|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории БеларусиВ процессе накопления и трактовки исторических данных, обоснования закономерностей и выводов, в истории любой культуры выделяются периоды, для которых характерны особенности, позволяющие отделить их от общей массы исторических данных и рассматривать в качестве самостоятельных этапов развития, пройденных народом. Однако при выявлении периодов неизбежно возникает вопрос о правомерности тех или иных критериев, которые могут лежать в основе любой периодизации. Теоретические подходы к проблемам периодизации. 1. Длительное время в силу идеологических условий в советской исторической науке доминировала формационная концепция, сутью которой был труд, производительные отношения, взаимодействие двух классов (рабочие и капиталисты) и социальные конфликты. Она была разработана в 19 веке К. Марксом и Ф. Энгельсом. По Марксу, структура человеческого общества состоит из экономического базиса и политической, правовой, культурной надстройки. Как утверждает Маркс, структуру общества и ключевое значение базиса обусловливает способ производства материальных благ, и он же, соответственно, определяет духовные процессы в обществе. Каждой стадии истории человечества соответствует свой тип экономики. В соответствии с этим в марксизме выделяются следующие периоды истории: первобытность (общественная собственность, равномерное распределение материальных благ, присваивающая экономика (охота, рыболовство и собирательство); рабовладельческий строй, феодализм, капитализм (это эксплуататорские формации, для которых характерно: наличие частной собственности, имущественное и социальное неравенство, угнетение одного класса другим), социализм и коммунизм (общественная форма собственности). В основе данной концепции лежит понимание истории как единого, закономерного, прогрессивного развития, т.е. история носит линейный характер. Однако развитие отдельных стран представляет собой более сложный процесс, в котором могут наблюдаться как прогресс, так и регресс, поэтому эта концепция не позволяет в полной мере анализировать исторические процессы в каждой отдельной взятой стране и соотносится, скорее, с общемировой историей. Например, в Беларуси рабовладельческого строя в классическом виде не было, да и капитализм не успел полностью развиться. Во многих странах мира историки не отказываются полностью от этой теории, но дополняют ее т.н. цивилизационным подходом. 2. Под цивилизацией понимается определенный этап в истории человечества, который характеризуется уровнем потребностей, общественного сознания, способностей и знаний человека, технологий и производства, социальных отношений и культуры в целом. Как можно видеть, этот подход изучает не только экономические особенности, социальные конфликты, но и самого человека, его роль в истории, развитие политических институтов, культурных процессов и т.д.: он рассматривает историю как многовекторный процесс, дает возможность изучать историю любой страны, т.к. учитывает национальные особенности, духовную сферу, роль самого человека. Однако этот подход также обладает некоторыми недостатками: достаточно сложно выделить четкие критерии по определению типов цивилизаций. Отдельные исследователи в центр внимания ставят политические проблемы, другие – социально-экономические, культурные и т.д. (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин). 3. В начале ХХ века белорусские историки Вацлав Ластовский и Всеволод Игнатовский разработали концепцию национальной истории, основанной на выявлении этапов государственности: Полоцкое княжество, ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя. В соответствии с теорией, позже были выделены советский этап и этап становления самостоятельной белорусской государственности. Эта периодизация, с учетом формационной и цивилизационной концепций, легла в основу курса. 1) первобытность (2,5 млн. лет. до н.э. – 6-7 вв. н.э.); 2) раннее средневековье, возникновение государственности у восточных славян (9-13 вв.); 3) позднее средневековье, создание ВКЛ (13- первая пол. 16 века); 4) эпоха Возрождения - Беларусь в составе РП (конец 16-18 вв.); 5) новое время – Беларусь в составе Российской империи (конец 18 – начало 20 века; 6) новейшее время (1917 г. – до наших дней). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |