|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политические движения 60-80-х ггКонсервативный поворот кон. 60-х гг. ярче всего проявился в наступлении на идеологическом фронте. Сворачивание идеологической оттепели вызывало протест думающей части общества, против которых власти применяли политику точечных репрессий. Началось ограничение творческой свободы интеллигенции, выражавшееся в травле деятелей искусства и запретах на выставки, издания и т.п. В июле 1968 г. на Кузнецком мосту силами дружинников была разогнана выставка художников. Началось преследование главного редактора самого читаемого в СССР журнала «Новый мир» А.Т.Твардовского. В 1969 г. общественность всколыхнуло известие об исключении из Союза писателей СССР А.И.Солженицына, чьи произведения вызывали приветствия на Западе. Произвол властей вызывал протест многих видных представителей науки и искусства, таких как А.Д.Сахаров и М.Л.Ростропович. Формируются и более широкие общественные движения, различными способами протестующие против подобной политики властей. Одним из первых общественных движений было движение «шестидесятников» или, как они себя называли, «детей XX съезда». «Шестидесятники» представляли собой крайне умеренное крыло оппозиции, считавшими, что открытая конфронтация с властями – это ненужная бравада и удел одиночек. Они были убеждены в справедливости социалистического общества, но считали, что его необходимо немного реформировать. Методами борьбы они использовали письма в газеты и различным политическим деятелям, а девизом движения стал лозунг «выжить не испачкавшись». В своём творчестве, книгах, картинах, песнях, они вскрывали существующие нарывы, призывая власти обратить на них внимание. Одним из наиболее громких голосов «шестидесятников» был голос Владимира Высоцкого, концерты которого то разрешали, то запрещали. В 70-80-е гг. на смену им приходит новое поколение, не вписывающееся своими мыслями в брежневское общество. Культовой личностью этого поколения стал певец Виктор Цой, в одной из своих композиций словами «требуем перемен» выражавший взгляды молодёжи. Более радикальной формой протеста стало движение «диссидентов» (от лат. несогласный или инакомыслящий). Диссиденты не ограничивались письмами в «высочайшие» инстанции, а выражали свой протест в публикациях на Западе или самиздате. Наиболее мощным толчком к развитию диссидентского движения послужил суд над писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем, арестованными за публикацию на Западе произведения против сталинизма и попыток его реабилитации. В день Конституции СССР 5 декабря 1965 г. 200 человек, в основном студентов, вышли с протестом на Пушкинскую площадь. Демонстрация была разогнана, несколько десятков студентов исключены из ВУЗов, а в 1966 г. для борьбы с диссидентами в УК были внесены дополнения: · статья 190¹ предусматривала лишение свободы сроком до 3 лет за «систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»; · статья 190³ предусматривала ответственность за «активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок или сопряжённых с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций». Эти статьи давали простор для трактовки властями различных проявлений протеста и усиления репрессий. Но движение не прекратилось. Арест авторов «Белой книги» вызвал новую демонстрацию на Пушкинской площади, состоявшейся 21 января 1968 г. и разогнанную дружинниками. Активно против попыток реабилитации Сталина и новых статей УК выступал «отец» советской водородной бомбы А.Д.Сахаров. Попытки реабилитации Сталина привели к втягиванию в диссидентское движение некоторых членов партии, детей погибших в сталинских лагерях, представителей репрессированных народов. Началась кампания письменных протестов против методов следствия и судебных разбирательств. Ответом стали административные и партийные репрессии: коммунистов исключали из партии и снимали с работы, творческую и научную интеллигенцию лишали возможности к самореализации, студентам закрывали путь к образованию и т.п. Широко применялись психиатрические больницы. Затронуло диссидентское движение и национальные окраины, где создавались группы, ставящие задачей защиту национальной культуры, языка, реабилитацию националистов и т.п. Грузия, одной из первых, смогла добиться признания на территории своей республики грузинского языка 2-ым государственным языком. В Прибалтике и на Западной Украине диссидентское движение имело религиозные оттенки, т.к. там были сильно католичество. Новую волну протеста вызвало подавление в 1968 г. «Пражской весны». В Москве стал выходить подпольный журнал «Хроника текущих событий», в котором публиковалась информация о событиях в Чехословакии, и изуверствах, творимых в тюрьмах и «психушках». 25 августа 1968 г. небольшая группа людей на Красной площади развернула транспаранты «Руки прочь от Чехословакии». Нач. 70-х гг. ознаменовалось кампанией по борьбе с диссидентами. В 1975 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира, но для её получения власти запретили учёному выехать за границу. Несколько раз его бросали в психиатрические больницы, где различными препаратами пытались сломить волю. Произвол властей привёл к зарождению в среде диссидентов правозащитного движения, выступающего под лозунгом уважения Конституции и гарантии свобод. Советская Конституция гарантировала многие права и свободы, но государство игнорировало их. Этим и объясняется то, что в правозащитное движение вливались диссиденты, среди которых были такие люди, как Сахаров. Подписание СССР в 1975 г. Хельсинских соглашений, предусматривающих гарантии прав и свобод человека, советской интеллигенцией было воспринято как смену внутренней политики. Для содействия выполнения этих соглашений создавались хельсинские группы, собиравшие факты нарушения прав человека в СССР, и направлявшие их правительствам, подписавшим соглашение. В 1977 г. на Белградской конференции СССР был резко осуждён за нарушение прав человека, что послужило поводом для разгрома Хельсинских групп. Однако окончательно погасить движение правозащитников не удалось. «Шестидесятники», диссиденты и правозащитники выступали за легальные методы борьбы, но ухудшающееся положение в стране приводило и к открытым радикальным акциям. В 1975 г., в день 70-летия Первой Русской революции, замполит противолодочного корабля «Сторожевой» Валерий Саблин, арестовав капитана, вывел корабль из парадного строя и устремился к Ленинграду. Саблин планировал прорваться к северной столице и по радио обратиться к народу с воззванием против существующего режима. За последние 10 лет брежневского правления в стране прокатилось 70 забастовок, на окраинах крепло стремление к независимости. «Точечные репрессии» лишь удерживали от разрастания этих очагов, но не решали проблем. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |