|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место литературы в ряду других искусств
Понятие эстетического трудноопределимо. Наиболее удачное определение принадлежит Мукаржовский: эстетическая фнукция имеет 2 особенности: - способность изолировать затронутый ею предмет: эстетический объект заслоняет в сознании все остальные. Этой способностью обладает не только эстетическая функция (например, голод); - наслаждение, которое она доставляет. Опять же – не только эстетическая функция. Это определение декларирует принципиальную невозможность дать универсальное определение эстетическому. Причина в том, что способность эстетического восприятия – одно из немногих свойств, которое отличает человека от других существ, и это более человечесткое свойство, чем, например, развитые интеллектуальные способности. Эстетическое переживание. как и смех, возникает лишь в тех случаях, когда возможна эмоциональная реакция по отношению к нейтральным к ним явлениям. Основная проблема состоит в том, что вполне познать можно что-то извне. Постижение эстетического же - это самопостижение, постижение чего-то сугубо человеческого. Кроме того, эстетическое субъективно. То, что золотое сечение прекрасно, не факт объективной действительности: большинство считают его гармоничным, а остальные прекрасным не считают. Понятия художественное и эстетическое не тождественны. Художественное предполагает преднамеренно организованный эстетический эффект, вмешательство в действительность с целью эстетизировать его. Таким образом, понятие эстетического шире. Но если говорит о понятийном наполнении этих терминов, то понятие художественого шире. Другие его функции: аксиологическая (идеологическая), коммуникативная (произведение как средство коммуникативного взимодействия, как высказывание автора), гносеологическая (познавательная: знания об окружающей действительности и о самих себе) и др. Существует и понятие прекрасное, которое долго отождествлялось с понятием эстетического. Однако это лишь одно из проявлений прекрасного. 20 в. начинает осваивать хаос и безобразное. Художественное и нехудожественное. С общепонятийной и юридической точки зрения, произведение – любой продукт творческого труда (в том числе свод законов, учебное пособие, компьютерная программа). Специфика художественного: - самоценность; - внеситуативность ценности художественного произведения. Потенциально художественные произведения ценны для любого человека в любое время. В реальности каждое произведение имеет свою целевую аудиторию, но она формируется исключительно на психологическом основании; - возможность проецирования в структуру художественного произведения авторского Я; - несводимость к простой репрезентации объекта, предполагается раскрытие внутренней правды, постижение его сущности. То есть предполагается некое вмешательство в репрезентируемый объект; - диалектическое единство формы и содержания: форма становится содержательной.
Специфика литературы. Отличие словесного искусства от других искусств: - специфика используемого материала – слово (абсолютно неотъемлемое от человечности, человеческое по природе) à наиболее органичное искусство, не требует ничего внешнего по отношению к человеку (хотя последнее свойственно и, например, танцу); - язык – самая полная, универсальная из знаковых систем, поэтому при помощи языка можно обозначить всё (кинематограф тоже универсален, может справляться с широким спектром задач); - у литературы есть очень мощные средства экономии ресурсов: литература фиксирует только те моменты действительности, которые автору необходимы.
11 ноября 2010 г. лекция №3
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |