АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы народной хореографии

Читайте также:
  1. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  2. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  3. А. правительственные реформы середины XVI в.
  4. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  5. Б-25. Формы концентрации производства
  6. Б-27. Формы концентрации производства
  7. Безработица и ее формы
  8. Безработица: сущность, виды и формы, показатели
  9. Бизнес и менеджмент как формы реализации собственности.
  10. В приложениях курсовой работы необходимо поместить экранные формы прикладных программ, упомянутых в тексте курсовой работы.
  11. Век реформы гос службы табель о рангах
  12. Виды и формы культуры

Этапы создания танцевального номера.

Первый этап – возникновение идеи или музыкального материала, после чего начинается работа над созданием композиционного плана. Далее следует работа с композитором (по необходимости) или концертмейстером. И только после этого начинается создание образной лексики и, отдельных частей номера, и его в целом.

Второй этап – постановочный. Начинается со знакомства исполнителей с музыкой и содержанием номера. Потом постановщик знакомит с эпохой, темой и идеей номера, национальностью и образами. Затем начинается разучивание отдельных движений, комбинаций. Далее следует постановка отдельных частей номера и всего номера в целом.

Последний этап – репетиционная работа. Проверка отдельных партий, частей и всего танца, соответственно временным требованиям и драматургическому развитию. После этого начинается отработка номера: комбинаций, рисунков. Заканчивать репетиционную работу необходимо полным прогоном, для проверки выносливости и дыхания исполнителей. После этого проводится работа над образами и характерами.

Формы народной хореографии.

С точки зрения исторического становления народной хореографии второй формой, после хороводов, являются бытовые танцы. Бытовые танцы – наиболее обширная и насыщенная группа. Они являются основой народной хореографии в танцевальном искусстве любой национальности, т.к. в этих танцах отражаются существенные черты характера народа, манеры, отражают обряды и обычаи. Кроме того, они включены во все сферы жизни народа.

Бытовые танцы отличаются значительным количеством разнообразных по характеру и эмоционально-идейному содержанию мелодий, которые могут исполняться отдельными музыкальными произведениями.

Бытовые танцы Украины делятся на три группы:

-метелицы, гопаки, казачки;

-коломийки, гуцулки, верховины;

-польки, кадрили.

Неподдельный интерес вызывают бытовые танцы России, которые, несмотря на возможные сюжетные изменения, делятся на три основных типа:

-пляски;

-переплясы;

-кадрили.

Пляска – форма народной хореографии, насыщенная элементами импровизационности, стихийности, не имеющая строгой определенной композиции и выражающая эмоциональное состояние души человека.

Пляска – наиболее распространенный и мобильный вид народного творчества. Она пришла из глубины веков. Первоначально, круговое хороводное движение стало распадаться на бесчисленное множество эпизодов, т.е. плясок. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Жестикуляция и коленца танцующих создавались на основе подражания стихиям, окружающей природе и животным, и выражали эмоциональное состояние. Рисунки соответствовали характеру исполнителя и географического положения народа. В них выражались дух и нравы нации. Они возникали в те моменты, когда необходимо было отобразить положительные и отрицательные моменты жизни в борьбе страстей, восславить геройство, обличить пороки, нарисовать картину быта, поднять настроение, показать удаль. Все это являлось содержанием плясок.

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем стали частью быта. Со временем появились новые изобразительные элементы, характеризующие различные состояния: горе, печаль, радость и т.д. Минорные настроения выражались верхнеё частью туловища (руки, плечи, голова), мажорные – нижней частью туловища. На содержание и лексику плясок большое влияние оказывал костюм. Длинный, тяжелый костюм сковывал движения, отсюда много движений руками, головой, плечами. При этом каждый жест и движение было насыщено определенным смыслом, поэтому пляски были различны по жанрам (героические, трагические и т.д.) Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски.

Пляски бывают: -одиночная (сольная)

-парная

-групповая

-массовая

В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где -то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

Корпус в женских плясках и танцах чаще всего бывает прямой и спокойный. Даже во время дробей корпус остается неподвижным. Девушка в медленном танце «плывет», корпус у неё подтянут, движения плавные, спокойные, придающие танцу впечатление широты и величественности. Только изредка корпус девушек может слегка наклониться вперед, вправо или в влево. У юношей корпус более подвижен. В парном танце исполнители могут слегка отклонять верх корпуса друг от друга, могут наклонять корпус вперед (проход, приглашение, поклоны). Плечи в русских плясках обычно прямые, спокойные. Девушка может иногда повести плечом. Голова определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном. Широком девичьем танце посадка головы прямая, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу. В быстром танце голова может быть слегка приподнята. В парно-массовых танцах исполнители смотрят вперед или поворачиваются друг к другу. Девушка может застенчиво и игриво отворачивать голову от партнера.

1. Одиночная.

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

2. Парная.

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

3.Групповая пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

4. Массовый пляс.

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Перепляс является разновидностью парной пляски импровизационного характера. Это соревнование в силе. В его основе индивидуальное творчество плясунов, постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Принимать участие в переплясе неподготовленный человек не мог. Для того, чтобы переплясать соперника нужно было знать много коленец. Исполнители готовились к соревнованиям долго. Некоторые знали до 50 и более коленец. Перепляс чаще всего сопровождался инструментальной музыкой, темп которой начинался с медленного и заканчивался быстрым. В старину парни выходили в круг, становились на некотором расстоянии друг от друга и плясали по очереди. Начинающий делал проходку, показывал манеру, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом своего соперника. Второй, принимая вызов, делал свою проходку, показывал свою манеру и характер, повторял движение первого и добавлял своё.

Второй прием построения перепляса – без повтора предыдущего движения, но обязательно со сменой характера, манеры, темпа и сложности. Самые сложные коленца приберегали к финалу. Зрители могли поддерживать выступление танцоров. Соревнование шло не только по количеству придуманных коленец, ловкости, изюминке, но и с другими условиями (не улыбаться во время исполнения или улыбаться). С изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и перепляс, в нем стали принимать участие и девушки. В женский перепляс вошло исполнение частушек. Это было не только соревнование в пляске, но и в художественном творчестве. Импровизация сопутствовала куплетам не только ритмически, но и пересказывала их образно-хореографическим языком, дополняла движениями, жестами, мимикой. Тексты были чаще всего сатирического характера, их называли пляски-выдумки, или дробушки.

По содержанию переплясы бывают различными: спор из-за девушки или юноши, предмета одежды, бестолковым учеником и учителем и т.д. Они также могут быть парными, групповыми или массовыми.

Кадриль. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Каждая фигура имеет свой определенный рисунок. В кульминационной фигуре – синтез предыдущих фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами - остановками как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и богатых, праздничных и в будничных народных костюмах. Каждая пара в кадрили начинает и заканчивает фигуру со своим партнером и только на своем месте. По содержанию кадрили различны, в них раскрываются взаимоотношения исполнителей, присутствуют игровые моменты.

1. Квадратная.

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест - накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России. Основные построения и переходы пар:

а) Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные пары идут на встречу друг другу и меняются местами;

в) две противоположные пары идут на встречу друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

2. Линейная.

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

3. Круговая.

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)