|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направленийФилософская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека: 1. Это специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно оформляется на протяжении последней четверти 20 в., впитывая свою тематику из общей философии;2. Есть совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого антропологического поворота (предметом осмысления начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия). Впервые этот поворот был осуществлен Л. Фейербахом (а в русской философии Н.Г. Чернышевским), который сформулировал «антропологический принцип» философии. Антропологический принцип провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии (согласно Фейербаху, необходимо «посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку»). Во второй половине 20 в. указанный принцип был дополнен «антропным принципом» современной космологии, устанавливающим зависимость существования человека от физических параметров Вселенной (истоки — в концепциях космизма: Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден). В более строгом смысле слова философская антропология - направление в немецкоязычной философии, оформившееся в конце 1920-х как принципиально новый тип неклассического «философствования», предлагающий и реализующий программу философской антропологии как единственно возможной современной философии и противопоставляющий себя в этом качестве иным философским дискурсам. Исходная установка философской антропологии задается тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое «философствование» есть исследование структур специфического человеческого опыта, его критически-рефлексивное прояснение и обоснование. Философско-антропологическую программу Шелер предложил в небольшой работе «Положение человека в космосе» (1928). В том же 1928 вышел другой классический для философской антропологии труд - «Ступени органического и человек» Плеснера. Третьей программной книгой философской антропологии считается работа Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940). Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель Макс Шелер. В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса. Кризис общества, социальные противоречия и другие коллизии для М. Шелера — проявление кризиса человека, его личности М. Шелер пишет, что человек никогда не был столь «проблематичным»как в XX веке. Основную причину такого положения человека он видит в существующем разграничении его изучения разными, малосвязанными друг с другом, направлениями антропологической мысли: теологическом, философском, естественнонаучном. М. Шелер упрекает европейскую философию в том, что она забыла о синтезирующем для всего философского знания вопросе И. Канта: «Что такое человек?». Задача философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека. Шелер выделял пять различных европейских дискурсов: еврейско-христианский, антично-греческий, натуралистический, декаданский, ориентированный на сверхчеловека. В основании первых трех — тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его трактовок. М. Шелер формулирует предмет философской антропологии. С его точки зрения, философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека. М. Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле этого слова. По мнению М. Шелера, - это дух. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера — это духовное существо, связанное с Богом. Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М. Шелеру, является святой. М. Шелер признает, что все ценности (религиозные, философские, эстетические, научные и т. п.) даны человеку постольку, поскольку он находится в обществе. Таким образом, человек, занимая центральное место в философии М. Шелера, является духовным существом, а основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |