|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разновидность светских государств
Несмотря на провозглашение светскости во многих современных государствах, ее реализация происходит неоднозначно. В теории государства и права существует множество противоречивых классификаций светской модели государства в зависимости от сформировавшихся национальных правовых систем, культурных традиций и обычаев, сложившихся государственно-конфессиональных отношений. Классификационная противоречивость обусловлена изменением правового содержания и понимания светскости государства во времени и в пространстве, которые закономерно не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор конкретного типа и особенностей светского государства находится в компетенции государства и зависит от состояния правового и социально-политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Хотя иногда встречаются классификационные противоречия, обусловленные теоретическими ошибками, когда границы светскости государства полностью размываются, диаметрально противоположные признаки светскости государства характеризуют общее понятие. Так, Е.Ю. Кривошеина пишет, что в ряде светских государств сохраняется государственная церковь. (1) Среди основных типов светской модели государства можно выделить классический (Франция, Россия), индифферентный (США, Япония), преференциальный (Италия, Израиль, Германия, Польша, Испания). Классический тип светской модели государства характеризуется широким сотрудничеством государства с религиозными объединениями. Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие _______________________________________________________________ 1. Кривошеина Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций в современном российском обществе: проблема соотношения светского и религиозного: Диссертация … канд. филос. наук. М., 2008. Стр. 28.
общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.), с другой– гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия. Классический тип по своей позитивной направленности является оптимальным вариантом светской модели государства среди остальных. Вместе с тем для стран данного типа характерен как исторический синтез светского и религиозного, так и борьба между ними за независимость. Индифферентный тип отражает активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии. В литературе данную модель иногда обозначают понятием «светская или гражданская религия» (1). Несмотря на то что население США является в своем большинстве верующими (протестанты), специалисты отмечают со второй половины XX в. тенденцию дехристинизации судебных решений Верховного Суда США, например, установление запрета произносить молитву перед началом учебного занятия, запрета изображать библейские мотивы на символах американской государственности. (2) При этом многие христианские символы продолжают сопровождать государственную атрибутику США, например вступление в должность Президента США сопровождается клятвой на Библии, заседания Конгресса открывают христианские капелланы. Преференциальный тип (лат. praeferens) – предпочтительный, преимущественный) предполагает особое отношение государства к одной _________________________________________________________________ [1]. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. Ростов на Дону: Феникс, 2002. стр. 558. 2. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. Ростов на Дону: Феникс, 2002. Стр. 750.
или нескольким религиям в государстве (1). Предпочтительное отношение государства к религиозным объединениям обычно обусловлено их тесной исторической связью. Статус многих предпочтительных религиозных объединений в таких странах часто в прошлом был государственным, например Римская католическая церковь в Италии. Такие религиозные объединения могут частично выполнять государственные функции, в частности в образовательной сфере. Привилегированное положение отдельных религиозных объединений в отношениях с государством сохраняется благодаря реализуемой через представительные и исполнительные органы государственной власти поддержке большинства населения, исповедующего соответствующее вероучение либо культурологически относящего себя к нему. Привилегии выражаются в различных формах, от налоговых льгот до финансирования деятельности священнослужителей за счет бюджетных средств. В некоторых теоретических работах, связанных с проблематикой государственно-конфессиональных отношений, указанные признаки преференциального типа светской модели государства относят к клерикальному государству либо включают в определение преференциального типа признаки, чуждые светской модели государства (наличие официальной государственной религии и организации, ее представляющей). Но отличие клерикального государства от светского заключается в провозглашении какого-либо вероучения официальным. При этом клерикальное государство отличается от теократического, в котором ______________________________________________________________________________________ 3. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000. Стр. 580.
тоже имеется государственная религия, тем, что власть находится не в руках духовенства. В противном случае границы между светским и клерикальным государством размываются, их будет объединять как признак отделения религиозных объединений от государства, так и признак привилегированного положения религиозных объединений в государстве (преференциальный тип светской модели государства). Примерами современных клерикальных государств являются Великобритания, Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Греция, Португалия. Понимание светскости, тождественной атеистичности, в научной теории часто критикуется за недемократический и неправовой характер. Многие специалисты относят атеистический тип к несветским государствам. Хотя существуют мнения, что атеистическое государство – тоже разновидность светского. Исходя из выделенных в атеистический тип совпадает со светским лишь в части отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления официальной государственной религии. При этом в атеистическом государстве имеет место государственная идеология, а упоминать о правовом равенстве религиозных объединений не приходится, поскольку их статус либо носит декларативный характер, либо не регламентирован национальным законодательством. Существенное отличие атеистического государства от светского состоит в том, что в любом типе светской модели государства реализуются права граждан на свободу совести и вероисповедания. Атеистический тип характерен для государств, в законодательстве которых статус религиозных организаций не регламентирован либо находится под запретом. Атеистический тип может быть выражен в двух формах: пассивной и активной. Активная форма отличается от пассивной наличием государственной пропаганды атеизма путем публичного преследования религиозных объединений и их последователей. Активная форма проявления атеизма является крайней, пример – «воинствующий» атеизм 20–30-х гг. XX в. в СССР, сопровождавшийся активным участием государства в подавлении любых форм религиозного проявления, вытеснении религии из всех сфер жизни. Так, в 1925 г. было создано общество «Союз воинствующих безбожников», с 1922 по 1941 г. выходила в печать газета «Безбожник», с 1922 по 1930 г. – «Атеист», в 1931 г. – «Воинствующий атеизм», в образовательных учреждениях вводился в учебную программу курс «Основы научного атеизма». Анализ различных типов светской модели государства позволяет сделать следующие выводы: 1) стремление индифферентной разновидности светского государства держаться в стороне от деятельности религиозных объединений, а также отсутствие желания вступать в партнерские отношения с ними демонстрируют в определенной степени пренебрежительное отношение государства к интересам своих граждан, особенно если это касается многонациональных и многоконфессиональных стран, значительная часть населения которых разделяет какие-либо вероисповедания. В связи с этим индифферентная модель по своим характеристикам является статичной, а не динамичной моделью светского государства и поэтому условно обозначаем ее «крайним» вариантом светского государства в сторону возможной трансформации в атеистическое государство, которое в высшей степени статично в отношении к религиозным объединениям и всякого рода религиозным проявлениям; 2) преференциальный тип является своего рода другой «крайностью» в рамках типологии светского государства. Преференциальный тип светского государства характеризуется динамичностью, но только чаще всего в отношениях с одной преобладающей конфессией, вероисповедания которой придерживается большая часть населения данного государства. Многие современные страны, относящиеся к данному типу светского государства, не так давно были клерикальными. Итак, смещение динамичной составляющей преференциального типа светского государства сближает его с клерикальным государством, что позволяет обозначить преференциальный тип «крайним» вариантом светской модели государства в сторону возможной его трансформации в клерикальное государство; 3) классический тип является оптимальным вариантом светскости, занимает наиболее нейтральную позицию в типологии светского государства, при этом отношения сотрудничества и партнерства государства и религиозных объединений находятся в динамичном сбалансированном состоянии, в отличие от преференциальной разновидности светского государства. Данный тип наиболее близок к идеальной модели светского государства. Хотя, как мы отмечали выше, обозначение «крайними» тех или иных моделей светского государства на примерах конкретных стран носит условный характер, мы с уважением относимся к сложившимся правовым и культурным традициям данных стран, население которых избрало свой путь развития, в том числе в сфере государственно-конфессиональных отношений. Вместе с тем теоретическое описание признаков различных моделей государств дает возможность определить их отличительные характеристики и понять окружающее разнообразие государственно-конфессиональных отношений. Таким образом, преимущество светского государства наиболее проявляется в классическом варианте, прежде всего в многонациональных и многоконфессиональных странах, где государство, выражая интересы всего населения, не может отдавать предпочтения отдельным группам в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, в противном случае будет нарушен баланс интересов. Кроме того, светскость дает возможность государству наиболее объективно оценивать интересы населения и принимать взвешенные решения, поскольку нейтральная позиция максимально позволяет дистанцировать государство от давления со стороны заинтересованных групп населения. Вместе с тем специалисты отмечают, что на практике «идеальная» модель светскости так и не была реализована. Для Российской Федерации конституционное закрепление принципа светскости государства разделило историю России на периоды «до» – когда государство официально поддерживало церковь, придавая религии государственный статус (до 1917 г.), и «после» – когда запрещало ее деятельность, пропагандируя воинствующий атеизм (советский период).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |