АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование понятия «светского» государства

Читайте также:
  1. E) формирование правительства из членов партии, располагающих большинством мест в Парламенте
  2. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  3. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  4. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  5. III. Финансовый контроль государства.
  6. Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
  7. Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  8. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  9. Базовые понятия
  10. Базовые понятия
  11. Базовые понятия теоретической географии
  12. Басня изучается в жанровой специфике, образовательный процесс направлен на формирование системы читательских умений

По В.И. Далю, «светский» есть противоположность внутрицерковному, шире – внутриконфессиональному, внутриденоминационному. Исходя из этого толкования, светское государство – это такое государство, в котором власть принадлежит мирским, гражданским властям.

Однако упрощенный подход здесь не годится, так как с его помощью невозможно ответить на те многочисленные вопросы, которые связаны со светскостью. И один из них: действительно ли светскость – это нерелигиозность?

В зарубежных странах отдельные аспекты светскости государства, государственной службы, государственных образовательных учреждений наиболее изучены в работах французских авторов, что отчасти объясняется тем, что именно во Франции впервые появилась модель светскости государства, в целом реализованная сегодня в большинстве стран мира. Из работ французских авторов, прежде всего, следует отметить доклад президентской комиссии по светскости во Франции под руководством Бернара Стази; часть II «Век светскости (Размышления о светскости)», Официального доклада государственного совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад Информационной комиссии Национальной Ассамблеи Франции «Светскость в школе. Республиканский принцип, который необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.

Термин «светскость» как существительное впервые появляется в «Педагогическом словаре» Фернана Бюиссона (1887 г.), который в XIX в. был своеобразным тезаурусом начального образования французов и содержал 2600 статей, посвященных разным темам. До появления в «Педагогическом словаре» этот термин использовался лишь как прилагательное («светская школа», «светская мораль», «светское государство»). Другой французский энциклопедист, автор известного словаря французского языка (1973 г.), Эмиль Литтре, определял светскость

как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции». Быть светским человеком означало в XVII и XVIII вв. быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но, как мы увидим далее, светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, она связана и с формированием морали (светской), развитием идей республиканизма в таких важных социальных институтах как, например, школа.

Создатель светской школы во Франции Жюль Ферри больше ста лет назад произнес фразу, которая во Франции стала отражением содержания категории «светскость»: «Светскость – это конец безупречности любой религии и конец безупречности государства», (1) понимая под этим прежде всего запрет на установление какой-либо религии или нерелигиозной идеологии в качестве общеобязательной.

Впервые юридическое закрепление принципов светскости произошло 26 августа 1789 г. в статье 10 французской Декларации прав человека и гражданина, установившей запрет преследовать за религиозные взгляды и убеждения. Затем 15 декабря 1789 г. был принят Билль о правах, в котором первая поправка к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г. провозгласила право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой.

В Конституции Российской Федерации аналогичное положение нашло отражение в части 2 статьи 13, закрепившей запрет на установление какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной. Суть его состоит в запрете принудительного навязывания любой идеологии –религиозной, нерелигиозной или антирелигиозной, в обеспечении свободы выбора человеком своих мировоззренческих убеждений и права на них.

________________________________________________________________

1. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. – М., 2003, стр. 8

 

Правовая норма части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», (1) закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в Российской Федерации.

Современными российскими авторами не проводились комплексные конституционно-правовые исследования светскости государства, светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений и светскости государственной службы. Здесь, пожалуй, можно назвать лишь исследование Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, преимущественно, историко-правовые аспекты светскости государства.

Так, Дозорцев П.Н. в своих трудах отмечает, что светское государство – это государство нецерковное, противоположное государству теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы церкви. (2).

На мой взгляд данное понятие «светскости» приводится очень узко. В сочетании понятий «светское» и «государство» видится несколько иной смысл отражающий не только религиозный антипод церковности, которым является скорее атеистическое государство, нежели светское, а в том числе и нейтральную позицию к любой религии или идеологии.

Из приведенных выше понятий «светскости» очевидно, что в обширном круге научных и научно-практических комментариев Конституции Российской Федерации, учебников и учебных пособий по конституционному

(государственному) праву и теории права и государства России и зарубежных стран вопросы правового содержания светскости государства только ставятся или же содержание понятия «светскость государства»

_______________________________________________________________ 1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года – М., 1993, ст.14.

2. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. Стр.. 58.

описано поверхностно и очень кратко.

Термин «светскость» применительно к государству зачастую используется необоснованно вольно, что вносит путаницу в терминологию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)