АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественный образ

Читайте также:
  1. Где расположен литературно-художественный музей «Абрамцево»?
  2. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
  3. Художественный мир народной сказки.
  4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА.

Образный ряд произведения – один из аспектов реализации идеи произведения. По своей природе художественный образ – разновидность знака. Виды знаков:

· знаки-индексы, или индексальные знаки. Индекс представляет собой изначально несемиотический объект, но из которого посредством ментальных операций может быть извлечён какой-то смысл. В этом – сила и слабость таких знаков. Слабость: это сложное и ненадёжное средство коммуникации. Знак-индекс сложен в производстве; кроме того, он не гаранирует успешности коммуникации, поскольку смысл не задан изначально, а восстанавливается реципиентом посредством причинно-следственных операций. Чем точнее мы пытаемся конкретизировать значение конкретного сивола, тем больше вероятность ошибки. Сила: это универсальное средство коммуникации, культурно независимо; коммуникантам не нужно иметь общих процессов семиозиса;

· знаки-символы являются идеальным средством коммуникации, и таковыми они являются, потому что означаемое жёстко закреплено за означающим, и их связь произвольна (принцип конвенционализм). Быстрота и коммуникативность коммуникации покупается за счёт долгого и сложного изучения самой знаковой системы;

· иконические знаки преодолевают ограниченность знаков-символов, поскольку это проекция означаемого, означаемое всегда вытекает из означающего. Икончиеские знаки интуитивны, их не надо изучать. Минусы: сложность в производстве; сложность выражения абстрактных понятий. Выделяется две разновидности: заки-образы, которые в большем или меньшем объёме воспроизводят черты означаемого, и знаки-диаграммы (между иконическими и символическими), которые выражают то же, но с помощью символических знаков. Среди знаков-образов тоже выделяют три вида: фактографические (буквальное воспроизведение явлений действительности в чувственно воспринимаемой форме), научно-иллюстративные (воспроизводят реальные свойства объектов, но при этом происходит, но в параметрах каких-то свойств есть изменения) и художественные (близки к фактографическим, но, в отличие от них, назначение художественного образа не сводится к простой репрезентации объектов).

Сами художественные образы тоже распадаются на несколько категорий по соотношению означающего и означаемого:

· автологические образы (план выражения и план содержания совпадают). За автологическими образами тоже могут закрепляться более или менее абстрактными смыслами (ß типичность). Можно выделить образы индивидуальные (автологические в чистом виде) и типические (через единичный факт выражает представление о целом классе подобных явлений). Образ Остапа Бендера менее типичен, чем образ Онегина. Если типический образ востребован в культуре, он превращается в топос (выражает общие места, характерные для целой культуры) или вечный образ (выражает общечеловеческие надэпохальные универсалии). Онегин уже топос. Высшая степень обобщённости образов – это образы архетипические, которые выражают некие универсалии, заложенные в самой человеческой природе, её физиологии и психологии. они могут принимать разные обличия в зависимости от веяния времени, но сохраняют свои основные свойства. К таким образам относятся отношения верха-низа, права-лева, календарность, солярность;

· образы-символы. Означаемое уже может быть отделено от означающего и мыслиться в качестве рациональной формы, но не может быть отделено вполне. Эта диалектность слитности-раздельности означающего и означаемого приводит к тому, что этот знак обладает бесконечной смысловой глубиной, большей, чем у автологических образов. Поэтому же образы-символы выгодно отличаются от аллегорий. Отличие от знака-символа: независимость от контекста (смыслы не отбираются). Бесконечность смыслов во многом мнимая: просто мы не знаем, весь ли смысл извлечён из него. Это неуловимость значения.

· аллегории. Значение может быть извлечено из материальной формы и перенесено в другую, поэтому в образном плане они получаются бледнее. Авторское происхождение;

· эмблемы – выродившийся символ, стёршийся, обеднённый образ. За эмблемой значение закреплено изначально, в отличие от аллегории.

 

 

2 декабря 2010 г.

лекция №

 

Металогические образы строятся на других основаниях: ПВ и ПС строится по принципу контраста. К ним относятся тропы. В языке между этими значениями нет общего содержания. Троп соединяет эти разноплановые значения. Связь по принципу линзы: есть значение-линза (ПВ), через которую мы рассматриваем значение (ПС). У рассматриваемого значения обнаруживаются новые смысловые грани. Чем ближе исходные значения, тем слабее линза – тем слабее воздействие. Метонимия слабее метафоры. В эпитете линза рассматривается из самого рассматриваемого объекта.

При чрезмерном дистанцировании ПВ и ПС происходит семантический разрыв: образ тоже утрачивает свою силу. Метабола: ПС и ПВ совсем разнесены. Пр.: ботинки моей любви.

От долгого употребления ПС и ПВ в металогических образах слипаются. Троп превращается в языковой знак.

 

Специфика словесного образа: ПВ – это слово как знак, и у этого слова тоже есть ПВ и ПС. В отличие от образов других искусств, словесный образ допускает различного рода материальные трансформации. ололо

Полноценной метафорики, кроме литературы, нигде нет. Символы тоже нигде. кроме литературы, полноценно не существуют. Словесный образ позволяет разгружать произведение от излишней материальности.

я даша и это радость.

была бы я не даша, была бы печаль, а так радость.

от этого я радая-радая.

и пусть для вас это печаль.для меня-радость радостная.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)