|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бедность, умеренность и отстраненность
Я помню тот день, когда в Сахаре один бедуин предложил мне сладкого чаю в крошечном стаканчике. Он заваривал его церемонно, вскипятив воду в старой консервной банке на огне, разведенном на двух-трех веточках. У него был всего один стаканчик, поэтому сначала он приготовил чай для меня. А когда я закончил пить, он сделал чай себе. Воспоминания одного путешественника
Для многих мыслителей и мистиков как на Западе, так и на Востоке бедность приравнивается к благодетели. Согласно дзенским доктринам, термин «бедность» означает не только нехватку денег. Это также скромность духа и отказ от мирских желаний. Английский мыслитель и писатель Томас Карлейль провел сравнительное исследование бедности и философии Пустоты и пришел к выводу о том, что мы должны отказываться от любой двойственности, какой бы она ни была. Он пошел по пути доминиканского священника XIII века Майстера Экхарта, который всю свою жизнь проповедовал, что ничего не иметь и открыться пустоте – это философский подход, рациональный, но нереалистичный, хоть и религиозный. Бедность, о которой он говорил, была не внешней, материальной, а внутренней. Многие богачи живут хуже нищих. Они растеряли свой энтузиазм и больше не ценят жизнь, не помнят о радостях, пережитых в молодости. Ничего не хотеть – это значит не привязываться к своему эго (но это не стоит путать с самолюбием). По мнению Майстера Экхарта, как и по мнению буддистов, причины человеческой нищеты – жадность, жажда обладания и эгоизм. Всех великих учителей объединяет отсутствие привязанности к чему-либо. Наша цель должна заключаться не в том, чтобы иметь, а в том, чтобы быть. Конечно, невозможно вообще ничего не иметь, потому что иначе будешь зависеть от окружающих. Как справедливо объясняет немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм, смотреть на цветок – это значит жить в режиме существования. Сорвать цветок – это жить в режиме обладания. Карл Юнг полагал, что западный человек не может понять буддизм, потому что его общество сосредоточено на собственности и зависти. В этом смысле трудно понять Экхарта, дзен или поэзию Басё. Японское понятие «сэй хин» (чистота и красота) придает большее значение чистоте сердца, чем материальному богатству. Кроме того, всего несколько веков назад в Японии глубоко презирали торговцев.
Бедность
Прежде всего любой ценой следует обеспечить себе проживание: финансовую стабильность, чтобы сохранить независимость и достоинство. Также очевидно, что проще ничего не иметь, чем терять то, что у нас есть. Избавляясь от материальной зависимости, мы также избавляемся от зависимости психологической, а значит и духовной. Все это возможно: человек, которому можно сказать «нет», – это вы сами! Таким образом, можно получать удовлетворение от того, чтобы ограничивать себя, вести экономную жизнь. Этот сознательный выбор в пользу бедности в сочетании со вкусом к простым вещам впоследствии может стать источником богатства. Постепенно благодаря такому образу жизни можно научиться ценить практическую сторону вещей, а не материальную пользу от них. Есть, чтобы просто избавиться от голода, контролировать себя, чтобы не дать выход гневу, – все это необходимо, чтобы найти мир в душе. Нужно научиться забывать о себе. И тогда можно забыть обо всем. Как ни парадоксально, именно тот, кто отказывается от себя, сохраняет то, чего он хочет, поскольку он сознательно отвергает то, чего не хочет. Бедный человек – не тот, у кого мало всего, а тот, кто хочет большего. Богатый – тот, кто приспосабливается к бедности. Умеренность – это добровольная бедность, богатство надо ограничивать, а больше делать ничего и не надо. Кстати, корнями эпикурейство уходит в аскетизм: ни одна вещь не идет на пользу своему владельцу, если тот заранее не готов ее потерять. Представьте, что у вас есть только квартира, кровать, стол, компьютер, маленькая оборудованная всем кухня и несколько предметов одежды. Никаких украшений, книг, безделушек… Что это – ад или рай? Тренируйтесь быть бедной. Практикуйте воздержание, словно это регулярное упражнение, к которому вы периодически прибегаете и которое поможет придать новую форму вашей жизни и научить вас быть достаточно отрешенной от благ, которые вас окружают. Необходимо время от времени лишать себя роскоши, чтобы в день, когда судьба лишит нас всего, не быть несчастной. Нужно тренироваться таким образом, чтобы жить счастливо и совершенно просто. Также необходимо тренироваться быть бедной, чтобы не бояться бедности: например, в будни пить растворимый кофе, если вы привыкли к хорошей арабике. Но слепо отказываться от всего так же глупо, как и вести светскую жизнь; к тому же это сделать невозможно. Поэтому можно попытаться найти золотую середину: удачный баланс между желанием ухватить на лету все возможности и ничего не делать. Достаточно не привязываться к вещам, которые действительно имеют значение. Все время задавайтесь вопросом: стоит ли делать то, что вы делаете, и что вам даст отказ от этого дела – приобретения какой-то вещи, профессионального задания или семейного решения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |