|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Статистические источники советского периода. Отрасли статистикиСтатистика-отр. Знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных.(количественных или качественных). Статистический источник-то, откуда мы можем черпать различные статистические данные.
Источники советского периода,а также краткая характеристика различных органов, занимающихся сбором статистических данных:
В дореволюционной России: Отсутствие единой централизованной государственной статистики, только ее зачатки. Орган: Центральный статистический комитет МВД
После 1917:-большевики заботятся проблемой организации единого статистического учета в стране. 25 июля 1918- при СНК образовано ЦСУ- Центральное Статистическое Управление. Принят Декрет о государственной статистике.ЦСУ распространялось на промышленность, торговлю, земледелие, труд, внутр и внешние дела, финансы, образование. 1920-Декрет, согласно которому статистическое наблюдение в обязательном порядке распространялось на все народные комиссариаты (ВСНХ, НКТ, НКВД, НКПС. НКЮ и т.д.)
Публикации первых лет советской власти: «Бюллетень ЦСУ» «Вестник статистики», «Статистика труда». Публикации статистических данных в изданиях «Власть Советов», «Известия ЦК ВКП (б)», «Профсоюзный вестник». «Статистическое обозрение».
«Труды ЦСУ»- выходили 1920-27 гг.
Развитие статистических ежегодников и справочников: «Итоги советской власти в цифрах «1917-27 гг.» «Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913027 гг. «Народное хозяйство СССР»
Конец 1920 –ых: возникновение идеи о ненужности статистики. Замена ее понятием «учет», «отчетность». 1930- упразднение ЦСУ. Образование нового органа- ЦУНХУ- Центральное управление народно- хозяйственного учета при Госплане СССР.
Позже. Наблюдается тенденция к реабилитации понятия «статистика», -на принципах социалистического учета. 1941-Восстановление ЦСУ, 1948- он функционирует в качестве статистического органа при Совете Министров СССР. Внедрение ЭВМ в статистику.
Отраслевые сборники: «Промышленность СССР», «Сельское хозяйство СССР», «Транспорт в СССР, Труд в СССР», «Народное образование СССР», «Внешняя торговля в СССР». Эти сборники повторяли цифры «Народного хозяйства СССР».
Период Перестройки (1985-91). Критика ЦСУ. Упразднение ЦСУ, образование ГОСКОМСТАТА- государственный комитет по статистике.
Особенности развития статистического дела в современной России. -сужение функций гос. статистики в анализе общественных явлений и процессов, приспособление к нуждам рыночной экономики. -рост кол-ва негосударственных органов и учреждений, занимающихся статистикой - сужение круга показателей, регистрируемых гос. статистикой, приведение их к международным стандартам -применение современных технических средств, Интернета. - расширение изданий, публикуемых статистикой. Основные: «Российский статистический ежегодник» «Россия в цифрах».
Отрасли статистики: 1.Экономическая статистика 2.Промышленная 3.Сельскохозяйственная 4.Социальная 5.Политическая 6.Труда, занятости 7.Профессиональная(по профессиям) 8. Благосостояния. Здравоохранения и культуры 9. Моральная 10.Населения 6.Всеобщие переписи населения второй половины 20-го века. Подготовка, реализация. Первая советская перепись населения была проведена по инициативе В.И. Ленина и Правительства РСФСР в 1920 году - в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью удалось охватить только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. Численность населения России тогда составляла 136,8 млн. человек. Из них городское население - 20,9 млн. человек, или всего 15 процентов. Россия была аграрным государством. Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г.Михайловский и О.А.Квитко выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Следующая перепись проводилась в январе 1937 г., но ее результаты произвели эффект взорвавшейся бомбы. Иосиф Сталин вынужден был признать ее "вредительской" и засекретить полученные данные. Основных причин было две. Первая - в результате переписи "прорисовались" страшные последствия голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла, по разным данным, от 6 до 8 млн. человек. Причина вторая - "неправильные" данные о религиозных убеждениях населения, к которым привел "неправильный" вопрос в опросных листах. Он звучал примерно так: к какому вероисповеданию принадлежит опрашиваемый? Даже не сильно верующие люди отвечали: православный, мусульманин т.п. По итогам переписи получалось, что в стране "воинствующего атеизма" собственно атеистов почти нет. Кроме того, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. В результате организаторы и многие рядовые исполнители переписи оказались в лагерях вместе с "врагами народа", часть из них была расстреляна. А уже в 1939 году была проведена новая внеплановая перепись, которая дала "правильные" результаты. Тем не менее они так и не были опубликованы. ее организация была признана неудовлетворительной. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения. Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов. Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 г. Следующая перепись состоялась в 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 г. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. По данным последней переписи 1989 года, численность населения Советского Союза была 286,7 млн. человек, в том числе городское население - 188,8 млн. человек, или 66 процентов. Численность населения РСФСР составляла 147,4 млн. человек. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Однако у многих достоверность данных последней переписи вызывает сомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР объективно догоняет и обгоняет США, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни, доходов людей, - "подкручивали" в большую сторону. А потом, было много закрытых городов, не обозначенных на картах, - их данные надо было как-то "размазывать" по всей стране. Значит, смазывалась и вся картина в целом. Не обошлось и без казусов: так, выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране несколько превышает число женатых мужчин. Перепись 1959 года – первая послевоенная перепись. 7.Документы политических партий как исторический источник: классификация, методы источниковедческого анализа. Среди документов политических партий и организаций главная роль принадлежит программным документам, которые излагают цели и задачи, стратегию и тактику политической борьбы, определяют силы, средства и формы, с помощью которых политический партии мыслят реформирование или революционное преобразование общества. В партийных документах – вопросы развития народного хозяйства, идеологии, культуры, социальных процессов. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИКИ советского правительства. Документы партийных лидеров, в первую очередь произведения В. И. Ленина. Источниковедческий интерес к ним: изучение методов работы Ленина с документами, источниковедческий анализ ленинских работ, вопросы публикации ленинских документов, источниковедческое исследование материалов к его биографии. Первое издание сочинений Ленина – 1926 г., 20 томов в 26 книгах, 1500 произведений. Второе и третье издания выходили под руководством Каменева. Четвертое издание – 1946-1950 гг. – 35 томов. 1957 г. – постановление ЦК КПСС об издании полного собрания сочинений Ленина. За 8 лет – 55 томов, 9000 работ. Далее произведения других лидеров партии. Собрание сочинений Сталина – не было завершено, только 13 томов – незаменимый источник для изучения сталинской эпохи, исследования сталинской логики, системы доказательств, стилистики. Также работы Бухарина, Каменева, Троцкого, позже – Хрущева, Брежнева. Документы политических партий времен революций. Программные документы, материалы съездов и конференций, партийные решения, публицистика партийных лидеров, партийная периодическая печать, воспоминания. Документы политических партий современности. Здесь следующие группы источников: официальные документы организаций (программы, уставы); агитационные документы и печатные издания (листовки, обращения, резолюции митингов, записи речей, плакаты); неформальные документы в официальных печатных изданиях.
8.Публицистика как исторический источник. Задачи и методы источниковедческого изучения. СУТЬ ПУБЛИЦИСТИКИ - речь, обращенная к публике, вольная, открытая, личная. В ней может быть все - от на- учных аргументов до индивидуальных наблюдений и эмоций. Она всегда сопряжена с личными отношениями по поводу дел общест- венных. Публицистика как вид исторических источников дает воз- можность изучать общественно-политические настроения, опре- делять уровень зрелости общества, тенденции его развития, вы- являть актуальные проблемы. При изучении публицистических произведений важно уметь отделить суть проблемы, поднятой тем или иным автором, от ав- торских эмоциональных окрасок, запальчивости полемики и про- тивопоставить им хладнокровный анализ сути дела. Жанры публицистики - памфлет, фельетон, пародия, откры- тое письмо и др. Публицистические произведения публиковались преимущественно на страницах газет и журналов, выходили от- дельными брошюрами, помещались в различных сборниках. Казалось бы, личность автора определяет суть того или иного произведения публицистики. Но так было не всегда. Сплошь и ря- дом публицистика выполняла так называемый социальный заказ, где личность отходила на второй план, подчиняя индивидуаль- ность поле и интересам определенной партии, социальной груп- пы, господствующего режима. Россия в начале и в конце XX в. явила миру обилие и разнооб- разие жанра публицистики. Взять, хотя бы, насыщенный публи- цистической полемикой 1917 г. Никогда Россия не знала такого количества публицистической литературы. Публицистика того времени является важным источником, от- ражающим смысл и накал политической борьбы. Она содержит развернутую аргументацию в пользу тех или иных программных требований своей партии и служит средством критического рас- смотрения программ и действий других партий. Довольно сложно сориентироваться в море самых различных течений и оттенков. Воинственностью, жестокостью и непримиримостью отлича- лась большевистская публицистика, Острыми полемистами заре- комендовали себя В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев и другие. Обращаясь к большевистской публицистике, сразу же сталки- ваешься с одной особенностью, причем весьма существенной: большевики очень мало писали по аграрному вопросу - важней- шей проблеме времени. В.И. Ленин, в сущности, единственный автор. Далее и 1917 г., когда межпартийная борьба достигла своего апогея, особенно по аграрному вопросу, в большевистской публи- цистике по-прежнему не появлялось полых имен. То, что было на- писано, как правило, имело сугубо пропагандистский характер. Таковы, например, статьи И.В. Сталина «Землю - крестьянам», «К выборам в Учредительное собрание», «Русские крестьяне и партия безголовых», опубликованные в 1917 г. в газетах «Прав- да», «Рабочий и солдат», «Рабочий путь». Сталин не был оригина- лен - он всецело отражал платформу большевиков. Чрезвычайно мало по аграрному вопросу писал И.И. Бухарин. Так, в журнале «Спартак» (1017. № 7) была опубликована неболь- шая заметка «К вопросу о земельных захватах». Может быть, сто- ит назвать еще статью «Город и деревня» в газете «Социал-демо- крат» (1917. 23 aвг). Также публицистика Максима Горького.
Патриотическую направленность получила публицистика в годы Отечественной войны (памфлеты А.Н. Толстого и И.Г Эреи- бурга)73. В послевоенные годы можно назвать лишь очерки В. Овечки- на, который пытался в одиночку поведать правду о тяжелой жиз- ни русской деревни. В 1952 г. «Новый мир» опубликовал его зна- менитые «Районные будни». В целом же публицистика советской эпохи оставила такой не- выразительный материал, что данное обстоятельство не позволи- ло даже выделить публицистику как вид источника в учебниках по источниковедению, поскольку в условиях идеологических огра- ничений нельзя было исследовать ни публицистику различных партий времен революции, ни тем более такое явление недавне- го прошлого, как самиздат. За этим названием скрывалась разно- образная литература, размножавшаяся в 60-70-е годы единствен- но посредством пишущей машинки. Естественно, что значитель- ное место среди самиздатовской литературы занимала публици- стика. Самиздат - это, в первую очередь, способ неподцензурного распространения идей и информации. Это информационные, ху- дожественные, поэтические, научные, мемуарные материалы, ко- торые автор сам производит и размножает с помощью имеющих- ся в его распоряжении средств и сам распространяет. О самиздате как источнике по истории советского общества можно говорить только с конца 50-х годов. Начался самиздат со стихов, возможно, из-за легкости перепечатывания их благодаря небольшому объему, запоминания, а может быть, и из-за более глу- бинных причин: духовное раскрепощение началось в области простых человеческих чувств. Но, видимо, не случайно в это вре- мя появились и первые сведения о политическом выступлении физика Ю.Ф. Орлова (1956 г.), о деле группы Краснопевцева в МГУ и группы Пименова в ЛГУ (1957-1958 гг.). В конце 50 - начале 60-х годов самиздатом издавались эссе, рассказы, статьи, но в первую очередь стихи, в основном запре- щенных поэтов - А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.А. Воло- шина, Н. Гумилева, М.И. Цветаевой и других. Затем стали выходить «самиздатовские» журналы. В 1967-1968 гг. усилилась волна репрессий. С 1968 г. начала выходить машинописная «Хроника текущих событий» - информационный бюллетень о нарушении прав чело- века в СССР. Публицистика всегда была направлена на обсуждение актуаль- ных общественно-политических вопросов современности. Совет- ская публицистика времен перестройки обращалась и к прошло- му России. Определилось самостоятельное направление - исто- рическая публицистика. 9.Особенности и направления развития публицистики в конце 80-середине 90-х гг. Публицистика конца 80 - начала 90-х годов объединила пред- ставителей самых различных профессий: экономистов, филосо- фов, историков, социологов, политологов, журналистов, культу- рологов, литераторов, физиков... Сразу же обнаружился высокий интеллектуальный уровень публицистов. Они поражали широтой взглядов и разнообразием точек зрения, нестандартностью под- ходов, оригинальностью ракурсов и неожиданностью выводов. Высказывались новые взгляды на истоки сталинизма75. Правда, для публицистики этого периода характерен недостаток фактиче- ского материала. Привлекали внимание статьи философа А. Нуйкина, истори- ка и политолога И. Клямкина, экономистов Н. Шмелева, Г.Попо- ва, В. Селюнина. Советская публицистика времен перестройки обращалась и к прошлому России. Определилось самостоятельное направление - исто- рическая публицистика. Некоторые историки тоже превратились в публицистов. Значительный вклад в историческую публицистику внесли Ю.Н. Афанасьев, В.Д. По- ликарпов, В.П. Данилов и другие авторы78. Начальный этап исторической публицистики неизбежно дол- жен был быть связан с серьезной критикой прошлого страны. Но еще не хватало фактического материала. Историческая наука, опиравшаяся на большой фактический материал, не могла сразу сформировать новые фундаментальные идеи и подходы. И дело было не только и не столько в естественном отставании теорети- ческого осмысления от публицистической постановки проблем - многие еще верили в победу социализма, стояли на марксистских теоретических позициях79. Была и другая крайность: активно идеализировалось про- шлое, и не только историками. Ностальгия по монархии расцве- ла в конце 80-х годов как реакция общественных настроений на коммунистическую идеологию, коммунистическое видение мира, на советский образ жизни. Коммунистическое мировоззрение было всегда непримиримым. Отрицательная рефлексия неизбеж- но должна была, принять резкие формы и, в свою очередь, поро- дить другие крайности, упрощенность и тоже необъективность. Именно так зачастую происходило переосмысление нашей исто- рии, причем по весьма примитивной схеме - перестановкой зна- ков (плюс на минус, и наоборот). В результате беспомощный по- литик Николай II расценивался как великомученик, крестьяне русской бедной деревни идеализировались, в значительной сте- пени усиливались церковные мотивы. Среди лидеров кардинального пересмотра истории оказались писатели, что вполне в духе российских традиций. Объективно- сти ради следует признать, что писатели, особенно «деревенщи- ки» (В. Белов, Б. Можаев, В. Распутин, Ф. Абрамов, М. Алексеев и др.), первыми обратили внимание на ряд аграрных проблем исто- рии и современности (коллективизация, голод начала 30-х годов и др.), опередив в этом историков и экономистов. И в то же время именно литераторы восторгались прошлым деревни (даже сравнительно недавним, например, 20-х годов. Многие периодические издания получали необыкновенную популярность именно благодаря интересной и острой публици- стике. Так, например, газета «Московские новости» была настоль- ко читаема и популярна, что за 1987 г. была издана отдельной книжкой. Большую популярность благодаря острым публицисти- ческим статьям приобрел журнал «Огонек». Вообще публицистика в те годы завоевывала прочное место на страницах многих журналов, особенно таких, как «Новый мир», «Юность», «Дружба народов», «Знамя», «Наука и жизнь» и др. Публицистичной была вся неформальная пресса. Постепенно публицистика выходила на новый этап. Если внача- ле она в основном осваивала тематику, смело раздвигала свои грани- цы, то затем она стала осмысливать поднятые ею вопросы. Вновь об- ратились к эпохе сталинизма. Параллельно с ростом внимания к собственному историче- скому прошлому рос интерес и к западным образцам. Американские стандарты выдавались за нечто идеальное, к чему мол, надо стремиться. Итак, в годы так называемой перестройки публицистика вы- шла за границы известных форм жанра. Устное слово смело вне- дрялось в массы в аудиториях, на площадях, в производственных и студенческих коллективах. Устраивались всевозможные вечера, доклады, бесконечные «круглые столы». Как своеобразную разновидность публицистики следует рас- сматривать листовки и плакаты. Эти листки, написанные от руки или па пишущей машинке, наклеивались на стены, на информа- ционные щиты и представляли из себя эссе, обращения, листов- ки, предложения, карикатуры. 10.Подцензурная периодическая печать 1917-1980-х гг. Основные группы и проблемы источниковедческого изучения. Определение: периодическая печать – это издание, выпускающееся за определенные периоды времени. Каждый экземпляр – это единство различного материала из различных источников. Фиксирует наиболее важную для современного ей читателя информацию. Отстаивает интересы определенной группы или общественности. Содержит искажения и неточности информации (в угоду каким-либо соображениям), однако одновременно и формирует общественное мнение и отражает его. Большая степень сохранности. Обычно делят на газеты и журналы. Газета большая (солидное издание) и малая (массовая). Журнал толстый (почти книга, серьезный) и тонкий (массовый, более узкий и специализированный). Семь видов деления печати: - по издательству (кто издает и зачем) - по периодичности - по территории (столичная и провинциальная) - по цензурности (легальная и нет) - по отношению к власти (официозная и оппозиционная) - по содержанию - по языку Форма подачи материала различается: текущая (у малых газет) и аналитическая, глубокая (у больших журналов). Особенности национальной периодики в советский период: В 1918 организованно Российское Телеграфное Агентство – РОСТА (знаменитые «окна РОСТА», где работал, например Маяковский). Далее переименовано в ТАСС (Телеграфное Агентство Советского Союза). На основе Совинформбюро в 1961 организованно также Агентство Печати «Новости» (АПР), ставшее органов Союза Писателей и Художников СССР. От них - основная информация изданиям. Также крупные издательства имели сеть собственных корреспондентов – собкоров. Собкоры были во всех важных центрах областей и республик. Они опирались на внештатных сотрудников – «независимых журналистов». Складывается тип большой газеты, уделявшей внимание всем важным вопросам политики, экономики и литературы. Статья первой полосы – главная статья, выражающая мнение редакции. Газета, не имеющая собственной позиции, помещала несколько таких статей. В советское время статья первой полосы считалась политической директивой. Популярные журналы: «Огонек» (массовый общественно-политический), «Вокруг света» (художественно-научный), журнал ЦК ВЛКСМ. Важные исторические: «Пролетарская революция» (изд. 1921 - 1945), «Красный архив» (изд. 1922 - 1941). «Историк-марксист», с 1945 – «Вопросы истории». Сформирована система подконтрольных партии и правительству изданий. В 1918 году декрет СНК «О печати» - закрыты «контрреволюционные издания». Подчеркивался временный характер этих ограничений, однако их так и не отменили. Некоторые старые издания выходили под меняющимися названиями. «Правда» - официальная газета партии. «Известия» - газета ВЦИК. Созданы конкретные газеты для отдельных слоев населения. «Беднота» - крестьянско-солдатская газета. «Рабочий» (с 99-ого номера «Рабочая газета»). Приложения: «Работница», «Крокодил», «Хочу все знать», «Мурзилка». В 20-30-ые годы – «Крестьянская газета», имевшая сеть корреспондентов в деревнях. Получала около 1 млн. писем в редакцию, некоторые по каким-либо причинам содержат правку. «Гудок» - самая популярная газета для рабочих. Для молодежи – «Комсомольская правда». Для военных – «Красная газета», для интеллигенции «Литературная газета» и «Учительская газета». Библиография – «Летопись периодических изданий СССР», издание книжной палаты. 40-ые – военные газеты (в.т.ч. и партизанские), военные корреспонденты. 11.Советская карикатура и плакат как исторический источник. В ТЕТРАДИ. В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная. Карикатура в СССР была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа Ты записался добровольцем?, а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка». Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы. Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далекая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, веселые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя Мастфора Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме. Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак). Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда. Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания. Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии». 12.Кинофотодокументы как исторический источник. Проблема подлинности. Дают наглядное представление о реальных явлениях прошлой жизни, являются отражением мироощущения, примет быта, поведение людей, нравов, ритуалов, обычаев. 1)Фотодокумент как исторический источник: -фиксирует мгновенье -способность фиксировать факты реальной действительности -способность остановить мгновение -получение информации, которую можно проанализировать и сделать выводы 2)Кинодокумент как исторический источник -отражение события в движении, близком к естественному, происходящему в реальной жизни -предназначен для более глубокого изучения исторических событий, явлений и фактов -монтаж –главный атрибут кино- служит для установления осмысленной последовательности кадров. Проблема подлинности: Существует множество способов фальсификации 1)Монтаж различных съемок, записей, созданных в разное время и использующихся художниками в качестве иллюстр. И т.д. 2)Сочетание нескольких географически и хронологически несовместимых кинокадров. 3) Ретушь-замена одного изображения другим, усиление/уменьшение изобразительного эффекта необходимого элемента съемки, дополнение или устранение неугодных деталей, объектов 4) Пальмирование-устранение нежелательного лица или предмета, установление на освободившееся место развесистой пальмы. Этот процесс получил развитие в 1930-50 гг. 5) Внесение изменений в первоисточник. 6)Использование инсценировок раельных событий в документальных фильмах 7) Воссоздание исторических фактов на основе документальных свидетельств и других источников 13.Документальное кино в СССР. Значение монтажа для кинодокумента. Документальное кино в СССР. Первые хроникальные фильмы появились в России в конце XIX в. Огромное место в русском дореволюционном кино занимала "официальная" хроника — съемки торжественных церемоний, маневров, молебнов с участием Императора и его семьи. Во время Первой мировой войны кадры с фронтов и мест боевых действий были откровенно пропагандистскими. Изобразительный уровень русского дореволюционного кино часто был невысок — эмпирические наблюдения обычно не поднимались до художественных обобщений.
После Февральской революции, с созданием в Москве и Петрограде отделов кинохроники, операторы проявили завидную расторопность: в ноябре 1917 г. снимали начало Октябрьского переворота.
С приходом советской власти документальный кинематограф России не только не рухнул в небытие, но получил мощную государственную поддержку — с 1918 г. во множестве выпускались агитфильмы, содержание которых, в основном, исчерпывалось названием-лозунгом (Чините паровозы, На фронт! и др.). В марте 1918 г. в Москве был создан Кинокомитет, начался выпуск периодического журнала Кинонеделя, в работе над которым принимали участие операторы, режиссеры, журналисты разных поколений: Дзига Вертов, Эдуард Тиссэ, Лев Кулешов, Александр Левицкий, Александр Лемберг, Григорий Болтянский, Владимир Гардин, Михаил Кольцов и др. 1 мая 1918 г. впервые был снят на пленку Ленин (поскольку вождь мирового пролетариата не любил позировать перед кинокамерой, его хроникальных изображений сохранилось не слишком много).
Самые значительные свершения советского и мирового документального кино раннего периода связаны с творчеством Вертова, который первым сумел сделать кинодокумент образным. Вертов стал инициатором и автором киножурнала Кино-Правда, который выходил в 1922 — 1925 гг. Еще одно открытие 1920-х гг. — монтажное кино, ставившее своей целью переосмыслить кадры старой хроники или наделить их новым значением. Эсфирь Шуб в фильме Падение династии Романовых (1927), используя исключительно кадры дореволюционной хроники, стремилась показать историческую обреченность Российской монархии. К 10-й годовщине Октябрьской революции режиссер создала фильм Великий путь (1927), призванный прославить достижения советской власти, — но здесь хроникальный кадр часто сопротивляется значению, которое навязывает ему авторская концепция. Традиции Шуб позднее продолжили Александр Довженко, Сергей Юткевич, Михаил Ромм.
В середине 1920-х гг. документальное кино стало самостоятельной отраслью со своим главком и кинофабриками — трест "Союзкинохроника", основной задачей которого являлся выпуск хроники и ее прокат в стране и за рубежом. С 1925 г. начался выпуск отраслевых и тематических киножурналов: железнодорожных, военных и др. В 1927 г. началось производство кинолетописи.
По всей стране увеличилось количество киноустановок. В регионах была создана система корреспондентских пунктов, открывались республиканские и зональные (в РСФСР) студии. Закат "золотого века" советского кино пришелся на 1928 — 1929 гг. На первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии (март 1928 г.) обсуждалась необходимость выработать "четкую и выдержанную идеологическую линию". Уже после сворачивания нэпа и с началом 1-й пятилетки требования цензуры становились все строже, к началу 1930-х гг. количество запрещенных фильмов исчислялось уже десятками.
В то же время в конце 1920-х гг. и в 1930-е гг. росло количество фильмов, освещающих успехи экономического и культурного строительства в СССР. Кинопроизводство требовало притока новых людей. В режиссуру документального кино пришли Михаил Слуцкий, Яков и Иосиф Посельские, Роман Кармен, Борис Макасеев, Владислав Микоша.
Особую роль в развитии документального кино сыграл Медведкин со своим уникальным опытом передвижной киностудии (1932 — 1934). В четырех (позднее — в пяти) пассажирских и грузовых вагонах его легендарного "кинопоезда" были оборудованы производственные цеха, просмотровый зал, типография, гараж и т. д. Он снял фильм Счастье в 1935 году. Утверждение общего для всех канона (за соответствием которому бдительно следил Главрепертком) привело к постепенному нивелированию творческого своеобразия. Сталинская эпоха породила новый жанр — судебный очерк. Уже с 1928 г. начали выходить киножурналы, изобилующие репортажами о фальсифицированных процессах над многочисленными "врагами", Вообще репрессивная машина советского режима — скажем, тюрьмы и лагеря для политических заключенных, — почти не отражена документальным кино. Пожалуй, единственное исключение — фильм Соловки, показывающий структуру и быт одного из первых концентрационных лагерей. Уже в первые месяцы войны 260 документалистов находились в действующей армии: "Союзкиножурнал" выпускал фронтовые репортажи регулярно. Фронтовые киногруппы возглавляли известные режиссеры и операторы: Марк Трояновский, Кармен, Медведкин, Михаил Ошурков и др. В 1942 г. вышел фильм Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (реж. Л. Варламов, И. Копалин). Картина, рисующая поражение гитлеровской армии, пользовалась огромным успехом у населения и стала первым лауреатом премии "Оскар" в Стране Советов. В конце 1940-х и начале 1950-х гг. снимались фильмы о послевоенном восстановлении страны (Возрождение Сталинграда, реж. И. Посельский, 1945; День победившей страны, реж.: И. Копалин, И. Сеткин, 1947, и др.), о победе социалистической системы в ряде европейских и азиатских стран, пр. Освобожденный Китай, реж. С. Герасимов. Тем не менее, именно в "оттепель" появились, наконец, документальные фильмы, на которые не загоняли из-под палки. Первой из серии подобных картин стал цветной, снятый с размахом фильм о Московском фестивале молодежи и студентов. Зрителя изумляли яркие костюмы, темпераментные танцы и сама раскованность зарубежной молодежи. В период "оттепели" в документальное кино пришло новое поколение документалистов: Павел Коган, Петр Мостовой, Виктор Лисакович, Борис Галантер. В середине 1960-х гг. большинство интересных фильмов появлялось не в Москве, а на "периферии" империи. Складывались целые школы документального кино: ленинградская, свердловская, рижская, армянская, киргизская. Документальные картины, создаваемые в "союзных республиках", часто посвящались вольным стихиям природы — она являлась в них синонимом свободы.
В 1966 г. событием стал полнометражный документальный фильм Мир без игры, посвященный Вертову. В 1966 г. на экраны вышел фильм, ставший общественным событием, — Обыкновенный фашизм Ромма. В годы "застоя" не просто "документалистом № 1", а непререкаемым авторитетом советской документалистики и самим ее символом стал считаться Роман Кармен. К середине 1980-х гг. советский документальный кинематограф представлял собой инертную и малоподвижную систему, работающую на устаревшей технике и ориентированную на долгосрочное планирование в свете решений очередного съезда КПСС. Он пока не был готов выразить новые политические веяния, и в начале перестройки некоторое время работал по инерции, выпуская во всех смыслах устаревшую продукцию.
С началом перестройки документальное кино переживало подлинный взлет.
Своеобразной "точкой отсчета" кинематографического времени стал фильм Легко ли быть молодым? (реж. Ю. Подниекс, 1987). Залы во время его показов были переполнены, даже скептиков изумляла степень социальной откровенности, от которой успели отвыкнуть и зритель, и кинематограф. Одной из главных тем документального кино (как и газетно-журнальной публицистики) стало разоблачение прошлого. Фильм...Больше света! (реж. М. Бабак, 1987.
14.Источники по изучению настроений рабочих и крестьян в 1920-1930-е гг. Сборник «Советская деревня глазами ВЧК, ОГПУ НКВД». Основным источником по изучению настроений рабочих и крестьян являются сводки. Это единственный источник фиксирующий день за днем жизнь страны, её отражение в судьбах населения. Сводка как форма документа соответствовала оперативному информированию. Большое распространение получили в ходе гражданской войны. Выпускались секретные бюллетени главполитсовета при огпу нквд. Были недельные сводки, их источник – сообщения от местных ЧК. Создавались особые фонды поощрения. Источниками были местные коммунисты, милиция. Местные сводки и губернские сводки. Сводки отражают слои населения, в которых происходили различные события. Сводка-это оптимальный способ передачи информации. Они имели различный характер и были оперативными, агентурными и т.д. Сводки составлялись ВЧК. С марта 1920 г. создаются секретные бюллетени инструкторского отдела главполитпути (сводки о рабочих). Как вид документов существовали недельные сводки. Велась практика поощрения передач сводок. В качестве источников информации использовались коммунисты. 17 марта 1921 – «Об упорядоченном информировании советского руководства о состоянии настроений в губерниях». В связи с этим создавались на местах информационные тройки. Потом было установлено посылать сводки каждые 3 дня. Введена должность ответственного за информацию. Характеристика должна была быть развернутой. Развивалось критическое отношение к фактам, т.е. анализ фактов и информации имел место. Но на деле, даже в этом подходе было много субъективного. С начала июня 1921 создавались ежедневные сводки, а в декабре 1921 создан информационный отдел. Сводки печатались в небольших количествах и отправлялись должностным лицам. Список получателей постоянно увеличивался: Наркомы, Правда, Известия… Приоритетным потребителем являлся сам ЦК. Постепенно создавалась система сбора информации. От 7 февраля 1922 г. сводки должны освещать: настроение всего населения, динамику роста мелкобуржуазной стихии, максимально полное освещение экономического состояния района, информация о контрреволюционных проявлениях на местах. Информация группировалась по военным округам, внутри них по губерниям. Очень быстро увеличивался объем информации и возникли спецсводки (спецполитсводки, спецпромсводка, продсводка, партсводка и т.д.). Сводки выходили с разной периодичностью. С июня 1922 появляется «Обзор политического и экономического состояния республики (100 страниц), где были объединены несколько сводок. Такие обзоры выходили до 30-х гг. В них анализировались различные вопросы. К ним имелись приложения: статистические данные и т.д. Обзоры шли полномочным представителям. К весне 1924 г. количество обзоров увеличилось. К середине 20-х происходит некоторое изменении и на первый план выходят тематические подборки как выписки из информационных материалов. Издание «Совсек. Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934 гг.» 8 томов. Оно сопровождалось приложениями. В основе издания лежат ежемесячные порегиональные сводки и ежемесячные политико-экономические обзоры. В сборнике говорится о настроениях, о деятельности и органов власти, о настроениях местного населения. Составлением занимался специальный штат сотрудников. Ценность сборника большая!!! В 1924 г. госинформсводки на местах отменяются по решению ОГПУ. 15.Интервью как исторический источник. "Устная история" крайне расплывчатый термин, которым описываются такие разноплановые по форме и содержанию действия, как например запись формальных, отрепетированных рассказов о прошлом, передаваемых носителями культурных традиций, или историй о "старых добрых временах" рассказываемых бабушками и дедушками в кругу семьи, а так же создание печатных сборников историй разных людей. Нужно понимать, что устная история движима не столько стремлением к поиску фактов, сколько интерпретаций событий. Если все же попытаться дать определение этой науке, то устная история это сознательно выстроенный исходно предназначенный для записи разговор двух людей о различных аспектах прошлого, имеющих (в понимании обеих сторон) историческое значение. Несмотря на то, что разговор имеет форму интервью, в котором один (интервьюер) задает вопросы другому (информант), устная история по своей сути - диалог. Вопросы интервьюера, являются продуктом его знаний и исторического интереса и вызывают соответствующий ответ информанта, полнота которого зависит от желания рассказать и ощущения важности вопроса. В свою очередь ответ информанта позволяет интервьюеру четче сформулировать вопрос, постараться добиться полноты ответа или, сменив вопрос, подойти к желаемому ответу с другой стороны. В основе наиболее информативных интервью лежит не только правильно сформулированная цель, готовность интервьюера и информанта к интервью, их психическое и физическое здоровье, но и те взаимоотношения, которые возникают между интервьюером и информантом. Интервью это во многом рассказ о прошлом сформированный в настоящем под воздействием не только содержания самого рассказа, но и временного контекста в котором он рассказан. Каждое интервью это с одной стороны реакция на конкретного человека и набор его вопросов, с другой внутренняя потребность информанта поделиться своим опытом. Таким образом, можно смело говорить, что устная история это результат взаимодействия интервьюера и информанта в момент встречи для записи интервью. Сам термин возник не так давно, но не вызывает сомнений, что это наиболее древний способ изучения прошлого. Ведь в переводе с древнегреческого "хисторио" означает "хожу, расспрашиваю, узнаю". Одним из первых системный подход к устной истории был продемонстрирован в работе Джона Николэй (секретаря Линкольна) и Уильяма Херндона, которые сразу после убийства 16-ого президента США проделали работу по сбору воспоминаний о нем. Эта работа включала в себя, в том числе, и интервьюирование людей близко знавших и работавших с ним. Однако большинство работ, выполненных до появления аудио- и видео- регистрирующей аппаратуры с трудом можно подвести под определение "устная история". Хотя методология проведения интервью была более или менее отработана, отсутствие аудио- и видео записывающих устройств обуславливали использование записей от руки, что неизбежно ставит вопрос об их точности и совершенно не передает эмоциональный настрой интервью. Кроме того большинство интервью были сделаны спонтанно, без каких либо намерений создать постоянный архив. Большинство историков рассматривают начало устной истории как науки с работ Аллана Невинса из Колумбийского Университета. Невинс был инициатором систематической работы по записыванию и сохранению воспоминаний имеющих историческую ценность. Работая над биографией президента Говарда Кливленда Невинс пришел к выводу о необходимости интервьюирования участников недавних исторических событий для обогащения письменных источников. Свое первое интервью он записал в1948. С этого момента началась история Columbia Oral History Research Office - крупнейшей коллекции интервью в мире. Первоначально сфокусированные на элите общества, интервью все больше стали специализироваться на записывании голосов "исторически молчащих" - этнических меньшинств, необразованных, а так же тех, кто считает, что ему нечего сказать и т.д. В России одним из первых устных историков можно считать доцента филологического факультета МГУ В.Д. Дувакина (1909 - 1982). Будучи исследователем творчества В.В. Маяковского, первые свои записи В.Д. Дувакин сделал, беседуя с людьми, знавшими поэта. Впоследствии тематика записей значительно расширилась. На основе его коллекции магнитофонных записей бесед с деятелями отечественной науки и культуры в структуре Научной библиотеки МГУ в 1991 году был создан отдел устной истории. Для историков интервью является не только ценным источником новых знаний о прошлом, но и открывает новые перспективы интерпретации известных событий. Интервью особенно обогащают социальную историю, давая представление о повседневной жизни, ментальности так называемых "простых людей", которое не доступно в "традиционных" источниках. Таким образом, интервью за интервью создается новый пласт знаний, где каждый человек действует осознанно, на своем уровне принимая "исторические" решения. Разумеется, не вся устная история подпадает под категорию социальной истории. Интервью с политиками и их сподвижниками, крупными бизнесменами и культурной элитой позволяют открыть подноготную произошедших событий, раскрывают механизмы и мотивы принятия решений, персональное участие информанта в исторических процессах. Кроме того интервью иногда просто хорошие истории. Их специфичность, глубокая персонификация и эмоциональная насыщенность делают их легкими для чтения. Аккуратно отредактированные, с сохраненными индивидуальными речевыми особенностями информанта они помогают воспринять опыт поколения или социальной группы через личный опыт человека. Какова же роль интервью, как исторического источника? На самом деле несогласованности и конфликты среди индивидуальных интервью и между интервью и другим свидетельствами указывают на неотъемлемо субъективную природу устной истории. Интервью - это грубый материал, последующий анализ которого совершенно необходим для установления истинности. Интервью - это акт памяти, наполненной неточной информацией. Это не удивительно, учитывая, что рассказчики сжимают годы жизни в часы рассказа о ней. Они часто получают названия и даты неправильно, соединяют разные события в единый случай и т.д. Конечно, устные историки стараются сделать рассказ "чистым" путем исследования событий и правильного подбора вопросов. Однако наиболее интересно получение общей картины событий, в которых акт запоминания был совершен или другими словами социальная память, нежели изменения индивидуальной памяти. Это одна из причин, по которой интервью не простой материал для анализа. Хотя информанты говорят о себе, то что они говорят далеко не всегда совпадает с действительностью. Восприятие рассказываемых историй буквально достойно критики, поскольку интервью, как и любой источник информации, должен быть взвешен - не обязательно то, что красочно рассказывается является таким на самом деле. Если информант "был там" совершенно не значит, что он отдавал себе отчет в том, "что происходит". При анализе интервью первое, на что надо обратить внимание, это надежность рассказчика и актуальность/достоверность темы его рассказа, плюс личная заинтересованность в интерпретации событий тем или иным образом. Достоверность интервью может быть проверена при сопоставлении с другими рассказами на сходную тему, а также документальными свидетельствами. Таким образом использование интервью как источника лимитировано его субъективностью и неточностью, однако в сочетании с другими источниками расширяет картину исторических событий, внося в нее личностный оттенок. Историческое интервью - фиксация исторического субъективного знания отдельной личности. Запись рассказа или воспоминаний. Своеобразное стремление показать маленького человека. Исследование особенностей восприятия прошлого, исторической памяти, духовного мира человека. Два направления: социологическое и историческое. Первому важна социальная структура общества, второму – различные модификации памяти. Виды интервью: - биографическое - генеалогическое - проблемное - дневниковое - групповое Биографическое – самое распространенное. Интервью имеет свои особенности – вмешательство интервьюера (историка)в устный текст, проблема интерпретации полученной информации, форма диалога, проблема отношений информанта и интервьюера, контекст интервью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.) |