|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность игры
Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает магически-завораживающим действием, позволяет уйти от повседневности. Слово «игра» имеет много значений, входит в самые разные словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра пианиста, игра воображения и прочее. С точки зрения философии игра – это есть вся человеческая жизнь: человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не думать об этом – играет в жизнь. С другой стороны, – и в игре в жизнь есть игра. «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – писал В.Шекспир. И действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель, то он сын, то – отец… Однако, если говорить, что жизнь – это игра, а игра – это жизнь, то тогда весь культурный дискурс – это игра. Границы игры при такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид человеческой деятельности, а точнее – игровую деятельность, которая наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. (6. Стр.97)
Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса. Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П.О О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.» Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры, – пишет С. Рубинштейн, – состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности» (8. Стр.56). Такими побудительными мотивами могут быть:
• Стремление к подражанию • • • • • Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры:
• Формирования навыков социального поведения • • • • •
История религии свидетельствует, что в различных религиозных культах также можно обнаружить игровые элементы Довольно распространенное мнение бытует об игре как продукте вторичной жизни отдельных явлений в культуре Игра рассматривается как репродукция труда в ее тренирующей функции. Это игры, имитирующие различного рода деятельность (охоту, земледелие, скотоводство и т.д.) Их хорошо описал Д.Б. Эльконин на примере двух ситуаций первая, связанная с неудачной охотой; чтобы она была успешной, возникала необходимость репетиции... Участники будущей охоты воссоздают ситуацию и организацию предстоящей охоты. Кто-то из охотников изображает умного и хитрого зверя со всеми его повадками, а остальные - весь процесс организации охоты за ним. Вторая ситуация; охотники возвращаются с добычей. Их радостно встречают соплеменники, и охотники рассказывают о том, как проходила охота, воспроизводя весь ее ход. В обеих ситуациях происходит выделение из целостной реальной трудовой деятельности той ее части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительной, связанной с получением материального результата. Эта ее часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов. «Магическая репетиция превращается в самостоятельную деятельность». Из приведенного примера видно, что здесь присутствует и развлекательное подражание серьезным занятиям, копии «взрослых деятельностей». Нельзя не отметить и такой точки зрения, как связь происхождения игры с происхождением искусства; приверженцами ее были такие философы XIX века, как И.Кант Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В. Вундт. Они специально не занимались созданием теории игры, но уделяли ей внимание в своих трудах по теории искусства. Поэтому рассмотрение ими природы игры было связано с возникновением эстетической деятельности. Побуждением к игре, согласно Шиллеру, служит красота; человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». В. Вундт по этому поводу в своей «Этике» писал: «Игра» это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы Себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда Предшествующего ей и по времени, и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в чем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает этот самый приятый результат, сопровождающий труд». Сторонником «Трудовой теории игры» был Г.В. Плеханов, который полагал ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества. Тесная связь игры с трудом несомненна. Но в игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздничных церемоний и т.д. Поэтому мы не можем не назвать ученых, которые являются сторонниками игры как формы бытия. В связи с этим нельзя не отметить взгляд на игру М.М. Бахтина Он подходит к игре как форме бытия, как образцу жизни широких народных масс. Аналогичный подход находим у немецкого ученого Э. Финка в работе «Основные феномены человеческого бытия», рассматривающего игру как существенное основание человеческого бытия. Согласно мнению современного философа Г.Гачева, игра — категория мировоззренческая, она сообщает человеку ощущение бытия. Существенный вклад в теорию игры внес нидерландский ученый И. Хейзинга своей известной работой «Homo Judens» («Человек играющий»). Им была выдвинута идея игры как всеобщего источника формирования и функционирования культуры. Он прослеживает игровой элемент на примере разных культурных эпох. Таким образом, анализируя представленные несколько тезисов по рассмотрению проблемы игры учеными на протяжении двух столетий, мы видим, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности. (6. Стр. 102)
ФУНКЦИИ ИГР
Игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является се основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э.Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры. В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого. В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.
Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать для подростка ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения. На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. Карл Гросс выдвинул теорию игры как стимула развития. Игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни. Общеизвестны и такие функции игры, как прогнозирование и моделирование. Прогнозирование обладает большой предсказательностью, только в игре можно экспериментировать с самим собой, моделировать возможные варианты своего поведения, а также вместе и с другими ее участниками, в игре человек осуществляет связь с действительным и нереальным.(7. Стр. 146)
НАРОДНАЯ ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Традиция (в переводе с латыни – передача, повествование) – это сохранение, передача от поколения к поколению социальных идей, знаний, нравственных норм. Слово «традиция» означает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Традиционное – это принятое, установившееся, освященное авторитетом старших поколений. Каждая традиция стремится к устойчивости и неизменяемости, но в то же время она легко приспосабливается к изменяющимся условиям,– сохраняясь в основе, она изменяется в деталях. Русский писатель, лексикограф, этнограф В.Даль в «Толковом словаре живого русского языка» приводит множество производных от слова «играть», которые отражают все богатство значений и смыслов, которые вкладывались в игру в русской культуре: «игровой, игривый, игральный, игровый, игриливый, игристый, игорничать, игрищный, играла, игорщик, игровищик, игрательница, игралище, игрец, игрица, игрун, игрунок, игруша, игрунья, игрунка, игрок, игрочиха, игрецкий, игрочихин, игрушка, игрушечник, игрушечище». (5. Стр. 78) Как замечает В. Аникин (1. Стр. 14), «народная игра и игровые свойства вообще как бы разлиты в русском фольклоре». Игровое действо есть в заговоре. Например, когда нашему предку нужно было добиться чего-либо от другого человека, то он, войдя к нему в дом, должен был выполнить ряд действий: взглянуть и думать или проговорить: «Я волк, ты овца; съем я тебя, проглочу я тебя; бойся меня». Сильным игровым началом пронизаны все русские сказки, особенно детские. Например, «Теремок» – это прямое разыгрывание сцены с обязательным актерским исполнением реплик «на голоса». Иначе эту сказку просто невозможно рассказать. Сами народные игры всегда были традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался опыт, образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять волю, выдержку, стремление к победе.(7. Стр. 134) Народные игры – это и эталонные образцы, обтачиваемые столетиями, гармонического сочетания эстетически совершенного словесного и музыкального текста с динамичным действием, с богатой символикой и лексикой. Игры, как и обряды, праздники, имеют историко-бытовое значение, в них сохраняются этнографические особенности народа, его язык (тексты игр живут много веков, передаваясь из уст в уста от более взрослых детей младшим). Достаточно вспомнить жеребьевки: Понятие «игровая культура», или «культура игры», очень широко. В него входит все, что создано людьми в области игры: сами игры, снаряжение для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры. Но основу игровой культуры составляет прежде всего сама игра и отношения в ней играющих. Одним из назначений традиционных народных игр является бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика народа. Интерес, который мы сейчас проявляем к фольклору, к народным играм в частности, – это интерес к своей истории, к жизни народа, к его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии. Традиционное отношение к игре очень четко зафиксировано в заповедях, выраженных в пословицах и поговорках: «Играй – играй, да дело знай!», «Песню играть – не поле пахать!», «В игре да в дороге людей узнают!»… Для народных игр характерен демократизм, гуманность. Они принимают всех, поэтому правила игры гибкие, позволяющие включаться в игру разным людям; в игре мало запретов, и поэтому тысячи и тысячи лет в игры играли все дети, развивая в себе физические и нравственные качества. В отличие от просто физических упражнений, игра веками являлась целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни, ведь вступая в игру добровольно, каждый её участник всегда берет на себя обязательства выполнять правила и традиции игры, а они так умело обработаны гением народного многовекового опыта, что непринужденно, мягко, но неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, заложенным в игре культурным традициям народа, к всечеловеческим ценностям.(5. Стр. 79) Игры всегда давали отдых, заряд бодрости и энергии для дальнейшего существования. Игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших. Теперь же, когда в силу ряда причин произошел разрыв естественной и непрерывной цепочки в передаче игрового опыта, стали требоваться специальные организационные усилия, чтобы снова её наладить. Как справедливо отмечает В. Григорьев, «положение с национальной игровой культурой у большинства народов России сейчас критическое, приближающееся к катастрофе. Сейчас очень велика опасность навсегда утерять традиции игры, порвать цепь передачи традиций культуры от поколения к поколению. (5. Стр. 82)
Таким образом, народная игра сегодня – это игра широко распространенная в данное время, отражающая особенности народа, и популярная среди играющих. Игра, конечно, в силу различных обстоятельств, меняется в деталях, но в основе своей – остается прежней.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |