|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Институт рынка. Институционализация рынка12. Типы политической власти в социологии. 1. Демократия — функционирует в рамках гражданского общества и правового государства и олицетворяет универсальные процедуры, связанные с избранием законодательных органов народом; всеобщим избирательным правом; правом большинства ограничивать (но не отменять) права меньшинства; доверием народа органам власти; нахождением государства под общественным контролем и т.д. 2. Плутократия и тесно связанная с ней олигархия — олицетворяют власть немногих лиц или групп в государстве, резко ограничивая права и полномочия других субъектов, желающих участвовать в политической жизни и добивающихся прихода к власти. Они обычно не допускают, чтобы их сменили даже на основе одобренных законодательством процедур, и отвергают всякие попытки ограничить свою власть. 3. Этнократия — тип власти, которая сравнительно редко проявляет себя в явном виде. Хотя она обычно выступает в закамуфлированной форме, но ее проявления — этноограниченность, этноэгоизм и этнофобия — реально существуют в ряде государств мира, в том числе в странах СНГ. 4. Теократия — при которой власть сосредоточена в руках религиозной верхушки или у политических лидеров, руководствующихся религиозными постулатами. 5. Технократия — при этом типе власти функции государства осуществляются с позиций требований производства, экономики, без должного учета политических и социальных факторов. 6. Охлократия — данный тип власти апеллирует к популистским настроениям в наиболее примитивных и вместе с тем массовидных вариантах стихийных акций населения. Он отличается изменчивостью политического курса, упрощенчеством при решении сложных общественных проблем, постоянным обращениям к люмпенизированным слоям населения, прибегает к провокациям для возбуждения массовых страстей. История свидетельствует, что чем больше и дольше власти злоупотребляют этими методами, тем печальнее и трагичнее завершают свой путь политические лидеры, обращавшиеся за содействием и поддержкой к этим слоям общества. В условиях охлократических режимов высок уровень иждивенческих настроений, когда усилия нередко сводятся к критике всех без исключения политических институтов, но далеко не всегда это сопровождается созидательной работой самого человека. 13. Соотношение социологии и политики. 14. Символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера. Термин символический интеракционизм (анг. interaction - взаимодействие) предложил ученик Дж. Г. Мила Герберт Блумер (1900—1987). Идеи Дж. Мида мы уже рассматривали в теме «Социализация личности». Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу того или иного действия. Интерпретациястимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может обдумать, как молжет отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям». 15. Концепция современности Э. Гидденса. Энтони Гидденс (р. 1938), британский социолог, пытается преодолеть традиционное для социологии разделение структуры и действия, соответствующее двум подходам к анализу общества: в первом подходе внимание акцентируется на том, как структура общества влияет на поведение людей, во втором - на том, как создается общество через действия людей. Отправной пункт предлагаемой им парадигмы достаточно прост. Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводство структур. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин "structuration" (структурация). Он обращает внимание на "двойственность структуры", имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает эти же самые структуры. Это положение Гидденс иллюстрирует на примере соотношения языка и речи. Язык - это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать сообразно существующим правилам. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры. 16. Социальные общности и социальные группы: сходства и различия. В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование. Обществу необходимо знать, из каких социальных общностей и социальных групп оно состоит, по следующим причинам: 1. Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы. 2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию. 3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство. Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы. Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет". Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин "категория". Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п. В «Энциклопедическом социологическом словаре» (М., 1995) указано, что социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития». Также следует подчеркнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой свойственны все характеристики целостной системы. Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например: - по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение; - по времени продолжительности существования — временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы); - по плотности связи — как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды «Спартак» и т.д.). Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб). Социальная общность – это относительно устойчивые совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни. Выд-ют общ: 1-статист-е (созд-ся для стат анализа), 2 реальн общ, 3- массовые (совок людей, выд-мые на основе поведен-х различий, кот зависят от ситуации), 4-гр общ-ти -принято разичать малые и больш соц гр. Þ соц гр м. рассм-ся как разновид-ть соц общ. НО: некот иссл-ли, наоборот рассм-ют соц общ как разновид-ть соц гр. Соц гр - объед-е людей, связанных общими отнош, кот регул-ся спец соц инс-ми, и имеющих общие нормы. Принадл-ть к гр предполагает, что чел обладает некот хар-ками, кот с т.з. гр явл-ся ценными и значимыми. Конкр личн принадлежит к больш числу гр. Соц гр-это посредник м/д отдельн чел и и об-вом. Чел нужд-ся в гр и зависит от нее. Люди выживают только сообща. Социальная группа, как указано в «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998), — это «совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, психологическими и другими характеристиками» [52. С.58]. По мнению Г.С.Антипиной: «Социальная группа как элемент социальной структуры общества представляет собой совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда» 17. Социальные изменения и процессы. Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику. Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения/усложнения/совершенствования/прогресса, либо в сторону регресса. Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
18. Концепция социального действия М. Вебера Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая. 19. Формы социального взаимодействия Можно выделить три основные формы взаимодействия: § кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи; § конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); § конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека. 20. Социальное действие, его структура, сущность и содержание. Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. а ффективное - определяется эмоциями;
4. традиционное - определяется традицией или привычкой.
Признаки действия:
Социальное действие - единичный акт со след структурой:
Этапы соц. действия:
21. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью. 2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов». Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер. М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма - это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений. Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д. Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
22. Теории О. Конта и Г. Спенсера. 2. Позитивистская социология О. Конта. Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложилновую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку ипервоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и вфизике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющиеделать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название —социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главнымметодом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество —наблюдение, сравнение и эксперимент.Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической формеисторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего квысшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование —изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основыватьдостоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философскойинтерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий историческогоразвития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую,метафизическую и позитивную стадию (научную).Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественнойсистемы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделерассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религияи т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этомосновным законом Конт считал закон социальной гармонии.Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теорияобщественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовноеразвитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон сменысоциальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов,эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различныхгрупп, наций и т.д.). 3. Эволюционистская социология Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один изосновоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы иобщества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идеюэволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе —космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что дажепсихология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественноеи природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции.Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законамэволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной изметодологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала:описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направленийв социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория ГербертаСпенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:· эволюционной теории,· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),· учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество каксложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правдасоотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя ивыступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная частьорганического целого, а такая, которая характеризуется многими признакамицелого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структурыобщественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического исоциального организмов:1.рост, увеличение в объеме,2.усложнение структуры,3.дифференциация функций,4.рост взаимодействия структуры и функций,возможность временного существования частей при расстройствеАналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюцииСпенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию идифференциацию:· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии сбиологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ейфункции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростомчисленности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные,из которых вырастают провинции, королевства, империи.· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, вусложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда,происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит квозникновению другого более сложного типа общества.Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которыезатем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм,состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,религиозной и т.д.2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где онавыполняет определенные функции.3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественнойпотребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивостиобщества и его воспроизводство.4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случаенарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем большеэти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенныефункции.
23. Молодежь и безработица в РК. 24. Социальных роли субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности. 25. Социология политики П. Бурдье. Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно.
26. Социология Зиммеля. Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858 1918). Он считал, что социология должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Например, грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы. Зиммель – создатель “чистой социологии”. Цель социологического метода, по его мнению, – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм “социации”, или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии. Наряду с “чистой социологией”, Зиммель разработал “социологическую теорию познания”, то есть учение о природе социальных фактов, “социальную метафизику”, представляющую собой по существу философию истории и культуры. Известны его труды по очень многим проблемам (более 30 книг), в частности, в области социологии – по социологической теории, социологии города, пола, семьи, социальной дифференциации, социологии власти, конфликта и т.д. Предметом социологии, по Зиммелю, являются социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил термином “обобществление”. Практику применения социологического метода в различных общественных науках, выявление специфических закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, а описание и систематизацию чистых форм обобществления – формальной социологией. Основополагающими для формальной социологии являлись понятия формы и содержания. В свою очередь, форма определялась по тем задачам, которые она выполняет. Задача социологии, по его мнению, состоит в том, чтобы систематизировать общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление. Примером зиммелевского анализа социального процесса как формы обобществления может служить его исследование моды. Мода, пишет Зиммель, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе. Таким образом, социология, по Зиммелю, это метод науки, не обладающий собственным содержанием и имеющий своей задачей изучение закономерностей, недоступных для каждой из этих наук.
27. Основные субъекты экономической деятельности. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ — (лат. subjectum — лицо, субъект) — лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. 28. Процесс деурбанизации. Большинство людей с низким уровнем дохода будут обитать именно в городах, причем условия их существования будут намного хуже, чем у бедняков, живущих в сельской местности. Если в 1990 году бедняками были 20% горожан, то в 2003 году – 23% (за этот же период времени доля горожан с высоким уровнем дохода сократилась с 29% по 25%). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |