|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы социологической теории Макса ВебераМакс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог, историк, политолог, философ, основатель современной социологии. Основные его работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировой религии». Тема его исследований — проблема происхождения и специфики западноевропейского капитализма как системы хозяйствования, основа которой является калькуляцией расходов, прибыли и рациональной организации свободного труда. Капитализм Вебер рассматривал как этап всемирного и всеобщего процесса рационализации, т. е. усиление рационального компонента в поведении человека. Он различал рациональность экономическую, политическую, социального действия. Прогресс — это увеличение рациональности. Это положение позже вызвало резкую критику, поскольку не все явления человеческой жизни могут быть рациональны, но теория Вебера сыграла громадную роль в понимании социального действия. Рациональность Вебер классифицировал по целям и по средствам. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. Он предложил теорию идеальных типов, т. е. теоретически описанных образцов того или иного явления. Идеальный тип — это логический эталон, с которым можно сопоставить конкретное явление, и благодаря этому лучше понять их значение и тенденции развития Вебера рассматривал бюрократов как государственных служащих, действующих согласно формально-рациональным нормам, что соответствует требованиям современного общества. В традиционном обществе социальное действие не является рациональным. Рационально-экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма, т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии. Компонентом религиозной ответственности протестанта является добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Вебер был одним из основателей понимающей социологии. Она противостоит позитивизму и предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Предметом этой социологии является социальное взаимодействие. Не всякое взаимодействие, по Веберу, является социальным, а только то, в котором человек действует осмыслено, сознательно и учитывает в своих действиях поведение других людей и старается влиять на них. Для социального взаимодействия важны цели и мотивы индивида, а не внешнее поведение. Вебер развивает социологию власти. Источниками власти являются традиция, легитимность и харизма. Общество, по Веберу, не является гармоничным целым, оно формируется и борьбой, и согласием. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |