие? Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь? Что дало Принцу «ведение сердец»? Стал ли Принц взрослым? Когда? Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже? Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки? Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-Рель? Что же сказала Элизабет? Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались. Психотерапевтические сказки и игры 3. Знакомство со следующей сказкой Так как последний вопрос затрагивает сюжет «Сказки Элизабет», то обсуждение заканчивается чтением этой сказки. Чтение можно поручить тому члену группы, который внес наименьший вклад в обсуждение, причем желательно, чтобы эту сказку читала девушка, а не юноша. Так как два обсуждения подряд по одной и той же схеме не желательны, то вместо вопросов может быть предложена иллюстрация к сказке. Высказывания членов группы об этой иллюстрации помогают выявить смысл сказки. 4. Развитие сюжета Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам тренинга пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артемием, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы. Другими способами для выбора направления может быть предложение выбрать следующую сказку из предложенного перечня или определить список героев сказки, в которую группа хотела бы поиграть. (В данном варианте сценария группой выбрана «История о принце, который носил маску».) 5. Игра «Запретный плод» После выбора сказки для «постановки спектакля» участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: в этот момент тренинга игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке. (Описание игры — в разделе «Игры».) Поскольку группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке, Работа с психотерапевтическими сказками в группах выбранной для спектакля, одна из проблем — это проблема отношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном королевстве. 6. Распределение ролей и определение правил постановки Выбираются «актеры» на роли со словами: Людовика, Леоноры, короля, стражников. Объявляется, что участниками спектакля являются все, и распределяются роли: масок, сестры принцессы Леоноры, стен замка, бассейна, палача, времени, различных предметов. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со словами. Остальным актерам, сообщается, что они должны будут импровизированно высказываться от имени своих персонажей, когда «режиссер» предоставит им слово. 7. Завершающий ритуал Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия. Третье занятие 1. Постановка спектакля по сказке «История о принце, который носил маску» разыгрывается как спектакль по правилам, описанным выше. Для того чтобы смысл сказки стал ясен для группы, ведущий должен давать слово и второстепенным персонажам для кратких монологов. С этого, фактически, начинается процесс анализа сказки. 2. Обсуждение спектакля Каждый участник группы может высказываться, единственная просьба — называть то, что данный участник считает основной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки основной темы сказки, как взаимопонимание, открытость, любовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремление обрести свое лицо и т. д. Те темы, которые участники группы называют чаще всего, могут служить ориентиром для психолога пРи выборе дальнейшего направления занятий. Психотерапевтические сказки и игры 3. Конструирование сказки Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может вырезать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж. 4. Обсуждение структуры сказки После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку «Принцесса и фея бабочек» и предлагает группе сказать, что в этой сказке фантастично, а что реально. Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить ее миссию по отношению к принцессе Марианне. Психолог может спросить, хотели бы участники группы попасть в такую ситуацию, где возможно исполнение некоторых желаний, и обещает, что на следующем занятии создаст для этого условия. 5. Ознакомление со следующей сказкой Для последнего, четвертого занятия все участники группы получают текст сказки «Принцесса, которая плохо училась», причем он дается не до конца, обрываясь на месте, отмеченном ***. Задание участникам — ознакомиться с текстом сказки и подумать о ее возможном продолжении. 6. Завершающий ритуал Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия. Работа с психотерапевтическими сказками в группах Четвертое занятие 1. Игра «Магазин ценностей» Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель данной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».) 2. Обсуждение вариантов продолжения сказки После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный. 3. Обсуждение проблемы смысла жизни Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему принцессы Алевтины. Предложение может быть, например, таким: «Нам нужно подумать, что можно посоветовать принцессе Алевтине, если кто-нибудь из нар ее встретит». 4. Игра «Клубочек» После обсуждения сказки психолог дает группе клубок какого-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусочек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от участника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта пройденных сказочных дорог. Узор помещается на стену как групповая память о пройденном вместе пути. 5. Ритуал прощания Ведущий занятие прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что Психотерапевтические сказки и игры они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно. ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗОК В ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ Сказки могут применяться в самых различных тренингах, например как материал, с помощью которого можно развивать навыки психологического, этического и философского анализа текста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, естественно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креативности, особенно с детьми и подростками. Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть: • ослабление интереса группы; • ситуация, которая требует изменения подхода, например «бунт против тренера»; • необходимость глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам; • эмоциональный тупик; • смещение интереса группы к развлекательно-игровым аспектам тренинга. Проведение занятия по сказкам требует определенной подготовки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелательный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть определенным мостиком к сказочному материалу. Из предлагаемых игр могут быть применены, например, «Мама, я хочу домой!», «Се-..цветик» или «Ледокол», если, в соответствии с заданием, каждый загадывает какой-либо сказочный персонаж. После игры необходимо представить какую-нибудь известную сказку, подходящую по тематике к проблемам группы как матери- Работа с психотерапевтическими сказками в группах ал для психологического или этического анализа. Для подростково-юношеской группы это может быть «Гадкий утенок» как сказка о проблемах неприятия себя, комплекса неполноценности, конфликта со средой. Сказка Х.-К. Андерсена «Ель» может быть и способом обучения анализу текста и моментом осознания такого негативного сценария жизни, как «обращенность в будущее». На материале этой сказки можно выявить, например, что склонность человека постоянно грезить о том, что будет, мешает ему полноценно переживать настоящее и практически лишает его жизнь какого-либо смысла. (Эта сказка актуальна для юношеского возраста и для взрослых.) После того как группа подготовится к восприятию сказок как равноправного психологического материала, можно предложить сказку, которая освещает основную проблему тренинга. С группой желательно обсудить вопрос о том, будет ли сказка читаться или разыгрываться, что помогает несколько сместить акцент с проблемы сказки к способу знакомства с ней. В качестве сказки, включаемой в тренинг, ориентированный на экзистенциальные проблемы, могут быть предложены: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе». ОПИСАНИЕ СПЕКТАКЛЯ-ЭКСПРОМТА ПО «СКАЗКЕ О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ» В качестве примера применения сказки к экзистенциальным проблемам опишу спектакль-экспромт по одной из психотерапевтических сказок. Я проводила это занятие в режиме мастер-класса на Всероссийском семинаре по переподготовке преподавателей по педагогике и психологии, организованном РИПКРО* при поддержке фонда Сороса. Так как семинар проводился на одной из подмосковных баз отдыха, для данного мастер-класса была вания. Республиканский институт повышения квалификации работников образо- Психотерапевтические сказки и игры вьщелена игровая комната с большими демонстрационными шахматами, которые были использованы как элемент антуража. Участниками группы были те, кто выбрал мастер-класс «Психотерапевтическая сказка», причем в аннотации было предупреждение о необходимости активного участия. Группа состояла из 18 человек в возрасте приблизительно от 30 до 45 лет. 12 из 18 участников группы были женщины, что отражает, естественно, состав педагогических кадров России. Ввиду того что средний возраст группы был близок к возрасту кризиса середины жизни, была выбрана «Сказка о забывчивой фее». Следует отметить, что абсолютное большинство участников группы до этого никогда не участвовало ни в каких тренингах (описываемое занятие проходило в 1994 году). Ввиду ограниченного времени (планировалось 2—3 часа) не было возможности объяснять особенности тренинговых занятий. Возможности для оформления помещения были незначительны — стулья были расставлены вдоль двух стен, оставляя свободной большую часть комнаты. Большие шахматные фигуры были расставлены не в обычном порядке, на двух смежных сторонах доски, что зрительно как бы замыкало помещение и побуждало к аналогии между этими фигурами и участниками занятия. На свободном пространстве шахматной доски лежал ворох разноцветных платков. На мне также был платок, грим на лице представлял собой маску, плачущую одной стороной лица и улыбающуюся другой. Группа постепенно заняла свои места, и я начала: — Мы, кажется, все в сборе, но сказка еще не пришла. Хотя я уже слышу ее голос. (Очень тихо подражаю плачу младенца.) — Она что-то очень тихо плачет! (Часть группы по собственной инициативе присоединяется к плачу, на что я реагирую только спустя несколько минут.) — А, значит, у нас совсем маленькая сказка — совсем младенец! Ну, я пока уложу ее в кроватку. (Я подхожу к шахматам, беру пешку, подношу ее к уху, слушая, затем укладываю ее в ворох платков, как в пеленки, при этом незаметно прячу туда же ферзя.) — Сказка у нас маленькая, она едва сказала, как ее зовут. Пусть полежит, подрастет, пока мы в нее поиграем. Зовут ее «Сказка о забывчивой фее», если она по малости лет ничего не перепутала. Работа с психотерапевтическими сказками в группах Нам обязательно понадобится для сказки Фея, но сказка сказала мне, что каждому найдется в ней своя роль. (Одна из участниц группы, на мой взгляд, несколько демонстративно, вызывается на роль Феи. Я предлагаю Фее «выйти из дому» и начинаю сказку.) — Жила-была Фея, такая забывчивая, что она забыла не только, как ее зовут, но и то, что она - фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к луговому колокольчику. — А что же наша Фея молчит?! (Фея быстро включается в игру и повторяет «Здравствуй, Цветок!».) — Ну а нам теперь нужен колокольчик и еще разные цветы. (Некоторые участники группы довольно быстро входят в игру и разбирают роли различных цветов, называя себя.) Я продолжаю: — Колокольчик сразу обрел голос и ответил Фее: «Здравствуй, Цветок!» (Колокольчик, немного удивленный, повторяет «Здравствуй, Цветок!») - Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, еще немного о бабочках и пчелах, но имена они дают только цветам. И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить только тогда, когда к ним обращалась Фея. — А как вы думаете, о чем говорят цветы? Попробуйте передать нам их разговоры, а наша маленькая сказка послушает, ведь ей нужно набираться опыта. (Цветы начинают импровизировать монологи о лете, бабочках, пчелах, своей красоте; Фея, немного растеряна, она явно огорчена, что ее роль как бы не главная.) Я продолжаю: — Фея провела с цветами все лето, но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок. Что нам скажет Фея? — Ну конечно, я не цветок, они очень милы, но я... Я быстро говорю ей: — А Вы все еще не помните, что Вы Фея, и путешествуете дальше. И Вы видите, что на лугу пасутся олени. Нам теперь необходимы олени. — (Почти все участники группы вызываются стать оленями, встают и принимают соответствующие позы.) Психотерапевтические сказки и игры — Кто вы? - спросила Фея. (Я тихо подсказываю ответ одной из женщин.) — Олени, конечно, как и ты. Я: «Это ответила фее очень юная олениха с прекрасными темными глазами. Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зеленой травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. Олени вообще очень красивы и счастливы на этом зеленом лугу! И, конечно, Олени тоже хотят поговорить с нами о своей жизни». (Олени импровизируют свои монологи.) Я продолжаю: «И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, чтобы оно расцветило спину своими зайчиками, наслаждалась зеленой травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из горных ручьев. Олени-самцы устраивали турниры, а самки смотрели на них, размышляя о слабых нежных оленятах в пятнистой шубке». — А что же Фея? Фея: «Я поняла, что я не олень!» «Но я пока не знаю, кто я!» «Я не знаю, как мне быть, и мне не нравится эта сказка!» (Исполняющая роль Феи плачет; видно, что эти слезы не только роль, но и некоторое попадание роли на реальную проблему.) Я: — Вот видите, как иногда бывает в сказке: не нравится то, что происходит, и не знаешь, как выйти из положения. Пусть наша замечательная актриса отдохнет, может быть, если захочет, возьмет себе другую роль, а мы подумаем, что было дальше с Феей в сказке, — ведь наша сказка-младенец должна вырасти. (Слезы Феи играют роль катарсиса для нее, но, для того чтобы не травмировать участницу, я отвлекаю от нее внимание группы.) Группа высказывает предположения о дальнейшей судьбе Феи. Затем я заканчиваю сказку: «Фея жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живет среди облаков. Но эта сказка не окончена. Сказка продолжается». — Вот оно как... Значит, мы встретились с незавершенной сказкой. Удивительное дело: Фея, она же очень много может, помочь другим, как Золушке например, и самой быть счастливой, Работа с психотерапевтическими сказками в группах а в этой сказке она никак не вспомнит о своем могуществе. Но, правда, наша совсем неопытная сказка оставила ей время, и я почему-то уверена, что судьба Феи сложится просто замечательно, а если она захочет что-нибудь волшебное сделать для цветов, или оленей, или камней, или Золушки, то, конечно, сделает.... Да что это мы о сказке забыли! Я подхожу к шахматной доске, незаметно подменяю фигуру и показываю ее группе: — Наша сказка теперь не младенец-пешка, она теперь Королева, значит, мы не зря потрудились, можем друг друга поблагодарить! Участники группы аплодируют друг другу и расходятся. Хочется заметить, что у меня была «обратная связь» о воздействии этого спектакля. Участница, вызвавшаяся на роль Феи, рассказала мне в индивидуальной беседе, что у нее в жизни — период недовольства своей деятельностью, ей все время кажется, что она «не тем занимается». Она извинялась за свои слезы, но сказала, что попробует взглянуть на свою ситуацию как на ситуацию новых возможностей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РЕЖИМЕ БИБЛИОТЕРАПИИ Использование сказок как материала для библиотерапии желательно, на мой взгляд, в случаях: — алекситимичности, когда клиент не в силах понять и описать свои переживания и проблемы; — глубокой интроверсии клиента; — когда клиенту в силу каких-либо обстоятельств трудно посещать консультации; — когда в ходе групповых занятий психологу становится видна какая-либо проблема одного из участников, но эта проблема не подлежит обсуждению в группе. Практически во всех случаях нежелательно сообщать, что сказки предлагаются как метод психологической помощи, но не стоит и тщательно это скрывать. Предложение сказок может быть результатом беседы, может быть ответом на просьбу «дать почитать что-нибудь психологическое, чтобы я смог разобраться в себе». Обычно целесообразно ограничивать время, на которое дается книга, чтобы побудить к безотлагательному чтению. Желательно зарезервировать время для беседы с клиентом при возвращении книги, но лучше, если такая беседа будет представляться клиенту спонтанной. Если дается весь сборник сказок, желательно, чтобы присутствовало обращение «Дорогой сказочный герой!». Ниже — обращение к герою сказок, обращение к сказкотера-певту и тексты написанных мною психотерапевтических сказок. ТЕКСТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК ОБРАЩЕНИЕ К ГЕРОЮ СКАЗОК Дорогой сказочный герой! Я обращаюсь к тебе, принц, принцесса, юноша, девушка, а может быть, даже король или королева! С помощью этих сказок я хочу поговорить с тобой. Если ты чувствуешь, что какая-то из этих сказок — о тебе, то мы уже вступили в разговор. Это значит, что те вопросы, которые встают перед тобой, и те трудности, которые у тебя возникают, не только твои. Но решение должно быть твоим собственным! Неважно, сам ли ты его придумал, увидел ли в этой сказке или где-то еще — оно твое собственное, если ты его примешь, согласишься с ним. Тогда оно будет для тебя выходом из трудного положения и продолжением твоего пути. Несколько дружеских советов: 1. Если какая-то сказка тебя «зацепила», поищи в ней то, что относится к тебе. Не всегда это легко найти. Если у тебя есть человек, которому ты доверяешь, поговори с ним. 2. Подумай, как могут разворачиваться события в сказке. Не всегда так, как это представляется мне. Может быть, твой путь тебе больше подходит. 3. Ищи своего мудреца. Но не считай мудрецом любого, кто так себя называет. 4. «Странствия» твоего героя не обязательно предполагают, что нужно исчезать из дому. Приключения духа, странствия души часто могут помочь больше, чем бегство из дому, ведь оно бывает попыткой бегства от себя самого. 5. Если твоей сказки здесь не оказалось, попробуй написать ее сам. Тексты психотерапевтических сказок ОБРАЩЕНИЕ К СКАЗКОТЕРАПЕВТУ Дорогой друг! Эти сказки написаны для педагогов, психологов, родственников, друзей, которые хотят быть Учителями. Если Вам приходится учить не только своему предмету, но и жизни — это сказки для Вас. Взрослый — бывший ребенок и бывший подросток. Еще и поэтому — это сказки для Вас. Учитель, родитель, вообще любой из нас — путешественник в мир детей. Кем вы себя ощущаете: лазутчиком во вражеском стане? Миссионером? Тираном? Вождем племени? Пастухом?.. Может быть, какая-либо сказка станет для Вас путеводителем по миру Ваших подопечных? Я мечтаю, чтобы эти сказки не только помогли Вам в работе, но и стимулировали к более интересной и полноценной жизни, если Вы этого захотите. I СКЛЗКЯ Q НРННЦЕ /Клл-был Принц. У него были родители, естественно, Король и Королева, два старших брата: наследник престола и юный гений - первый ученик по всем наукам. Была у него и младшая сестра Элиза - милая ласковая девочка, с которой Принц очень любил играть. В день, с которого начинается эта сказка, Принцу исполнилось шестнадцать лет. Король-отец опоясал его мечом. Королева-мать надела ему на шею цепочку с образком, братья подарили Принцу свои портреты в серебряной книжечке. Тексты психотерапевтических сказок На следующее утро Принц пошел к Королю и Королеве и сказал им: «Я хотел бы отправиться странствовать, отпустите меня». Королева спросила: «Зачем ты хочешь нас покинуть, Принц? Мы будем скучать о тебе, если ты уйдешь!» Король рассердился: «Если бы королевству угрожали Великаны или Дракон, я сам бы снарядил тебя в путь, а сейчас, когда все благополучно, тебе незачем странствовать». Но на следующее утро оказалось, что Принц исчез, и никто не знал, куда он направился. А Принц, покидая дом, думал: «Я вернусь, если смогу стать более знаменитым и замечательным, чем мои братья, или найду себе друзей, которых полюблю - тогда мне не нужно будет возвращаться. О моих близких мне будут напоминать их подарки». Но странное депо: Принц входил в города, знакомился с людьми, но ни с кем не смог подружиться и прославиться также не сумел. Выйдя из очередного города, Принц сбился с дороги и заблудился в лесу. Три дня он блуждал по лесу, и когда ему показалось, что он погибает, Принц позвал на помощь. Как ни странно, в тот же миг перед Принцем предстали два рыцаря. Рыцарь в белых одеждах предложил свою помощь. Принц спросил: - Чем я смогу вознаградить и отблагодарить тебя? - Я помогу тебе без всякой награды и не дожидаясь твоей благодарности. Но, если захочешь, и ты поможешь мне, когда мне это понадобится. Принц ответил: - Я не знаю, почему ты должен помогать мне, и не уверен, что в нужный момент смогу помочь тебе. Тогда второй Рыцарь - в черных одеждах - предложил свою помощь. Он сказал: - Я выведу тебя из леса, если ты отдашь мне свой меч. - Но этот меч подарен мне отцом, - возразил Принц, - это память о нем. - Твой отец любит тебя? - поинтересовался Рыцарь. - Я думаю, он больше любит моих братьев, - ответил Принц. - Тогда зачем тебе хранить память о нем? Этот меч только мешает тебе в чаще леса, он тяжел и цепляется за ветки деревьев. - Да, Вы правы, - сказал Принц, - я согласен отдать меч за Вашу помощь. И Рыцарь в черных одеждах вывел Принца из леса. В странствиях по городам, в поисках друзей и славы Принц провел уже год, но по-прежнему его мечты не сбылись. Иногда он вспоминал о матери, сестре, Психотерапевтические сказки и игры lil братьях, но, казалось, совсем забыл об отце. И снова скитания завели его в огромный дремучий лес. На сей раз он воззвал о помощи через два дня. И снова два рыцаря предстали перед ним, и снова бескорыстную помощь Рыцаря в белом Принц не принял. Он отдал Рыцарю в черном образок, который подарила ему мать, так как Принцу казалось, что мать любит его братьев и сестру больше, чем его. И, странствуя по городам и замкам еще два года, Принц совсем не вспоминал о матери. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.075 сек.) |