АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъективное время как психологическое измерение социального времени

Читайте также:
  1. C) нерационально время
  2. E. Удлиненное время кровотечения
  3. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  4. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  5. III. Требования охраны труда во время работы
  6. III. Требования охраны труда во время работы
  7. III. Требования охраны труда во время работы
  8. T0 - время проведения робот ( часы)
  9. VIII. Категория времени глагола
  10. VIII. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
  11. X. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
  12. XIII. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

Качество времени как социальная категория

Иначе говоря, астрономическое время однозначно и абсолютно, социальное же - относительно и разнообразно. Они пересекаются посредством наполнения природного, времени социальным содержанием.

На их пересечении возникает феномен, который можно обозначить как качество времени. Это понятие означает социальное содержание природного времени. Характеристики такого содержания меняются в зависимости от возможностей, способностей индивидов и социумов наполнять единицу природного времени событиями. Качество времени, соответственно, может быть низким, даже отрицательным (несчастья, неудачи). Уровень благосостояния, активность людей, развитие интеллекта и чувств, здоровье позволяют повысить качество времени.

Можно предположить, что в перспективе качество времени станет в числе ведущих параметров социального сравнения и стратификации общества.

 

Субъективное время как психологическое измерение социального времени

Если в полном смысле слова, как было показано, социальное время определяется событиями, то отношение к этим событиям, их ожидание, планирование переживаются людьми индивидуально, личностно, хотя и под определенным культурным "контролем".

В социальном времени есть объективная и субъективная составляющие. Первая - так называемые самосовершающиеся процессы, закономерно наступающие изменения, которые если и зависят от людей, то на институциональном уровне (власть, партии, союзы и прочие).

Субъективная же составляющая социального времени есть собственное переживание этих событий, ценностное отношение к ним. Это субъективное время очень разнообразно, и даже длительность природного и социального времени может восприниматься по-разному различными субъектами в зависимости от типа личности, личной ситуации и т.п. Например, для кого-то нынешние реформы - взрыв застоя, полный шансов и действий. Для других они - изматывающие и бесцельные блуждания, растянувшиеся беспредельно.

Социологический подход здесь начинается с того, что разнообразие отношения к качеству времени мы начинаем типизировать по общественным кластерам, группируем носителей этих реакций по сходству и различию, оценивая соотношение групп и тенденции в изменениях этих соотношений.

Тут надо сделать важное замечание. Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с тонкоструктурными признаками общества. Речь идет о содержании состояния массового сознания (идеях, настроениях, оценках, ценностных ориентациях и пр.) в отличие от толстоструктурных признаков, которые совпадают с объективно устанавливаемыми (полом, возрастом, социальным положением, профессией и т.д.).

По мнению Н.Ф.Наумовой, они считали, что реальное, подлинное время живет в душе, в сознании человека, а любое измерение его чем-то внешним искусственно, не дает ни знания о нем, ни понимания его сущности. Реальное время, длительность - это длительность существования самой реальности, переживаемой человеком - это чувство его жизненного пути.

Н.Ф.Наумову также интересовало: «Что, например, является «телом отсчета», системой координат, когда человек «измеряет» свое собственное, индивидуальное, внутреннее время, «измеряющее» движение его переживаний, страхов, надежд, стремлений и потребностей? Меняющаяся или стабильная социальная система? Собственная жизнь? Поток переживаний жизни, экзистенция? Внутренний мир, наполненный принципами, ценностями, установками, мотивами, целями? С чем он соотносит временные сдвиги? И с чем должен соотносить их исследователь, чтобы понять, например, куда направлена «стрела времени» человека, непрерывно или дискретно его внутреннее время и т.д.?» Как видно, в работах Н.Ф.Наумовой содержится поиск показателей социального времени, поиски направления «стрелы времени». Также в заданных ею вопросах, по нашему мнению, определенно представлены варианты ответов на эти вопросы, что очень важно, но недостаточно, так как необходимо определить эвристически способы операционализации ее своеобразных вопросов-ответов.

В качестве «системы отсчета» социального времени нами выбран из названных ею вопрос-ответ «Собственная жизнь» и разработан один из возможных способов измерения социального времени. Главная задача данной работы как раз и состоит в том, чтобы представить возможный способ и критерии выявления субъективного социального времени, т.е. направления «стрелы времени», угол ее «полета», ее поступательности, обратимости, или возвратности, а также ее остановки или зависания, т. е. стагнации социального времени. В данной работе также будет представлена попытка на эмпирических данных многолетнего мониторинга общественного мнения проверить в теоретическом плане высказанные выше гипотезы Н.Ф.Наумовой о том, что разные слои общества (у нее публицистично заявлено «реформаторы и реформируемые») живут в разном субъективном времени.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)