|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие права и его происхождениеНИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет очного обучения Кафедра государства и права и сравнительного правоведения
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА» «Функции права» Направление подготовки: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (квалификация – «бакалавр»)
Выполнила: студентка Гк-313 Лепина К.В
Научный руководитель: Старший преподаватель Манцурова Е.А. Г.Нижний Новгород Г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3 I. Понятие права и его взаимосвязь с государством. 4 1.1. Понятие права и его происхождение. 4 1.2. Взаимодействие права и государства. 9 II. Функции права. 13 2.1. Понятие функций права. 13 2.2. Разновидности функций права. 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23 Библиографический список 25
Введение Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Право – одно из главных средств осуществления функций социального управления. Главное назначение права – воздействие на общество с целью упорядочения, сохранения его типовой специфики, совершенствования и развития общества в целом. Активная роль права выражается в его функциях. Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли права и государства. Актуальность этой темы обуславливается тем, что всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право». Целью работы является исследование функций права. Задачами исследования являются: 1. Раскрыть понятия права и его связь с государством. 2. Рассмотреть понятие функций права. 3. Проанализировать отдельные функции права. I. Понятие права и его взаимосвязь с государством. Понятие права и его происхождение Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой. В общем под правомследует понимать совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.[1] В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами (мораль, обычаи, религия, нормы общественных организаций) как элемент системы социального нормативного регулирования. Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов. Происхождение права и его сущность находит свое отражение в следующих теориях. Естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека. Естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки проведения буржуазных революций XVII-XVII вв. Ее виднейшими представителями являются Гроций, Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Радищев и др.[2] Данное учение исходит из существования двух систем права: системы позитивного права (официально признанное, получающее выражение в законе или иных правовых актах), и системы естественного права (это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного.[3] По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы. Историческая школа права сформировалась в первой трети XIX в. Наиболее яркими ее представителями были Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта. Названная доктрина отрицала возможность существования единого для всех народов права. Право каждого народа есть проявление народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение народа». Оно – результат исторического процесса. Передаваясь от поколения к поколению, право, так же как язык и нравы, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Первоначально оно возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека. Характеризуя историческую школу права, Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывается подлостью вчерашнего... объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута. Если только этот кнут – старый, унаследованный, исторический кнут...»[4] Историческая школа права оказала воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории. Психологическая теория права получила распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард). Наиболее основательно эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким, который рассматривает право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Он утверждает что эмоции – это не сознание, ощущение, чувство или воля, а самостоятельный специфический элемент психической жизни, играющий роль главного руководящего фактора приспособления к условиям жизни и по отношению к которому прочие элементы психической жизни выполняют вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Эмоции, по его мнению, лежат в основе поведения человека, т. е. определяют всю его деятельность.[5] Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида. В данной теории все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Законы государства зависят от психологии людей. Личности присущи эмоции долга. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний.[6] Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Дж. Дьюи, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях»[7]. Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Под правом понимают совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц». Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой стороны – теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол. Нормативистская теория права зародилась в XIX в. Под воздействием философии И. Канта она выступила как либеральная нормативная теория и способствовала упрочнению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.И. Новгородцев). К концу XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения. Главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен. Возражая против теории естественного права, он утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Представители теории рассматривали правовые нормы в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, уровня цивилизации, таким образом основным её содержанием является то, что государство диктует людям модель поведения, а право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую, по сравнению с ней, ступень пирамиды. Марксистская теория права в отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии. Эта теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.[8] Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Главная мысль теории заключается в том, что право связано с государством и представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством и зависящие от социально-экономических факторов общества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |