|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественная власть в первобытном обществеОбщеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшедствовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством. Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое. В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников. Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы. Сущность социальных норм первобытного общества. Понятие и признаки социальных норм первобытного общества Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений. Признаки социальных норм: Социальные нормы - это правила взаимодействия людей в обществе. Практическое взаимодействие людей в обществе осуществляется в их поведении. Поэтому с точки зрения своего содержания социальные нормы представляют как общие (обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц) правила, устанавливающие характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия. При этом термин «правила» трактуется широко и относится как к развернуто сформулированным предписаниям требуемого или допустимого поведения, так и к не имеющим строгих формулировок нравственных идеалам, моральным принципам. Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей. Само наличие социальных норм как одного из элементов общества, необходимого условия его существования объективно обусловлено и от воли и сознания конкретных людей, разумеется не зависит. Указанная связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Причем характер и степень связи различных социальных норм с волей и сознанием неодинаковы. Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению. Другие складываются в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи). Третьи формируются в результате осмысления основополагающих этических идеей, фундаментальных ценностей человеческого существования, закрепляясь в общественном сознании, в основном, в виде принципов (мораль) и т.д. Таким образом, социальные нормы по- разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними. Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса. С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Так, историческое усложнение социальной организации, появление относительно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государства, религия и т.д., проводит к содержательной дифференциации первичных «мононорм», появлению различных по- своему социальному содержанию норм, регламентирующих поведение людей в той или иной сфере общества, то есть приобретающих отличный от других предмет регулирования. Так возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы, различающиеся по сфере своего действия, типу регулируемых отношений. Причем вместе с историческими изменениями в сферах регулируемых отношений меняется и содержание соответствующих норм, которое, в свою очередь, влияет на изменения в общественных отношениях. С другой стороны, регламентируя поведение людей, определяя формы их общественно значимого взаимодействия, социальные нормы влияют на характер и темпы идущих в обществе процессов, способны затормозить или и в этом смысле являются фактором, влияющим на историческое развития общества. Например, было замечено, что рецепция странами западной Европы римского частного права привела к либерализации их государственно - политических режимов. Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного общества. Соответствие социальных норм определенному типу культуры проявляется, прежде всего, через особенности их содержания. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих различным культурных традициям, например, основанным на христианстве и исламе. Можно сказать, культурные различия данных обществ выражены в социальных нормах так же определено, как и в их религиозных учениях и философских традициях. Однако и в правовых системах особенности культурных традиций присутствуют достаточно отчетливо. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |