|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫВведение Народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества. В игровых ситуациях взаимосвязано развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра. Сегодня мы все чаще говорим о том, что же такое национальное самосознание, есть ли оно у нас или нет… Мы понимаем, что живем в такое время, когда можем перестать быть как НАРОД, как КУЛЬТУРА. Именно поэтому возникает интерес к фольклору, как интерес к своей истории, к жизни предков, их языку и поэзии бытования. Одной из форм приобщения к народной культуре может стать народная игра, в которой гармонически сочетаются действие, текст, музыка, в которой заложены вековые представления о чести, достоинстве, порядочности, взаимоотношении девушки и юноши, старших и младших, слабых и сильных. Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом и праздником. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая её для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре. Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать её и делать все возможное, чтобы дать ей новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогала человеку ощутить себя частью большого целого – народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. И поэтому особенно важно знать сущность, функции и роль народной игры. Все это обуславливает актуальность выбранной темы. В соответствии с темой в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность игры и ее возникновения; 2. Познакомиться с русско-народной игрой и определить ее взаимосвязь с русско-народной культурой; 3. Изучить историю русских народных игр, как средство воспитания личности. 4. Рассмотреть функции народной игры ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ
Игры складывались в периоды человеческой первобытности, они известны уже в неолите и энеолите. Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. По свидетельству археолога Б. А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIII вв.) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров для игры, остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры XX в. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности. «Наиболее древние архаические игры были связаны с простым экспериментированием. Игры-экспериментирования манипуляционного типа наблюдаются и у обезьян. Это дает основание предполагать наличие подобных игр у детей неандертальцев и кроманьонцев: игры с подручным материалом – камешками, плодами, костями и т.п. в ходе такого манипулирования, скорее всего, формировались какие-то правила: броски, подбрасывания, сжимания в кулаке, перехват, припрятывание и т.п. Эти игры, несомненно, возникли раньше обрядов первобытного племени и даже могли оказывать влияние на их возникновение. Игра детей породила первобытные языческие ритуалы, которые, в свою очередь, сначала табуировали игру, а позднее обогатили её новым содержанием, превратив в традиционную игру» (7. Стр. 49). Правда, многие ученые считают, что, наоборот, игра возникла в обряде. Действительно, в действиях религиозных служителей и в наше время присутствуют игровые элементы: особые правила и словесные формулы, символика, необычная одежда, выход за рамки повседневности (все, как в определении игры Й. Хейзенга). В любом случае, очевидно, что игра возникла в глубочайшей древности, и по сию пору скрывает в себе забытое символическое значение. Но все же вопрос возникновения игры весьма сложен и запутан. «При изучении символических форм поведения одним из наиболее запутанных является вопрос о соотношении игры и ритуала» (3. Стр. 21). Между ритуалом и игрой много общего. Но есть и одно существенное различие: игра чаще всего носит соревновательный характер. Соревнование же невозможно без выигрыша – превосходства над противником, пользы, выгоды. Иными словами, у любого соревнования есть цель – перегнать, одолеть… А это уже противоречит сущности игры, ведь она по определению бесцельна, совершается только ради удовольствия. Таким образом, и соревнование – признак ритуала, когда в обрядовом соревновании победа приносит победителю вполне конкретные, зримые, ощутимые преимущества (он становится первым, т.е. вождем). Еще одним признаком игры является перевоплощение участников (из Я возникает не-Я). Но и в ритуале исполнителям присуща способность к перевоплощению. И удовольствие, которое также является характерным признаком игры, испытывают и участники ритуала. Что же все-таки различает игру и ритуал? Главное различие заключается в том, что в ритуале присутствует пассивное воспроизводство традиции путем заучивания, копирования элементов; игра же предполагает активное воспроизводство, основанное на подражании, т.е. на передаче традиционных форм при помощи устойчивых алгоритмов (правил). Поэтому игру отличает спонтанность, непредсказуемость. Игра обязательно имеет временные и пространственные рамки: начало (жеребъевка, считалка), завершение (наказание или чествование) – обязательны. Игра и ритуал – неразрывно связаны, «чистой» игры в природе не существует, в ней обязателен элемент стабильности – ритуала. Таким образом, игра возникла как элемент ритуально-магических актов. Как считал Й.