|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарубежная философия иррационализма 20 векаАртур Шопенгауэр (1788-1860). Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. По натуре был одинок и озлоб-лен. Является одной из самых ярких фигур иррационализма. Иррационализм – учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное на-чало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед филосо-фией И. Канта и философскими идеями Востока. Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмо-ций и воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это бессознательное не могло быть осознано разу-мом и неподвластно никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шопенгауэру, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли. Интеллект – это лишь орудие воли к жизни. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Шопенгауэр, с одной стороны, стремился к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой – он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную идею на иррацио-нальный момент человеческой психики - первоволю. Шопенгауэр признавал, что среди источников, стиму-лировавших его мысль об идее волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этичес-ким и даже эстетическим ограничениям, одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточ-ное начало. Воля для Шопенгауэра – корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление (один из его трудов назывался «Мир как воля и представление»). В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как рефлектив-ное. Интуиция – это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. Истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отноше-ния к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не спо-собна уяснить себе собственную сущность. Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобо-ждению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Из при-знания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутст-вия желания. Симптом этого – переход к полному аскетизму. Шопенгауэр видел разрешение трагедии чело-веческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. В качестве исхода предполагал апологию самоубийства (хотя для Европы, в христианской культуре, самоубийство всегда было грехом). Во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого композито-ра Р. Вагнера.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |