АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар по истории на 1 тему, «культура древней руси»

Читайте также:
  1. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
  2. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  3. ВЕХИ ИСТОРИИ
  4. Взаимное влияние политики и морали в истории.
  5. Гегель Г. В. Ф. Философия истории
  6. Генезис категории налог в истории финансово науки.
  7. Глава I Общая характеристика социального строя Древней Руси
  8. Главная идея учения – идея материалистического понимания истории
  9. ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
  10. Государство и право Древней Индии
  11. Для подготовки к семинарским занятиям
  12. ДОКЛАДЫ к семинарским занятиям по курсу «Агроклиматология», 2013 г

1.вопрос

Культурно-историческое развитие дохристианской Руси

Нашими далёкими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, лужичане и кашубы; южные славяне - болгары, сербы, македонцы, словенцы, хорваты, боснийцы и черногорцы.

В нашей стране в начале новой эры самой значительной группой племён были восточные славяне. К середине 1 тысячелетия нашей эры они занимали огромную территорию - от Ладожского озера на севере до Чёрного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днепра и Карпат на западе. На этой обширной территории проживало 15 племён или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». В 8--9 веках, согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян выглядела следующим образом:

-- поляне - по среднему течению Днепра;

-- древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

-- славяне ильменские - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

-- дреговичи - между реками Припять и Березина;

-- вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

-- кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

-- полочане - по Западной Двине и её притоку реке Полота;

-- северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

-- радимичи - на Соже и Десне;

-- волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

-- уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

-- белые хорваты - в предгорьях Карпат.

Основной социально-экономической формой жизни племён являлась так называемая семейная община - объединение многих родственников как совместных владельцев земли, включая пашни, места охоты, собирания мёда и воска, а также реки и озёра, где они занимались рыбной ловлей. Союзы таких общин в пределах компактных территорий объединялись в племя под властью родовых старейшин - военных вождей, которые нередко брали на себя и культовые, ритуально-жреческие функции, объединяя данное племя вокруг почитания духов предков и различных природных стихий. В каждом племени основные вопросы решало народное собрание - вече.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времён года. Обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особо праздновались важнейшие события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть. Например, широко был распространён обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей-курганов. Вера в предков и загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костёр вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жён или рабыню. В память об умершем устраивали пир-тризну и военные состязания. Религиозные верования и культовые обряды славян принято называть язычеством. Язычество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и первое время после принятия христианства, а его пережитки мы можем наблюдать и поныне в некоторых праздниках и народных приметах. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа прошло определённую эволюцию.. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались также леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца - Даждь-бога и бога ветра - Стрибога.. На втором этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень «род» является основой многих русских слов (народ, родина, родник, родной, родить, урожай и т.д.). Род представлялся в качестве космического, вселенского существа. Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались так же, как Род. С культом Рода был связан культ богини Мокоши - хозяйки рога изобилия, матери-земли, имеющей финское происхождение, а также Леды - покровительницы весенней пробуждающейся силы. Если земледельческое начало было представлено почитанием Мокоши и Леды, то скотоводческое - почитанием бога Велеса.. С выделением семьи в культовой системе древних русов значительное место занял семейный предок - домовой - охраняющий дом, его жителей и хозяйство. На третьем этапе развития языческой религии формируется иерархия богов и создаётся их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так покровитель скота бог Велес становится одновременно богом богатства и торговли, Сварожич - бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров, Дажьбог - олицетворял собой солнце, Стрибог - бог ветра и всякой непогоды, ему поклонялись земледельцы, путники, моряки, Мокошь - покровительница женщин, рукоделия и торговли, Симаргл - священный крылатый пёс, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства. В целом верования народа представляли собой довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашли своё выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского этноса.. Формирование древнерусской народности относится к 9--10 векам. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с финно-уграми и балтами. К тому же времени относится и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подвластные Киеву. В узком смысле (в географическом отношении) Русь - место южнее Киева, ограничиваемое реками Рось, Росава и Днепр.

Есть несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них описывается в «Повести временных лет», где в 862 году новгородцы и кривичи пригласили на княжение варягов-норманов. Историки уже давно едины в мнении о вымышленности двоих братьев-варягов - Трувора и Синеуса. «Рюрик сине хус трувор» означает в переводе с древнешведского «Рюрик с домом и дружиной». Сказители, донесшие до летописца предание о призвании варягов, приняли непонятно звучавшие слова за личные имена, благодаря чему Рюрик обзавёлся двумя братьями. Но вот личность самого Рюрика большинством историков не отрицается, тем более что варяжский конунг (военный вождь) с таким именем известен в 9 веке по скандинавским источникам. Спорят историки о происхождении Аскольда и Дира, поименованных в летописи «мужами» Рюрика. Основываясь на поздних летописных текстах, часть исследователей считает их потомками Кия, представителями местной княжеской династии. Присутствие варягов на Руси доказывается и скандинавским звучанием княжеских имён: Олег, Ольга (Хельга), Игорь (Ингвар). Дружинников Игоря звали Свенельдом и Асмудом.

Славянин или варяг был первый князь - не столь уж важно. В любом случае Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Да и сами варяги быстро ославянивались. Сын Игоря и внук Рюрика носил уже наше имя - Святослав.

Необходимо также отметить и особенности княжения, характерные именно для нашего народа. В Западной Европе того времени возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и «вертикальном» принципе наследования власти (от отца к старшему сыну - так называемый майорат). У нас же появилась цивилизация с общинной собственностью на землю и «горизонтальным» (от старшего брата к следующему по старшинству) принципом наследования власти.

«Горизонтальный» принцип, или «очередной порядок княжения», названный так русскими историками С. М. Соловьёвым и В. О. Ключевским, создавал удивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городам Руси. Если умирал князь, занимавший «великий стол» в Киеве, то ему должен был наследовать оставшийся старшим в роде Рюрикович, правивший во втором по значению Черниговском княжестве. За ним передвигалась вся цепочка князей, правивших в остальных княжествах, ценность которых определялась близостью к водному пути «из варяг в греки». Такая подвижность власти дополнялась практически неограниченной подвижностью населения, которое, спасаясь от княжеских междоусобиц и набегов различных степных кочевников, уходило на северо-восток, в междуречье Волги и Оки, в земли, слабо населённые угро-финскими племенами.

дохристианский искусство живопись древнерусский

2 вопрос.

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

Славянское язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые послужили основой для всех мировых религий.

Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую. Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах.

Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки» и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно, являлись «событием» и проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские – «игрища межю селы». До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XX вв.

Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – «змиевы валы». Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. как покровитель брака и семьи.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» – курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира» был и ответом христианству, и – утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, а преднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чем сопоставимая с христианством, а в главном – резко от него отличная.

Однако пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно на основании фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.

Сохраняя первобытную аморфность картины мира, хаотичность природно-социальных отношений и связей, усугубленные фрагментарностью искусственно модернизированной мифологии, новый культ не мог трасформироваться в системный, соответствующий задачам и целям централизованного и иерархически организованного государства и не мог способствовать становлению цивилизации.

Крупнейшей политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.

Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).

Русские люди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописного рассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.

Наиболее понятными были догматы и теология христианства, которое славянская Болгария приняла от Византии на сто лет раньше. Болгарский язык был настолько близок к русскому, что болгарские книги не переводились, а просто переписывались. На Руси греками и болгарами велась миссионерская деятельность. Во всех городах Причерноморья, с какими приходилось иметь дело русским – Херсонесе, Судаке, Керчи, Тмутаракани господствовало христианство.

С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).

Христианская церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью в этот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средств церковной литературы, искусства, театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.

Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.

Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.

Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большим фондом богослужебной, богословской, исторической литературы и высокоразвитым искусством (архитектура, живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не на греческом или латинском) и к концу Х в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся «узлами прочности» церковной организации.

Обращение к Византии, христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.

Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.

Значительная роль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру, князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Их можно назвать культурными политиками, реформаторами общественной и религиозной жизни народа. Они руководили масштабными социокультурными процессами, имевшими место в Древней Руси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры.

Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры.

Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

Элита древней руси
Процессы формирования государства и правящих элит в Европе и России существенно различались. Возникновение европейской государственности приходится на тот исторический период, когда утверждается власть феодалов, которая выступала по отношению к основной массе населения как социальная сила, отчужденная от нее и господствовавшая над ней. Поэтому государство являлось социальной организацией, основанной в значительной степени на внешнем единстве, а не на внутренней общности граждан и народов. На Руси формирование государства происходило на основе естественной общности людей, земского единства, складывающегося при мирном заселении и освоении земель. В связи с этим на начальном этапе государство не выступало некой силой, чуждой народу. В Западной Европе высшим классом были феодалы, на Руси – военно-админи-стративная и торгово-промышленная аристократия, другой была социально-стратификационная основа и культурная среда властных отношений.
На ранних этапах развития древнерусского государства возникла самобытная система власти, которая жила своими уставами, основывалась на самодостаточной материальной и духовной культуре восточных славян, особом сочетании автократических и демократических начал. Взаимоотношения между автократическими и демократическими ветвями власти в разные времена в Древней Руси и на отдельных ее территориях не были одинаковыми. Пределы власти правящей элиты ограничивались обычаями, нормами общинного права, правовыми документами, а также случайными обстоятельствами.
Культурно-исторические изменения в период становления древнерусского государства привели к формированию матрицы властных отношений, ориентированной на широкое использование различных форм социально-экономического освоения территориального пространства и разных хозяйственных укладов. Дихотомические подходы, интерпретирующие культурно-исторический тип организации общества и власти в Киевской Руси либо как княжеско-холопский, либо как патерналистско-демократический, остаются весьма упрощенными и ограниченными. Обширный исторический материал не подтверждает достоверность указанных подходов, а свидетельствует о противоречивом социальном устройстве Древней Руси и многомерности властной системы, которая обеспечивала разную степень экономической и социально-политической свободы разным группам и слоям общества. Динамичное для того времени развитие культурных традиций, сельского хозяйства и ремесел, внутренней и внешней торговли, рост городских поселений обусловили изменение социально-экономической и политической структуры общества.
В силу культурно-исторических особенностей становления древнерусского государства основной частью населения его были свободные общинники – «люди» в отличие от феодального общества Западной Европы. Смерды, как признают большинство исследователей, являлись ограниченной группой, находившейся в личной зависимости от князя, кроме того была челядь и холопы (несвободные люди). Особый слой общества представляли княжеские мужи, служившие князю. В соответствии с разделением экономики власти и имущественными различиями в среде служилых людей появляется позже класс привилегированных землевладельцев – бояр, а в среде неслужилого населения образуется класс несвободных сельских работников (закупов). Политические сословия создавались «княжеской властью; экономические классы творились капиталом, имущественным неравенством людей. Таким образом, капитал является в Правде наряду с княжеской властью деятельной социальной силой, вводившей в политический состав общества свое особое общественное деление, которое должен был признать и княжеский закон. Капитал является в Правде то сотрудником, то соперником княжеского закона, как в летописи того времени городской капиталист – то сотрудник, то вечевой соперник князя-законодателя» [21, т.1, с.252].
Быстрому росту могущества, укреплению позиций на международной арене и повышению авторитета Киевской Руси в значительной степени способствовала уникальная система власти, основанная на разделении и взаимодействии двух ее ветвей – княжеской и общинно-вечевой, автократической и демократической. Возникшая в Древней Руси форма государственного устройства и правления выступала как развитие древних начал жизни славянских племен, в которых имелись как общинные моменты, свойственные направлению социально-экономической динамики европейских народов, так и самобытные явления. В отличие от Запада в Киевском государстве представительная власть была сильнее княжеской, особенно на начальной и завершающих фазах его развития. Как отмечал О.Ф.Платонов, «вече было старее князя» [42, с.110]. «Князья Киевской Руси, писал В.О.Ключевский, поддерживали в ней существующий житейский порядок, определяли подробности земского строя, но не могли сказать, что они создали самые основания этого строя, были творцами общества, которым правили» [20, с.88]. Еще меньше власти было у новгородских князей, превратившихся после 1136 года в должностных лиц, чьи права и обязанности определялись специальным договором с вече.
В Киевской Руси великий князь становится в глазах народа главой земли, но его власть не является самодержавной. Верховная власть в русском государстве изначально не обладала правами землевладения. Князь и бояре не выступали собственниками земли, их доход рассматривался как плата за поддержание внутреннего порядка, охрану торговых путей и защиту от внешних врагов. Она переходила из удела в удел, лишь постепенно передаваемая боярам в качестве кормления земля превращалась в наследуемое землевладение. На Руси право правления княжеским родом не отрицалось, но волости требовали, чтобы тот или иной князь садился "на их стол" с их согласия.
Тип и содержание властной системы, которая вывела Русь в число ведущих государств того периода, не уступавшего по многим важнейшим параметрам феодальным государствам Запада, определялись национальной культурой, нравственными установками. Древняя культура славян способствовала становлению многомерного мировосприятия. Языческое мировоззрение основывалось на сложной системе верований и почитании множества богов разных уровней, от благосклонности которых зависел ход различных событий, связанных с жизнью людей и их хозяйственной деятельностью. Религиозные установки славяноруссов ориентировали на улучшение земной жизни: чем больших успехов в ней достигал человек, тем большей властью и уважением он мог пользоваться в этом мире. В русском древнем фольклоре воспевали умелость и предприимчивость, мирный труд мастера – ремесленника, пахаря, купца и ратный труд витязя – защитника страны. В отличие от протестантства русская этика осуждала стремление к наживе и способствовала формированию таких черт национального характера, как трудолюбие, домовитость, настойчивость, целеустремленность, смекалка и умение использовать в зависимости от обстоятельств жесткие или мягкие средства для достижения поставленных целей.
Трансформация древнерусского культурного архетипа сопрово­ждается утверждением канонических византийско-христианских представлений о природе власти, назначении государства, формированием российско-христианских ценностей, этатиско-патерналистских традиций, древнерусского права и правосознания. С принятием христианства Русью повышается роль православной церкви в обществе, княжеский сан освящается церковью, переносится на русскую почву византийская модель наследования верховной власти. Древняя Русь восприняла от Византии не только православную культуру, но и имперскую идею, реализация которой привела к возникновению по­лиэтнического государства.
Вопреки часто встречающимся утверждениям об отсталости начальной экономики России, технологический уровень ее ремесел находился в полном соответствии с требованиями того времени. По этому поводу М.Семенова отмечает, что «в исторической науке ХIХ века господствовал норманизм – теория, согласно которой викинги были «завоевателями и колонизаторами славянской равнины», принесшими в «дикие» земли все приметы цивилизации». Поэтому «лучшую часть найденных археологами мечей безоговорочно признавали «импортом из Швеции» и лишь скверным или необычным экземплярам отводили роль неумелых «туземных» подражаний». На самом деле на славянской равнине жили «не дикари, а талантливый и гордый народ, обладатель мощной культуры, за которой стояли века традиций – воинских и ремесленных. Выяснилось, что и викинги нас не завоевывали, и наши кузнецы-оружейники в своих мастерских создавали не жалкие подражания, а настоящие шедевры» [48, с. 445]. В настоящее время все больше становится свидетельств того, что «русские города киевской поры жили полнокровной жизнью и шли по пути развития «городского строя», как и города в соседних странах Западной Европы» [56, с. 231].
Особенности социальной структуры Древней Руси во многом определялись своеобразием земельных отношений. В процессе оседания княжеской дружины на земле изменяется система государственной власти и правления – десятичная система сменяется дворцово-вотчинной, складываются два хозяйственно-политических центра – дворец и вотчина. Видный историк В.О.Ключевский пишет, что князь – общий вотчинник, все остальные владельцы земли – частные вотчинники [21, т.2].
Характер княжеской власти на Руси достаточно быстро менялся. В IX–X веках князь был прежде всего «военным стражем» оседлых поселений, в X–XI веках «князь-авантюрист» превращается в «князя-правителя» [19, с.447–448]. Дуализм общинно-вечевой и княжеской власти не имел твердой регламентации, что лишало государственное устройство устойчивых основ и создавало широкое поле для конфликтов и насильственных действий. С разрастанием княжеского рода все труднее было установить очередность княжения. Борьба за власть, великокняжеский престол и богатые княжения приводит к острым междукняжеским столкновениям. На рубеже XI–XII веков древнерусское государство распадается на удельные княжества, кризис государственности сопровождается ожесточенными междуусобными войнами князей, усиливается натиск кочевников. С середины XI века половцы и турки захватывают торговые пути, на юг и восток перемещаются торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока в Средиземноморье, возрастает поток перемещения населения в более безопасные северные районы. В XII веке князь опять становится «бродячим гостем области, подвижным рыцарем, каким он был два века назад» [20, с.47].
Нашествие Золотой Орды выступило фундаментальным событием, оказавшим весьма противоречивое воздействие на развитие русской цивилизации. Обычно считается, что объединение народов в государстве Золотой Орды не способствовало, а препятствовало развитию России в силу отсталости кочевников. Однако в XIII–XIV веках Золотая Орда являлась не только самым большим государством Европы и Центральной Азии по территории и численности населения, но и самым богатым [16, с. 23].
Русь занимала своеобразное положение в Золотой Орде. Ее князья получали право на княжение в ханской Ставке, она имела каналы политического и духовно-идеологического воздействия на Орду. Русь продолжительный период времени являлась частью могущественной империи, ее культура не могла не испытать на себе влияние восточной модернизации. В средневековье Европа значительно отставала в плане использования ресурсов государственной власти и силы государственной организации. Русские князья стали использовать элементы татаро-монгольских традиций управления, которые были унаследованы от восточных цивилизаций, имевших тысячелетнюю историю.
Великокняжеская власть переняла опыт создания мощной административно-политической организации и поддержания государственной и военной дисциплины в крупномасштабных пространствах, были заимствованы и модернизированы образцы вооружений. Вместе с тем в Северо-Восточной Руси разорение городов и сокращение численности их населения сопровождалось утратой некоторых традиций, снижением роли военно-торгового сословия и государственного самоуправления. Однако сохранилась Боярская дума, бояре имели свои вотчины и дружины и право служить тому или иному князю. Московским князьям удалось объединить русские земли, опираясь на поддержку Золотой Орды и используя собственные резервы власти и, в конечном счете, одержать победу над Золотой Ордой и Литвой, которые значительно превосходили Московское княжество в материальных, людских и военных ресурсах. Но после распада Орды между князьями усилилась междуусобица.

ЛИХАЧЕВ Д. С. СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)