Хейзенга, «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра» (6. Стр. 198). Но это отождествление игры и культуры в полной мере присуще лишь архаическим культурам. В поздней истории игра вытесняется в отдельные сферы и замыкается в отдельные среды, группы и субкультуры, – так, в России с 18 века стала существовать дворянская игровая культура и крестьянская, которые позже снова трансформировались в другую культуру. То, что игре в русской культуре придавалось определенно положительное значение, подтверждает тот факт, что в русском языке есть очень много выражений, пословиц и поговорок, связанных с игрой («играй-играй, да дело знай», «делу – время, потехе – час»). В Древней Греции роль игры понималась очень высоко. В палестрах (школах), куда дети приходили в семь лет, обязательными занятиями, наряду с науками, были игры: в мяч, бег, скачки. Недаром в греческом языке понятие «игра» близко к понятию «воспитание». У Платона игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что надо жить, играя, дабы снискать к себе благосклонность богов. Вообще в Древней Греции игры считались священным занятием, приятным богам. И проводились они очень торжественно, рядом с храмами (существовали Панафинейские игры, посвященные Афине, Немейские игры, Истмийские игры, Олимпийские). Для греков игры были источником физического и духовного роста, поэтому в играх участвовал весь свободный народ, стремясь к идеалу. Древние же римляне не нуждались в идеалах, их целью были война и власть, поэтому и игры в Древнем Риме были в основном военного характера – верховая езда, борьба, метание. Спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов демонстрировали мощь государства, авторитет его правителей. В зародышевой форме ритуалы и культовые игры остались практически во всех современных играх. Так, детская современная игра «в классики» – это ничто иное, как «храмовое скакание», как испытательный путь между «небом и преисподней». Игры с мячом, исходно имевшие ритуальное значение, были обычными в Древней Мексике, в средневековой Европе, где часто позолоченный кожаный мяч, достигавший метра в диаметре, разыгрывали от восточных до западных ворот селения, что символизировало движение солнца. Такие игры в мяч, например, когда женатые играли против холостяков, проводились духовенством и устраивались весной на 1 мая. Футбол на Британских островах еще в XIX веке был не просто развлечением, а каким-то важным ритуалом. Считалось религиозным долгом каждого мужчины играть в футбол в определенные праздничные дни, и в игре принимало участие даже духовенство, иногда внутри церковных зданий. Игра проходила на всех улицах, на базарной площади, во дворе церкви. Это была свободная борьба за мяч, которая продолжалась иногда целый день, так как ворота находились подчас на расстоянии 3-5 километров друг от друга и достигать их приходилось, преодолевая различные препятствия: дома, заборы, ручьи, канавы. Выигравшей считалась та команда, которой первой удавалось забросить мяч в ворота противника. В Испании и в наше время весьма популярна коррида – бой с быком. Это величественное, но жестокое зрелище восходит к языческим временам, символизирует победу человека над стихией. В корриде явственно проступают ритуальные элементы. Это игра, но игра со смертью. Конные скачки и другие состязания сопровождали в доисторические и раннеисторические времена проводы покойников, с тем, чтобы быть готовыми к встрече с высшими силами и продемонстрировать мужество. В Шотландии популярна древнейшая забава – бег мужчин с бревном, которое держат за комель. Побеждает тот, кто и удержит бревно, и добежит с ним к цели. На Руси издревле существовали игрища с оттенком языческого культа: Кострома, Коляда, Овсень, Ярило, Купала. Обязательными во многих обрядах были игровые действия, связанные с поклонением солнечному божеству, водному и земному. Отсюда – скакание (через огонь, на одной ноге), хороводы (которые, по сути, – символ единения, согласия, гармонии с природой). По сию пору в селах Белгородчины сохранился обычай колядования, включающий в себя игровой момент ряжения, исполнения благожелательных текстов. Игра всегда была частью культуры, практическая и игровая деятельность человека были неразрывно связаны. Однако с развитием цивилизации происходит все более явственное их размежевание, общество становится все более жестким, прагматичным и трезвым. Люди предпочитают не играть, а наблюдать за играющими (как это происходит в футболе, в спорте вообще). Однако игра остается средством развлечения, и эта её функция становится доминирующей. Человеку в наше сложное, напряженное время нужна разрядка, и на помощь приходит игра. Игра как потеха, забава. Игры в казино, компьютерные игры, реальные шоу – все они уводят человека из мира повседневности в вымышленный, иллюзорный мир. Человек продолжает играть. (1. Стр.86)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |