АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Революционные изменения

Читайте также:
  1. IV. Об изменениях в законах о браке, семье и опеке .
  2. IV. Срок действия, порядок заключения и изменения договора обязательного страхования
  3. VI Съезд народных депутатов и изменения в экономической политике
  4. VI. Изменения слизистой оболочки рта при экзогенных интоксикаях.
  5. А) Концентрация, вызывающая изменения, выходящие за пределы физиологических приспособительных реакций или, скрытую (временно компенсированную) патологию.
  6. Абсолютное изменение валового сбора под влиянием изменения структуры посевных площадей рассчитывается с помощью индексов
  7. Абсолютное изменение объема выпуска продукции под влиянием изменения численности работников рассчитывается по формулам
  8. Абсолютное изменение средней заработной платы под влиянием изменения структуры работников на предприятиях определяется по формуле
  9. Абсолютное изменение средней урожайности под влиянием изменения структуры посевных площадей рассчитывается с помощью индексов
  10. Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современные тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны.
  11. Административно-территориальное устройство Омской области и порядок его изменения
  12. Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

- влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. Социальный эволюционизм развивался такими известными мыслителями, как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием дарвинизма (см. дарвинизм социальный).
Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества. Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие прогресса, телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме, одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма, целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.

 

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ

термин, употребляемый для обозначения различных вариантов пересмотра в совр. немарксистской социологии, культурной и социальной антропологии идей эволюционизма 19 в. (Г. Спенсера, Э. В. Тейлора и др.). Среди течений Н. наиболее известны эволюционный «культурный материализм» (вамер. культурантронологии и археологии), особое внимание уделяющий истории развития технико-эко-номич. базы культуры (Л. Уайт, Г. Чайлд, М. Са-линс, Э. Сервис, М. Харрис, Дж. Стьюард, Л. Бинфорд и др.), и эволюционный функционализм (Парсонс, Р. Белла, Н. Смелзер, С. Эйзенштадт и др.), развивающий в конкретноисторич. плане универс. модель структурной дифференциации Спенсера и Дюркгейма, основанную на усложнении общественного разделения труда.

В отличие от глобальных схем эволюционизма 19 в., включавших всякое явление в мировой эволюционный процесс и опиравшихся на принцип непрерывности и безграничности прогрессивного накопления изменений, Н. перемещает акцент на системность и локальную индивидуальность изменяющихся социальных форм, вводит принцип прерывности изменений и исходит из многолинейности эволюции. Различая процессы локальных культурных изменении и тенденции развития человеч. культуры в целом (коренные сдвиги как общий источник культурного формообразования), культурантропологич. II. разрабатывает понятия «специфич.» и «общей» эволюции (см. «Evolution and culture», ed. by M. Sahlins, E. Servise, Ann Arbor, 1960). Ho H. не способен построить единую теорию социальной эволюции, в которой были бы установлены связи между локальными и общими процессами культурного развития. Многие теоретики Н. отрицают саму возможность создания такой теории.

Традиционно рассматривая социальную эволюцию как продолжение биологической, Н. для объяснения происхождения человеч. культуры, разнообразия «социальных форм» и т. п. привлекает новые данные спец. наук, результаты эмпирич. исследований по сравнит. этологии, классификации и сравнит. изучению сообществ приматов и пр. От эволюционизма 19 в. Н. унаследовал понимание эволюции как процесса увеличения дифференциации и сложности организации обществ. жизни. Но эту концепцию Н. расценивает как простое эмпирич. обобщение о развитии более сложных социальных форм из менее сложных, выделяя при этом три осн. процесса: дифференциацию социокуль-турных структур, специализацию социокультурных функций и интеграцию этих структур и функций в новые уровни организации. Н. пытается преодолеть ограниченность старого эволюционизма путём разработки понятия «открытой» системы, учитывающей влияние внеш. факторов, случайных и катастрофич. событий; путём объединения прежде соперничавших теоретико-методологич. ориентации — эволюционизма, диффу-зионизма и функционализма — в сочетании со сравни-тельно-историч. методом проверки гипотез. Однако ято не преодолевает ограниченности Н., который не вскрывает подлинных источников обществ. развития, противопоставляет эволюцию революц. процессам.

 

11. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественнойсистемы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделерассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религияи т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этомосновным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамикарассматривала общество в движении, развитие —это теория общественногопрогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитиечеловечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальныхсостояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методамипо Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительныйметод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной 12.

Более сложной формой социальных изменений являются циклические изменения. Они включают эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящие тенденции. Когда говорят о циклических изменениях, то имеют в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот, происходящий в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях и на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать несколько лет и даже несколько столетий.

 

13.

Революционные изменения

В отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.

Можно выделить три подхода к определению революции:

  1. Делает акцент на масштабности и радикальности изменений ("революция — неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре общества" — Алан Буллок)
  2. Делает акцент на насильственности, производимых изменений ("революция — фундаментальные социально-политические изменения, осуществляемые насильственным путем")
  3. Делает акцент на предпосылки и обусловленность ("революция — это захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых партий, и последующее использование ее для проведения крупных реформ" — Энтони Гидденс)

Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:

  • Они затрагивают все сферы общества
  • Изменения затрагивают самые основы общества
  • Изменения, вызванные революцией, стремительны
  • Эти изменения, как правило, носят насильственный характер

 

 

14.

Старейший тип концепций социального изменения в социологии – это эволюционистские концепции, трактующие историю как закономерный естественный процесс развития общества [см. 5]. Они восходят к О. Конту, Г. Спенсеру, Д. С. Миллю и рассматривают историю в целом именно как закономерный направленный процесс развития общества в целом. Очевидно, что эти концепции по своему характеру ничем не отличаются от концепций философии истории, прибегающих к трансцендентному обоснованию истории. К. Поппер относил их к натуралистической версии «историцизма». Он доказывал, что закона эволюции общества не существует [см. 6]. Современная социология, в общем, отказалась от попыток установления единого закона эволюции общества и ведет речь об определенных отдельных тенденциях общественного развития (тенденция углубления разделения труда, тенденция бюрократизации общественной жизни и т.д.). Но тенденция, как подчеркивал еще К. Поппер [см. там же], отнюдь не закон. Тенденция не может продолжаться вечно, она может в любой момент оборваться, и мы не знаем, когда это произойдет, и если мы обратимся к истории, то найдем, что она наполнена обрывами тенденций. Мы можем основывать научные предсказания на законах, но никак не на простом существовании тенденций, - отмечал К. Поппер.

Другой тип теорий социального изменения, предлагаемых социальными науками, являет собой такие теории, которые устанавливают некоторые общие схемы социальных изменений. Назовем в качестве примера устанавливаемый социологией механизм возникновения новых социальных норм через институциализацию отклонений от действующих норм или институциализацию нормативных новаций. Подчеркнем, что подобные схемы общественного развития являют собой именно абстрактные общие схемы, а не содержательно-исторический процесс в его индивидуальности и конкретности. Поскольку же историческая наука концентрируется на частном, то история из этих общих схем как бы выпадает. Из них нельзя вывести конкретных исторических явлений, и они не дают возможности предсказания социальных изменений. К тому же сами механизмы возникновения нового могут носить исторически преходящий характер.

К определенному типу теорий социального изменения Р. Будон относит концепции, которые пытаются делать предсказания вида «если А, то (скорее всего) В» (если произойдет такое-то изменение в жизни общества, то это повлечет за собой вот такие определенные изменения). В качестве примеров он приводит известное положение, сформулированное А. Токвилем, состоящее в том, что выражения народного недовольства и социальное противоборство чаще всего происходят как раз тогда, когда случается ослабление тяжелых законов, которые народ до этого безропотно переносил; закон Т. Парсонса о «нуклеаризации» семьи (переходе от семьи расширенного типа к семье, состоящей только из родителей и детей) как следствии процесса индустриализации и др. Относительно теорий этого типа необходимо прежде всего заметить, что они являются не формальными, абстрактно-общими, а содержательными, и что свое содержание они черпают из наблюдаемой социальной действительности. Они устанавливают определенную связь между явлениями действительности (например, между индустриализацией и нуклеарной семьей) и проецируют эту связь в будущее. Однако в будущем действительность будет иной, чем она есть в настоящем, так что может исчезнуть почва для этой связи либо сама связь изменится, станет какой-то другой. Содержательный характер подобной связи определяется ее привязкой к действительности, но из этого же сразу вытекает ее ограниченный характер. И ее ограниченность может быть не только исторической, но, как оказывается, даже для настоящего эти законы не являются универсальными. Так, Р. Будон отмечает, что в противовес мнению А. Токвиля о политической мобилизации масс в период относительного улучшения условий жизни были выдвинуты иные и прямо противоположные соображения относительно того, в каком случае она происходит, что в Японии процесс индустриализации отнюдь не сопровождался распадом или ослаблением традиционных семейных связей и т. д.

Еще один тип теорий социального изменения представлен концепциями, которые пытаются установить общие причины социальных изменений. Очевидно, что данный аспект социологии социального изменения перекрывается с философией истории в той ее части, в какой она рассматривает движущие силы истории. Р. Будон пишет: «…Вполне возможно, что понятие социального изменения является современным "перевоплощением" Истории с большой буквы. По-видимому, все теории социального изменения есть не что иное, как подобное "перевоплощение" философии истории» [7, с. 12 – 13]. Действительно, если мы, например, посмотрим, как представляет себе задачи социологии социальных изменений П. Штомпка, написавший об этом книгу [5], то найдем, что проблематика этой области социологии в большей части совпадает у него с проблематикой философии истории касательно движущих сил истории, а также что автор этой книги переводит на социологический язык ряд положений, которые давно были установлены философией истории. Отметим также, что общие причины социальных изменений или движущие силы истории, задавая определенные общие схемы интерпретации и объяснения исторических явлений, не определяют историю в содержательном плане и не дают возможности предсказания будущего.

 

 

15. Социальные изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Факторы социальных изменений.

Социальное изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывает взаимодействие множества факторов (различающиеся от ситуации, времени и места): 1. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Если окружающая среда по какой-либо причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями - человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений. 2. Население. Изменение в численности, структуре и распределения народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества. 3. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Интересы индивида и группы противоречат, друг другу - конфликт становится источником социальных изменений. 4. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы». 5. Инновации. 6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распределяются от одной социальной системы к другой.

Теории стадий экономического роста и постиндустриального общества

Концепция У. Ростоу, один из вариантов теории "единого индустриального общества", согласно к-рой история делится на пять стадий: 1) "традиционное общество" (все общества до капитализма), характеризующиеся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; 2) "переходное общество", совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму; 3) "период сдвига", характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации; 4) "период зрелости" - завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран; 5) "эра высокого уровня массового потребления". ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ — социологическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса. Представители этих теорий исследуют взаимообусловленность научно-технического и социального прогресса, предлагая оригинальную модель исторической периодизации, позволяющую рассматривать перспективы цивилизации как постиндустриальное общество, характеризующееся смещением центра хозяйственной активности от производства материальных благ к созданию услуг и информации, повышающейся ролью теоретического знания, возрастанием значения политического фактора в развитии общества и замещением взаимодействия человека с элементами природной среды интерперсональным общением. На протяжении последних десятилетий эта теория является уни•версальным методологическим основанием большинства исследований, ведущихся в рамках либерального направления западной социологической науки.

 

16.

Изменения в обществе могут проводиться несколькими основными способами. Выделяют следующие движущие силы изменений в обществе: открытие, изобретения, социокультурную диффузию.

Самым радикальным способом осуществления изменений следует считать открытие.

Открытие представляет собой разделяемое многие людьми восприятие ранее неизвестного аспекта реальности. Открытия происходят достаточно редко, но их значение в развитии общества чрезвычайно велико. Например, переворот в жизни людей происходил в результате открытия принципа действия рычага, радио, электричества. Открытие превращается в фактор социального или культурного изменения лишь в том случае, когда оно может быть использовано, когда оно становится частью общества или человеческих отношений.

Другой движущей силой социальных изменений следует признать изобретения.

Изобретения определяют как новую комбинацию или новое использование уже существующего знания. Обычно в изобретении участвуют всем известные составляющие, но они соединены или взаимодействуют по-новому. Например, такое социальное изобретение, как демократическая форма правления составляется из компонентов, известных еще со времен античности, но в новых условиях они действуют в другом ключе и представляют собой новый культурный комплекс. Таким образом, можно сказать, что изобретение является новым по форме, функционированию и значению.

Чаще всего социальные и культурные изменения в обществе осуществляются через диффузию. Признанный полезным культурный образец или социальное новшество пересекает границы культуры и ставится новым в другой культуре. Например, методы научного управления, разработанные Ф. Тейлором, были внедрены в практику управления производственными процессами в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают между собой в тесный контакт. Очень часто отдельные группы общества увеличивают тесноту социальных связей для того, чтобы увеличить социальную диффузию. Полезность социальной диффузии определяется степенью адаптации культурного образца к условиям культуры общества или особенностям его социального устройства.

Разные общества, в зависимости от их возможностей, по-разному используют движущие силы социальных изменений. Например, японское общество в большей степени ориентировано на диффузию, а американское общество в большей степени ориентировано на изобретения.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)