АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Некоторые тенденции в современной русской пунктуации

Читайте также:
  1. Великий миротворец и реформатор русской монашеской жизни
  2. Виды, формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  3. Во второй половине XIII-XIV вв. под влиянием монголо-татарского ига появились новые тенденции в архитектуре. Назовите эту тенденцию.
  4. Вопрос о значении падежа имени существительного. Система падежных значений по «Русской грамматике» 1980 г.
  5. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
  6. Вопрос №2: « Структура современной социальной психологии».
  7. Вот некоторые цитаты из книг Шрилы Прабхупады
  8. Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века.
  9. Геополитика и тенденции развития современных международных отношений.
  10. Глава 4. Культурологическая парадигма русской национальной идеи в России 60-90-х годов XIX века
  11. Глава седьмая. Алкоголь, наркотики и некоторые поведенческие расстройства
  12. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Сопоставление употребления знаков препинания в разные исторические эпохи, а также сравнение практики современной печати с ныне рекомендуемыми правилами (Правила орфографии и пунктуации 1956 г.) позволяет выявить некоторые тенденции в употреблении знаков и, следовательно, те активные процессы в пунктуации, которые отражают современные потребности оформления письменного текста.

Интересно отметить два момента. С одной стороны, правила 1956 г. не могут сегодня нас удовлетворить, поскольку в них, естественно, нет указаний относительно пунктуационного оформления конструкций, которые активизировались в последнее время. К их числу принадлежат конструкции экспрессивного синтаксиса: сегментные и парцеллированные структуры, элементы разговорного синтаксиса, структуры с ослабленными синтаксическими связями и др. С другой стороны, произошли изменения в употреблении знаков препинания и в традиционных, классических конструкциях, где в настоящее время отражены сдвиги в функциональной значимости самих знаков (расширение функций тире, вытеснение им двоеточия в типичных синтаксических позициях и т.д.).

Точка

Постоянная функция точки – членить текст на отдельные предложения, указывая конец повествовательного предложения. Постоянная, но не единственная. Точка сегодня может разрывать грамматическую структуру, создавая тем самым определенные смысловые и интонационные акценты в высказывании при парцелляции, когда отделенные точками части оказываются за пределами предложения. Это могут быть отдельные группы слов и даже отдельные слова, выполняющие функцию присоединительных членов и структурно не образующие законченных предложений. В таких случаях точка отчасти приобретает функцию запятой, точки с запятой или тире. Парцелляция затронула как простое, так и сложное предложение.

Практически любой член предложения может оказаться парцеллированным: подлежащееВ нем (Чехове) соединились все качества настоящего русского характера: ум – широкий, свободный, независимый, гордый; правдолюбие – неугасимое стремление к истине; горячая любовь к своей родине и к своему народу, бескорыстное подвижническое служение этому народу. И, конечно, - поразительный талант (В. Катаев); сказуемоеЕму эта встреча действовала на нервы. И мешала начать деловой разговор, из-за которого он и зашел сюда ( А. Рекемчук); дополнениеМожно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях (А.Чаковский); определениеМамочке купил теплый платок. Пуховый (Н. Ильина); обстоятельствоЗначит, все-таки поедем. На юг (Т.Толстая).

Такие члены, оторванные от основного предложения, стоят после длительной паузы и выделяются по смыслу и интонационно. Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.

Парцелляция входит в систему литературных приемов, служащих повышению выразительности речи. Это экспрессивный прием подачи материала, при котором передаются естественные интонации разговорной речи. Дробление высказывания на части способствует их быстрому восприятию, выделению важных моментов высказывания; прерывистость в передаче сообщения имитирует непосредственность и неподготовленность устного звучания. Рвущаяся строка создает стремительный ритм, динамичность, отчасти резкость: Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал (А. Кончаловский).

В настоящее время такое членение текста становится устойчивой чертой ряда жанров: фельетонов, очерков, корреспонденций, рецензий.

Дробление текста при помощи точек имеет определенные ограничения, связанные со смысловой стороной речи. Пренебрежение такими ограничениями приводит к явным ошибкам. Отрыв членов предложения возможен лишь при условии семантической самостоятельности основного предложения. Например: Когда-нибудь люди смогут попадать в свое детство, возвращаться туда хоть ненадолго. Хоть на несколько часов. Чтобы у каждого детства был свой мемориал, где бы все было как было. Те же деревья, те же дома, те же запахи трав, те же книги на полке (Д. Гранин). Основное предложение здесь вполне достаточно для выражения определенного смысла. Присоединяемые части лишь «расщепляют» общую, уже высказанную мысль, или распространяют ее, разъясняют, усиливают и т.д. Ср.: Произведение написано в стиле. Высоком, приподнятом. Здесь слово стиль в основном предложении само по себе не несет необходимого смысла. Или: Он сказал. Что вернется завтра.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)