|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хуй (27.02.2013)
Эволюционизм По Дарвину – человек произошёл от обезьяны. В 19 веке закон эволюции становится объяснительным механизмом существования общества и культуры. Эволюционистская парадигма проникла почти во все отрасли научного знания и вытеснила богословский взгляд. Основными чертами культурной антропологии эволюционизма стали во-первых признания единства единства человеческого рода и единообразия культур. Во-вторых признание однолинейности процессов развития. От простого – к сложному. Выделяли стадия развития. Третьей общей чертой развития человечества является оптимизм, рационалистический идеал культуры. Психологическое обоснование явления культуры. Выведение развития поведения общества из психических свойств индивида. Все эволюционисты опираются на материал естественных наук. Один из основателей эволюционизма, Адольф Бастиан – изначально по профессии врач. Он наблюдал за ирокезами. Он не только наблюдал психические качества этих людей, но и накапливал материал для теоретического обобщения, а так же подружился с этими людьми и стал защищать их права. Он создал орден защиты примитивных племён и его исследования, его собранные материалы легли в основу созданного им Берлинского музея народоведения. Центральный труд – «Человек в истории» 1860 год. Эта книга имеет подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения», где он развивает мысль о единстве человеческой культуры, которая развивается на основе общей психики. В ней заложена элементарная мысль – стихийная мысль. Различная в разной среде. В связи с этим было выработано понятие географической провинции. Каждый народ рождает свой круг идей, который не изменяется, пока народ живёт изолированно. Естественно, научный подход Бастиана опирается на клеточную теорию в психологическом плане. Клетками здесь являются первичные элементарные идеи, которые сходны у всех народов. Отсюда и формируется единство человеческой культуры. Источником развития является умственная предрасположенность каждого человека. Развитие же происходит в результате активного взаимодействия с окружающей средой, и даже саму мыслительную способность Бастиан рассматривал в качестве биологической функции человека. Духовную жизнь, таким образом, он подчинил биологическим законам. Возникновение элементарных идей, мыслей, изобретений. Бастиан усматривал в переходе человека от телесной жизни к действию в органо-проекции человеческого тела (т.е. в этом процессе деятельности стало изменяться его тело). Этот переход Бастиан назвал психологической необходимостью, которые отражают законы мышления. Следующая ступень эволюции – это возникновение народных идей из элементарных, в ходе объединения людей в большие группы. Эти идеи – принадлежность коллектива, группы людей. Таким образом мировоззрения людей можно назвать народной мыслью, развитие которой Бастиан рассматривал генетически. Когда сталкиваются две народные мысли, они неизбежно реагируют друг на друга и возникает новая сумма народной мысли. Первобытная культура обусловлена лишь природными факторами, но народные представления изменяются благодаря контактам с идеями распространивмся в соседних географических провинциях. Подобное взаимодействие Бастиан считал причиной начала истории, когда народы начинают освобождаться от природной среды обитания. Герберт Спенсор -мыслитель второй половины 19 века. Философ – биолог – социолог, идеи эволюции он высказал за несколько лет до Чарльза Дарвина. Спенсор не изменял идею одномоментной эволюции, и социальные типы он уподоблял организмам. Эти организмы не образуют одного ряда, но расходятся, разветвляются на различные группы. Которые осуществляют над - органическое развитие (пути сообщений – сосудистая система, а деньги – её кровеносные сосуды). Культура развивается под влиянием двух групп факторов. Во-первых это внешние факторы, т.е. в среде графической среды и соседних культур и внутренних факторов, а именно: физическая природа человека, диффирензация рас, разнообразие психических качеств. Спенсер один из первых высказал ошибочную мысль об отсталости некоторых рас. Исходя из различных видов эволюции Спенсор выделяет различные формы над – органического развития уже в животном царстве, например у высших позвоночных животных, которые живут стадами. Первобытные общества он называет стадом людей. Распределительная… Всякое развитое общество имеет две системы органов. Первая из них – это поддерживающая система, обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распределяются с помощью второй, распределительной системы. И наконец третья, регулитивная система осуществляет подчинение частей целому. Кроме того, он выделяет специфические системы общества, такие как домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Законом эволюции являются процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация – это выделения нового образования, нового института. Таким образом развитие начинается с количественного роста, с увеличением числа, объёма, элементов культуры. Этот количественный рост ведёт к системной дифференциации целого сверх – организма культуры, что требует согласованности различных культурных установлений. А эволюция, по мнению Спенсера, движется в направлении интеграции. Т.е. определение в целостность. Потребности человеческие удовлетворяются в ходе деятельности. Возникают разные занятие в ходе эволюции. Они также эволюционировали, они так же выделяли занятия, без которых человек не может выжить – это труд, ремесло, потому что они обеспечивают первичные потребности человека (в пище, в укрытии) Вторая группа – это творческие занятия. Они реализуются на базе первичных занятий (основных). Примером таким занятий является художественное творчество и эстетическая культура. Эти занятия способствуют счастью. Но принимать это счастье за основную потребность – нельзя. В определённых ситуациях эстетическая культура должна уступать место основным потребностям, обыденным обязанностям. Так и с обществом. Сначала обеспечивается потребность в пропитании и защите от врагов. Обеспечиваются условия для успешной охоты, земледелия. И лишь затем, постепенно, появляется политическое устройство государства, а впоследствии увеличивается спрос на пищу, жилище, и поэтому возникает разделение труда. Наконец, когда обеспечены все животные потребности – возникает литература, искусство, которые таким образом делаются показателем движения прогресса. Спенсер так же объясняет появление интегративной формы культуры. Язык – наука – искусство – музыка. Например, математика появляется из наблюдений за астрономическими и физическими явлениями, а затем способствует появлению физики, астрономии. Химия появилась из металлургического опыта древних людей, и сама в свою очередь, развиваясь, способствовала промышленному прогрессу. Музыка появилась из естественных реакций человека на окружающий мир. Человек подражал звукам природы. Так появился язык, который развивался одновременно с неким подобием пения, когда некие звуки (особенно гласные) растягивались. В то же время музыка способствовала дальнейшему эмоциональному развитию человека, и в целом здесь проявился этот просветительский взгляд на прогресс, как движение к одухотворению человека. Человек движется навстречу альтруизма. Сначала человечество объединялось в военное общество, потом в меркантильное общество, и затем нас ждёт общество склонного к альтруизму. Общество, с исключительной способностью сострадания. Эти утопические идеи проявились в надежде, что правящий класс будет заботиться о благосостянии людей, их духовном воспитании, об умственном прогрессе масс. Хотя Спенсер считал, что нравственная красота выше умственной силы, и смысл этого прогресса в подавлении эгоистических элементов. Частные удовольствия должны замениться желанием счастья другим. Ещё одна модель дана мыслителем Льюисом Морганом. В 1851 году вышла книга «Орден Ирокезов» и некоторые считают выход этой книги рождением американской этнографии. Одним из первых Морган попытался внести систему в предысторию человечества. Он приходит к выводу, что первобытная организация – родовая организация. Род – клетка. В первобытные времена общество было основано на экзогамии (т.е. запрет на браки в своём роде). До этого царила эндогамия. Дикость и варварство. Дикость – в каждой из первобытных ступеней Морган выделил 3 стадии. Самая низшая дикость. В это время люди ещё находились в местах своего первоначального пребывания, т.е. в тропических и субтропических лесах. Нужно сказать, что эта ступень является гипотетической, поскольку, как признаёт и сам Морган – она не доказана, не найдена. Это до сих пор слабое звено в эволюции видов. В это время человек жил на деревьях. Главное – возникновение членораздельной речи. Ни один из народов существующих ныне не находится на этой стадии. Средняя стадия дикости. Начинается с использования рыбы в пищу и с разведением огня. Рыба годиться в пищу только в результате термической обработки. Человек начинает передвигаться по морским берегам. Он уже меньше зависим от места. Человечество расселяется по земной поверхности. Доказательством таких переселений служит повсеместно находимые орудия труда из неотшлифованного камня. Заселение новых мест и добывание огня (трение) совершенствовали и источники питания. Корни, клубни, пеклись в земляных печах. Постепенно добавочной пищей становится дичь, однако на этой стадии никаких исключительно охотничьих народов не существовала. Пока ещё охота не надёжна. Здесь она происходит при помощи дубины и копья. В это время появляется людоедство из-за постоянной нехватки пищи. Именно на этой стадии находятся австралийцы и полинезийцы (во второй половине 19 века). Высшая стадия дикости. Началась с изобретения лука и стрелы. Дичь становится постоянной пищей, а охота – основным родом занятий. Лук, стрелы, тетива – достаточно сложный механизм. На этой стадии умственные возможности человека развились очень высоко. На этой стадии люди живут в деревнях. Появляются деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество, плетение (из камыша, например), шлифованные каменные орудия, огонь и каменный топор. Научились делать брёвна и доски для постройки жилища. На этом дикость заканчивается. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |