АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропология, как научная дисциплина (13.02.2013)

Читайте также:
  1. Взаимосвязь с другими дисциплинами
  2. Взаимосвязь учебного курса с другими юридическими дисциплинами
  3. ДИСЦИПЛИНА - ГИНЕКОЛОГИЯ
  4. Дисциплина в церкви
  5. Дисциплина труда.
  6. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
  7. Дисциплина «Бухгалтерский учет»
  8. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
  9. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
  10. Дисциплина: «Лесоведение»
  11. Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих. Материальная ответственность рабочих и служащих.

Антропология – от антропос – человек. Наука о человеке. Антропологию как целостную область знаний можно разделить на две части – физическая антропология, которая изучает телесные параметры человека, эволюцию человека, второй частью является культурная, или социальная антропология. Сама по себе антропология – это область научного знания, в которой рассматриваются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Человек рассматривается как родовое существо, прошедшее историко–культурную эволюцию.

Антропология – это наука о человечестве в единстве его физических, культурных и социальных аспектов, наряду с социологией, психологией и политологией. Антропология относится к т.н. поведенческим наукам. Все они имеют общий предмет – изучают либо индивидуальное поведение, либо поведение в группах. Кроме того, они имеют похожие методы исследования – такие как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документальных источников, эксперимент. Особую близость обнаруживают социальная антропология и социология. Одни авторы называют социологию разделом социальной антропологии, другие напротив, считают социальную антропологию частью социологии, но между с тем обе из разветвляются на множество направлений, школ, и большинство из них направлены на изучение особенностей исторического, культурного, социального становления человека и человеческого рода.

У культурной антропологии много общего с гуманитарными науками, философией, историей. От других социальных наук культурную антропологию отличает интерес к культурам бесписьменных народов, т.е. народов, которые находятся на доиндустриальной стадии – архаические народы. Особенностью является метод «полевых исследований» - экспедиций, в процессе которых происходит сбор информации. Исследования бывают естественные и лабораторные.

В современной социальной культурной антропологии исследования совсем необязательно.

В узком понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека, его деятельностью.

Дисциплина первоначально называлась этнологией – наукой об этносах, народах. Но к концу 19 века распространяется термин «социальная антропология» и, как раз, вводит название науки всемирно известный антрополог Джейсен Фрезер.

В России более распространена физическая антропология, а культурно – антропологические исследования разных культур, субкультур, входили в комплексную дисциплину этнографии.

Затем, в начала 90ых термин был заменён на этнологию, в западной науке усиливается тенденция сближения социальной и культурной антропологии. Российская наука, включаясь в мировое сообщество так же принимает это название – «социальная и культурная антропология».

Культурная антропология является собирательной дисциплиной, которая в общем подходе использует данные таких наук как: археология, этнография, этнология (сравнительное изучение народов прошлого и настоящего), фольклористику (в которой коллекционируются и исследуются образцы народного творчества), лингвистику (изучение живых и мёртвых языков), культуры и личности (например, изучение, формирования личности в отдельной культуре).

Основная цель культурной антропологии – всестороннее изучить процессы формирования, развития человеческой культуры, общие проблемы развития человечества, её познавательную направленность (задач культурной антропологии) – изучение созданных объектов, артефактов, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев и складывающихся вокруг них отношений.

Второй задачей является построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активностью людей в природном и искусственном окружениях.

Третьей задачей социальной и культурной антропологии является построение теоретических моделей макро и микродинамики культурных процессов.

Объектом культурной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении, рассматривается он через призму культуры общества, однако, не менее важным здесь является и географическая среда формирования, развития культуры. Это значит что на формирование человека влияет климат, ландшафт. Они повлияли на становления физического облика, роста, формы глаз и т.д.

В истории социокультурной антропологии можно выделить несколько периодов:

1) Первая половина 19 века. С 1800 – 1860е годы. Обычно этот период называют этнографическим и на этом этапе, конечно, проходило зарождение антропологии, как области научных знаний. По существу этот период обозначен сбором данных о различных народах мира, их культурах. Объектом исследования становятся бесписьменные народы (которые существовали на тот момент). Этнографы изучали различные этнические общности, в т.ч. которые не обладают письменностью, познакомились с их нравами, бытом. Так же информация поступала от торговцев, географов, археологов.

2) Второй период 1860-нач 20 в. – эволюционистский период. Здесь применяется теоретическая модель эволюции, которая вначале появилась в естественных науках, а теперь применяется к возникновению и развитию человека, его социальных институтов (учение Чарльза Дарвина).

3) Исторический этап. 1890е – сер 1920ых годов. Связан он с деятельностью американского антрополога (!)Франца Боаса.

4) Психологический этап. Эти исследования берут начало в конце 1920ых и имеют актуальность до 1950ых годов. В изучении культуры применяется психологический метод. Мариас Лацарус и Хельман Штейнталь – являются основоположниками психологического подхода. Они занимались изучением психологии народов, размышляли о психологической стороне народного духа, выявляли законы деятельности народа, т.е. здесь берут начало ещё исследования национального характера. Психологический подход очень выразился в направлении и культуре личности – Род Бенедикт и Маргарет Мид. Здесь представляются основы социализации и инкультурации человека.

5) Эволюционисткий. Структурно – функционалстский, состоящий из национально упорядоченных элементов и знаковых систем. Например язык, наука, искусство, мода, реклама и т.д.

6) Неоэволюционистский 1950-1960е. Связано с американским культурологом Лесли Уайдом.

7) 1980-по сей день. Постмодернизм – это теоретическая концепция, применяемая для осмысления новаций в культуре. Для него характерен плюрализм, т.е. множественность в объяснении реальности. Подобная логика развития усматривается прежде всего в западных теориях.

В СССР антропология развивается на основе достижений российских этнографов, работы которых относятся к последней трети 19 – начала 20 века. Российские, а затем и советские этнографы, они так же изучали аборигенов. Такие этнографы как Николай Миклухо-Маклай, Лев Богораз, Довнар-Запольский, Лев Штейнберг. В советской науке на рубеже 60ых-80ых годов формируется оригинальная концепция этноса, которые опирались на достижения видного русского учёного эмигранта Сергея Широкогорова. Наибольшую известность приобретают работы Юлиана Брамлея. Он попытался соединить теорию этноса с марксистским учением об общественно – экономических формациях. Даже в советской науке были оригинальные, которые не согласовывались с марксистской теорией, например, теория Льва Гумилёва.

Современная антропология выполняет функцию культурную. Она способна освободиться от знания этноцентризма, а сегодня эта установка этноцентрическая приводит к очень печальным результатам – это и национализм, и ксенофобия. Она приучает к взгляду со стороны на чужую культуру, избавляет от желания взглянуть на чужую культуру с системы. Сравнительный подход, который хорошо используется в антропологии, помогает глубже понять собственную культуру.

В методологии антропологических исследований можно выделить несколько видов. Во-первых, это сравнительное исследование.

Сравнительный подход выделяет общее и особенное в социальных и культурных явлениях, единые фазы развития, уникальность тенденций в динамике примитивных обществ. В зависимости от предмета исследования выделяют разновидности сравнительных исследований, а такой разновидностью являются сравнительно-исторические исследования. Когда сравниваются существующие совместно, либо последовательно возникающие культуры. Сравнивается главная, повторяющаяся, а всё второстепенное отбрасывается. Так, к примеру, сравнительно – сопоставительный метод раскрывает природу разнородных объектов.

Историко-типологическое сравнение в сравнительно историческом методе. Объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса – например, магия, на островах Тихого океана современного общества, и магия в древних цивилизациях (улавливаются одинаковые условия зарождения).

Историко-генетическое сравнение. Объясняется сходство явлений, как результат их родства по происхождению. Например – родственные народы.

Второй метод – типологический. Тип – это идеальная модель, отражающая существенные признаки определённого множества явлений. Именно общие признаки, отличия при этом игнорируются, они считаются здесь несущественными.

Третий – метод пережитков. Это реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам современного общества.

Метод сравнительного языкознания. Сравнение словарей разных народов, исследование исчезнувших слов, причины и т.д.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)