|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарубежная философия 19-20 веков. ПозитивизмКонец XIX и XX в. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер). Эта эпоха – эпоха бурного развития науки и культуры в целом, эпоха бурного развития естествознания и невиданного прогресса технической мысли, успехов исторического исследования жизни народов Мира. В это время акцент делается на рассмотрение человеческого фактора. Классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность. Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. 1-й этап - позитивизм. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -1857). Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». Причины возникновения позитивизма: 1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. 2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. Вывод: Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский). 2-й этап - эмпириокритицизм (махизм). В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта). 3-й этап - неопозитивизм. Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936). Неопозитивизм представляют: -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн; -логик и методолог науки К. Поппер; -течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова; -«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Основной тезис: обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Причины возникновения неопозитивизма. 1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста. 2) Гносеологические причины: -относительность знаний процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки. Течения в неопозитивизме: 1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма. Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному. Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм. 2) Семантический позитивизм. В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. 4-й этап - постпозитивизм. Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П.Фейерабенд). Течения:-критический рационализм К. Поппер. -научный материализм П. Фейерабенда. Черты постпозитивизма: 1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике; 2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический подход, логический подход; 3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни; 1) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания; 4) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания). 5) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний. Заслуга позитивизма: -много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития; -совершенствована математика и логика; -"подключение" философии к общим процессам развития точного знания способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками. Задачи человека - наилучшим образом использовать эти идеи. Задачи философии - помочь человеку в преобразовании мира.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |