|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История становления зоопсихологии как наукиКак уже неоднократно отмечалось выше, основными вопросами, на которые пытается ответить зоопсихология, являются вопросы о том, что же такое психика, каковы механизмы и закономерности ее возникновения и эволюционного развития. Данные вопросы являются неотъемлемой составляющей общего психологического знания, накапливаемого в течение долгого времени. Исходя из этого, можно сказать, что история становления зоопсихологи как науки неразрывно связана с историей всего психологического знания. Как и любое знание о мире, знания о психике животных имеют два основных источника: бытовой опыт (ненаучные знания) и специально организованные научные исследования. Не смотря на это, оба эти аспекта информации тесно взаимосвязаны и являются логическим дополнением друг друга. Раскрывая ретроспективу зоопсихологии как науки, первым этапом следует выделить донаучный период в изучении «нравов» животных, который некоторые ученые характеризуют как этап «анекдотической», мифической зоопсихологии. И это не случайно. Древние люди поклонялись многим животным, животные были для них священными, а значит, мыслящими. Вместе с тем, мифологическое мышление древности не помешало людям одомашнить немалое число видов животных, а также разработать огромное количество технологий охоты на животных, основывающихся на очень тонком знании, понимании их повадок. Вместе с тем, зарождение научного зоопсихологического знания происходит также в древности. Не случайно, обращаясь к проблеме истории становления зоопсихологии как науки, Г.Г.Филиппова базовым этапом ее развития выделяет античную философию. Основным вопросом, который пытались разрешить мыслители прошлого, был вопрос о душе. Античные философы предпринимали попытку не только дать определение душе, но и выделить формы ее существования. Так, еще в V – IV вв. до н.э. Демокрит говорит о том, что душа материальна, есть у всех предметов и объектов природы, качества души зависят от организации тела. Наличие «духовного начала» у животных признавал и Эпикур (IV – III вв. до н.э.). Более того, мыслитель обращает внимание на то, что душа есть только лишь у тех существ, которые способны ощущать. Таким образом, уже древнегреческие философы рассматривали ощущения как специфический критерий наличия у живого существа психики. Последователь Эпикура Лукреций (II – I вв. до н.э.), отмечает, что душа – субстанция чувственная, и ею могут обладать животные. Также следует отметить, что еще мыслители древности предпринимали попытки исследовать поведение и психику животных. Еще в трудах Аристотеля (V – IV вв. до н.э.) можно найти не только тщательное описание наблюдений за поведением и строением животных и человека, но и описание результатов экспериментальных исследований их психики и поведения. Например, Аристотель изучал процесс формирования песни у певчих птиц, создавая искусственные ситуации (подкладывая яйца одних видов птиц в гнезда других). В результате проведенных экспериментальных исследований Аристотель делает вывод о способности животных как к врожденному поведению (его мыслитель определяет как неразумное), так и к прижизненному приобретению опыта. Также он говорит о наличии у животных разума, отмечая при этом, что животные различаются по степени разумности. Продолжением изучения врожденного и приобретенного в поведении животных является учение стоиков (рубеж нашей эры), в рамках которого было сформулировано понятие «инстинкт». Исследуя поведенческие проявления самых разных категорий животных, стоики (Хризипп − I в. до н.э., Сенека-младший − I в. н.э.) приходят к выводу о врожденном неразумном характере их действий, которые направляются влечением к полезному (для животных – приятному) и уводят от вредного (неприятного). Именно стоики выделили основные характеристики инстинктивного поведения животных и обратили внимание на то, что реализация врожденной целесообразной формы поведения регулируется чисто психическими механизмами: животное не может осознать биологической пользы своего поведения, но руководствуется влечением, т.е. переживанием удовольствия и неудовольствия, которое и «ведет» его по правильному пути. При этом само влечение (т.е. способность «нудным способом» испытывать удовольствие) является врожденным. Как отмечает Г.Г.Филиппова, учение стоиков завершает античный этап развития знаний о психике животных. После застоя Средних веков многие гениальные идеи античных мыслителей «переоткрывались» вновь. Также следует отметить, что обращение к идеям древних мыслителей не утратило своей актуальности и в настоящее время. Дальнейшее формирование представлений о психике животных связано с развитием психологии в рамках философского знания, а также бурным развитием естествознания и относится к ХVII – XIX вв. Одним из выдающихся французских мыслителей ХVII столетия, внесшим вклад в становление зоопсихологии как науки, является Р.Декарт. Ученый рассматривает животных как своеобразные живые машины, действующие на основе рефлексов и функционирующие аналогично механическим конструкциям, которые при работе могут выделять тепло, издавать звуки и т.д. Поведение животных Р.Декарт характеризует как ответ организма на внешнее воздействие. Идеи о присущей природе способности к саморазвитию высказывает голландский философ ХVII в. Б.Спиноза. По его представлению, живое тело является телом мыслящим. Именно мышление направляет движение тела по логике движения других тел, с которыми первое вступает в отношения. Качество мышления непосредственно зависит от качества тела, а конкретнее, от особенностей его взаимоотношений, взаимодействия с другими телами. Усложнение взаимодействий тела с миром объективно обусловливает, по мнению мыслителя, три качественно отличные формы мышления: чувствование (чувственное познание), интеллект (познание рациональное) и интуиция (познание, основанное на проникновении в сущность вещей на процессе озарения). Таким образом, по мнению Б.Спинозы, в разной степени в природе, в мире все является одушевленны. Весомый вклад в становление зоопсихологии внесен и выдающимися исследованиями в области естествознания. Выдающимся трудом по классификации животных, основанной на сравнении не только внешних признаков, но и их поведения, повадок, является труд К.Линнея «Система природы», вышедшая в свет в 1735 г. При этом необходимо отметить, что классификационные принципы К.Линнея используются и до наших дней. В основу его классификации был положен принцип сходства животных по какому-либо признаку, относящемуся к строению их тела. Например, К.Линней выделил такой таксон, как грызуны. К грызунам он предложил относить всех животных, у которых есть на обеих челюстях по два длинных и постоянно режущих зуба-резца, служащих для разгрызания пищи. Они есть у белок, мышей, крыс, бобров и т.д., и мы охотно называем их грызунами. Примерно в то же время выходит и первая книга, посвященная изучению нравов животных. Это труд Ю.Х.Хеннинга «О предчувствии у животных» (1783 г.). Ученый не только сообщает те или иные факты из жизни животных, но и пытается дать им объяснение. Он не считает животных умными, сообразительными или думающими существами, но полагает, что они способны довольно тонко и точно чувствовать то, что уже произошло, и предчувствовать то, что должно случиться. Ж.Ламметри, изучая различных животных, говорит о биологической приспособленности инстинктивных действий и их прогрессивном усложнении от примитивных животных к высшим. В конце ХVIII – начале XIX столетия проблема разумного поведения животных начинает изучаться экспериментальным путем. Так, французский биолог Ф.Кювье, проводя опыты с животным Парижского зоопарка, предложил различать инстинктивные действия животных и действия, основанные на «уме». Ж.Б.Ламарк в основу своего эволюционного учения ставит идеи о направляющем воздействии психического фактора. С точки зрения исследователя, на живой организм, в частности, на его поведение, корректирующее воздействие оказывает внешняя среда. Изменение условий внешней среды стимулирует животных к осуществлению упражнений имеющихся органов, что естественным путем приводит к изменению в их строении, которое в дальнейшем наследуется. К середине XIX века в науке, где уже царствовала естественнонаучная парадигма, складывается так называемое романтическое направление. Представители этого направления «выходят» из библиотек, музеев и кунсткамер, в которых чаще всего занимались их предшественники, исследуя результаты экспериментальных исследований ученых-биологов. Учеными начинают осуществляться достаточно интересные исследования в области зоопсихологии, в результате которых ко второй половине XIX столетия зоопсихология постепенно начинает выделяться из естественных наук в самостоятельное направление научного знания. Так, в 1863 году появляется книга «Жизнь животных», автором которой являлся известный немецкий ученый, одареннейший человек Альфред Брем. С детства А.Брем интересовался природой. Он очень любил природный мир своей родины, любил наблюдать за различными животными, изучать их повадки. Большой интерес у исследователя вызвали животные не типичные для его родной Тюрингии. Будучи очень молодым (всего двадцати лет), он попадает в Африку, которая в то время считалась совсем неизведанным, диким уголком природы. В путешествиях А.Брем провел 5 лет, по прошествии которых возвращается на Родину – в Германию и начинает свою работу над книгой «Жизнь животных». А.Брем категорически утверждал, что необходимо признать наличие у животных «психических способностей». В своей книге он пишет: «Животные бывают храбры и боязливы, бойки и трусливы, решительны или неуверенны, честны или плутоваты, откровенны или замкнуты, горды или скромны, доверчивы или недоверчивы, послушны или надменны, миролюбивы или вздорны, веселы или грустны и т.д.». Если мы посмотрим на эти качества, то отметим, что все они присущи людям. Книга А.Брема – это многотомный труд, «ведущий» читателя в увлекательное путешествие по карте животного мира, предложенной Карлом Линнеем. А.Брем очень подробно описал проявления каждого отряда, каждого класса животных. Книги А.Брема у нас в России выходили неоднократно как пособия «для школы и домашнего чтения». Приблизительно в это же время, в 1872 г., выходит в свет книга Ч.Дарвина «Выражение эмоций у животных», в которой фактически была сформулирована первая последовательная научная программа зоопсихологических исследований. Однако необходимо отметить, что этот труд также является специфическим обобщением того опыта, который исследователем был накоплен за долгие годы научной деятельности. Первая значительная книга Ч.Дарвина «Дневник наблюдений» была написана еще в 1839 году, через 3 года после пятилетнего путешествия вокруг света в составе научной экспедиции. Если мы перенесемся в историю, то необходимо отметить, что Ч.Дарвину было немногим больше 20 лет, когда он отправился на паруснике «Бигль» в далекое морское путешествие. Он побывал во многих странах мира: Перу, Новой Зеландии, Австралии и т.д. Фантастическая природа тропиков, их растительный и животный мир произвели на ученого огромное впечатление. О многих видах животных в то время в Европе вообще ничего известно не было. Ч.Дарвин задает себе вопрос: откуда возникло это непостижимое разнообразие видов? Кроме того, Ч.Дарвин обнаружил огромное количество разновидностей птиц вьюрков, проживающих на Галопогосских островах. Данное явление ученый отнес к проявлениям эволюции, примером зарождения новых видов животных, только в миниатюрном масштабе. Необходимость птиц приспосабливаться в течение длительного времени к особенностям ландшафта и питания на каждом отдельном острове привели к образованию новых видов. Ч.Дарвин достаточно длительное время размышлял над этим своим умозаключением, и в 1859 году был опубликован его главный труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Данная книга до настоящего времени считается одним из фундаментальных трудов не только в области зоологии, биологии и эволюции, но и в области зоопсихологии. И еще имя одного ученого XIX столетия нельзя не назвать. Это французский ученый Жан Анри Фабр, известный энтомолог. В период с 1890 по 1907 годы ученый опубликовывает десятитомник «Энтомологические воспоминания», а в 1906-1914 годы два тома книги «Инстинкты и нравы насекомых». Излюбленным объектом наблюдений и исследований ученого была так называемая песчаная роющая оса аммофила. Привлекло внимание исследователя удивительные проявления поведения этого животного. Ж.А.Фабр очень интересно описывает процесс заботы о будущем потомстве этих животных. Дело в том, что в конце весны самочки осы начинают строить норки в песке на открытом пространстве песчаной почвы. Вырыв норку, оса закрывает в нее вход камешком или маленьким комочком песка и вновь начинает облет пространства, но уже с целью заготовления припасов. Заметив зеленую гусеницу, аммофила подлетает к ней, обхватывает гусеницу задней частью своего тела (а величина тела у этих ос весьма внушительна для насекомого – 2,5-3 см) и жалит. Но яд осы не убивает жертву, а лишь парализует. После этого, оса тащит свою добычу к себе в вырытое гнездо (норку). Кладет у входа, убирает временную «дверь», забирается в гнездо как бы для проверки, вылезает, и пятясь, втаскивает за собой гусеницу внутрь норки. Затем она откладывает на парализованную гусеницу яйцо и вновь выбирается на поверхность. Начинается охота тем же способом. Так продолжается до тех пор, пока камера гнезда не будет полностью заполнена провиантом (от 6 до 8 живых «консервов»). После этого, оса окончательно замуровывает гнездо с 6-8-ю отложенными яйцами. Через некоторое время, из яиц появляются личинки, которые осенью окуклятся, а следующей весной уже полностью развитые осы будут вести себя точно так же, как и их родители, без всякого предварительного обучения. Врожденность поведения ос Ж.А.Фабр убедительно доказал и на других примерах ос, но питающихся другим «провиантом» − кузнечиками. Наблюдая за проявлениями осы, ученый провел эксперимент. Когда оса подлетала к гнезду, клала добычу и исчезала в норке, ученый отодвинул кузнечика пинцетом от гнезда и стал наблюдать – что произойдет. Оса вылезла, стала искать добычу и, найдя ее в отдалении от своего гнезда, стала подтаскивать к входу. Затем она снова полезла в гнездо, как будто не проделывала этой процедуры несколько минут тому назад. Тогда исследователь вновь отодвинул добычу, и все повторилось опять и так 40 раз. Исходя из увиденного, исследователь посчитал возможным доказать жесткую наследственную координацию действий, некую систему обязательных действий. Эти действия ученый охарактеризовал как примитивные инстинкты, которые характерны для животных, не имеющих настоящего головного мозга. Вместе с тем, ученый говорит и об элементах научения, свойственных насекомым, приобретенном опыте (оса находит вход в свое гнездо). Из опыта, полученного в результате полевых, так и лабораторных экспериментов, постепенно начинают обобщаться идеи о природе и специфических особенностях психической организации поведения животных. Порой эти идеи кардинально отличались друг от друга. Это связано с тем, что обозначенная проблема привлекала внимание ученых разных областей научного знания, которые рассматривали интересующий предмет – поведение животных, с различных позиций, в различных условиях, исследовали его, применяя разные методы и методики. Таким образом, образовалось несколько научных направлений и школ, основными из которых являются антропоморфизм и механицизм. Механицисты вслед за Р.Декартом считали, что животное – это всего лишь машина, а посему, как, например, утверждал Ф.Мальбранш, собаку можно истязать, не обращая внимания на ее визг – это не больше, чем скрип плохо смазанного механизма. Сторонникам антропоморфизма, напротив, животное представлялось без малого человеком, существом, способным любить, страдать и рассуждать почти по-человечески. Следующим этапом в развитии зоопсихологии выделяется конец XIX – начало XX столетия. К этому времени самим ходом развития науки антропоморфический подход был отвергнут, а механистический, напротив, получил дальнейшее развитие в работах Г.Леба, Дж.Б.Уотсона и И.П.Павлова. Заслугой этих ученых явилась формулировка важнейшего правила – любым выводам должно предшествовать наблюдение. Как отмечали ученые, при изучении животных необходимо отказаться от попыток узнать то, что знать не дано, а именно: что собака думает и думает ли она вообще. Но, наблюдая, возможно узнать, что она делает. Данный подход успешно развивался бихевиористами и рефлексологами и в дальнейшем получил название «атомистического» подхода. Его представители пытались выявить так называемые атомы поведения – самые простые, элементарные поведенческие акты, из комбинаций которых и складывается поведение животных. Так, американский биолог и физиолог Г.Леб считал, что поведение животных аналогично тропизмам (от греческого слова «тропос» – смена направления), которые присущи растениям (повороты листьев растения к свету хорошо известны, их легко можно пронаблюдать). Наиболее известны опыты ученого с гусеницами золотистого шелкопряда. Он помещал гусениц в стеклянную трубку с запаянным концом, который был повернут в сторону солнца, и гусеницы автоматически ползли на свет солнечных лучей, где гибли под воздействием нагрева. Этот автоматизм проявлений, похожий на движения растений, произвел на Г.Леба очень сильное впечатление, и он посчитал, что обнаружил один из «атомов» поведения. Г.Леб также доказывал свою позицию, приводя еще один пример – с летящими на огонь, как на яркий свет, бабочками. Отстаивая свою позицию, ученый не брал во внимание многочисленные диаметрально противоположные проявления подобных животных в естественных условиях (например, гусеницы тутового шелкопряда в естественных условиях ведут себя совершенно иначе – едва начинает припекать солнце, как они, как и любое другое животное, прячутся в тень. Для бабочек, свет электрической лампочки – это искусственно принесенное человеком явление, по сути своей, аномальное, а их фототропизм представляет собой природный механизм ориентации в темноте по относительно неподвижным недосягаемым небесным источникам света (звездам и луне)). Вместе с тем, учение о тропизмах внесло определенный вклад в изучение способов ориентации животных в пространстве. В конце ХIХ – начале ХХ столетия идеи об эволюционных изменениях психики животных высказываются английским психологом Г.Спенсером, который отмечает, что уже у низших животных можно выделить элементарные формы психического отражения, проявляющегося в раздражимости. По мере эволюции они трансформируются в более совершенные формы отражения – ощущения и даже некоторые психические явления более высокого порядка. Таким образом, у животных происходит постепенное усложнение психики, сущность которого состоит в приспособлении к усложняющимся условиям окружающей среды. В конце ХIХ в. проблемами психики животных занимаются и такие известные психологи, как У.Джеймс и У.Мак-Дугалл. В их работах содержится большое количество информации о поведении животных. В частности, обсуждаются проблемы инстинктивных форм поведения и научения животных. Именно исследования этих ученых положили начало выделению экспериментальных исследований психики животных в самостоятельное направление. Первоначально экспериментальное изучение психики животных как самостоятельное направление психологической науки развивается в Англии (работы Э.Л.Торндайка) и в Америке (работы Р.М.Йеркса, Дж.Б.Уотсона, К.С.Лешли и т.д.) и представляет собой весьма широкий спектр сравнительно-психологических исследований различных сторон психики насекомых, рыб, птиц, крыс, кошек, собак, приматов (то есть разных представителей животных, стоящих на достаточно высоких уровнях эволюционной лестницы). Вместе с тем, следует отметить, что ученые исследуют и психику простейших, одноклеточных животных. В результате проведения научных исследований в широкую психологическую практику входят такие известные экспериментальные методы, как проблемная клетка, лабиринт и т.д. Более того, работы английских и американских ученых положили начало исследованиям особенностей, закономерностей и механизмов научения животных и позволили сформулировать основные положения теории научения. В начале ХХ столетия экспериментальное направление в изучении психики животных распадается на две ветви. Ряд исследователей концентрирует свои научные интересы на объективном изучении процессов научения (в дальнейшем это направление зоопсихологических исследований трансформируется в такое научное психологическое направление как бихевиоризм, типичным представителем которого является Дж.Б.Уотсон). Основываясь на теории научения Э.Торндайка и принципах объективного изучения животных, сформулированных Дж.Б.Уотсоном, бихевиористы в качестве универсального объяснительного принципа поведенческих и психических проявлений животных используют формулу «стимул – реакция». Изучение внутреннего субъективного мира животных они считают не только невозможным, но и не целесообразным. Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что дальнейшее развитие данного направления исследования психики и поведения животных, объективно привело к необходимости изменения, пересмотра их базовых позиций, что приводит к введению таких понятий, как «промежуточные переменные» и «целенаправленность поведения животных» (Э.Ч.Толмен), а также к началу фундаментального исследования когнитивных процессов и внутренних образов-представлений у животных, что послужило развитию в ХХ столетии многих перспективных направлений зоопсихологических исследований. В начале же ХХ столетия Р.М.Йеркс и его ученики и последователи В.Келлер, У.Гамильтон, Г.Харлоу и др., продолжают развивать сравнительно-психологический подход в исследовании психики животных. Эксперименты О.М.Йеркса с высшими приматами и организованный им первый приматологический центр явились источником фундаментальных исследований интеллекта этих животных, их развития в онтогенезе, особенностей их социального поведения. Наряду с психологическими исследованиями, много эмпирических данные и теоретических моделей, объясняющих поведение животных, было получено в исследовании физиологии высшей нервной деятельности. Не случайно современные ученые (например, Г.Г.Филиппова), выделяет биологическое направление как самостоятельное направление развития зоопсихологии как науки. Началом исследований поведения животных в нашей стране по праву считаются работы И.П.Павлова и его учеников, которые полагали, что сложное поведение животных можно расчленить на элементарные единицы – рефлексы. Часть этих рефлексов является наследуемой (безусловные), в значительной степени специфичной для каждого вида животных, а другая часть приобретается в индивидуальном опыте (условные рефлексы) и надстраивается над рефлексами врожденными, постепенно замещая их (например, реакция слюноотделения на показ пищи). Так, основатель Грузинской физиологической школы И.С.Бериташвили изучал «психонервные образы» у животных, полагая, что поведение высших животных в ситуации решения интеллектуальных задач основано на мыслительных представлениях (образах), сформированных в прошлом опыте. Работы Л.В.Крушинского и его последователей посвящены изучению элементарной рассудочной деятельности животных. Также, обращаясь к истории отечественной зоопсихологической науки, невозможно не обратиться к работам Н.Н.Ладыгиной-Котс, которую современные ученые по праву считают основоположником зоопсихологического научного знания в России. Как отмечает Г.Г.Филиппова, научное творчество Н.Н.Ладыгиной-Котс является образцом умелого сочетания наблюдения и эксперимента, количественного и качественного анализа поведения животных. Еще в 1917-1919 гг. Н.Н.Ладыгина-Котс изучает моторные навыки макаки с помощью метода «проблемной клетки» − экспериментальной установки, снабженной запирающими механизмами, которое животное должно было отомкнуть. Исследователей, которые до нее пользовались этим методом, по существу интересовали лишь скорость решения задачи и «потолок» возможностей животного при последовательном усложнении экспериментальной ситуации. Н.Н.Ладыгина-Котс же воспользовалась «проблемной клеткой» с принципиально иной целью − с целью познания психики обезьяны, изучения ее двигательных и познавательных способностей. И поэтому в ходе эксперимента она следила не только за движением стрелки секундомера, но, прежде всего, за движениями рук подопытного животного, отдавая себе отчет в том, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны. Исследователь во все времена своей деятельности искала проявления психического в особенностях двигательной активности животного, в конкретных формах воздействия на окружающие его предметы. И в последующих своих работах она убедительно показывала, что зоопсихолог должен изучать не столько то, что делает животное, сколько то, как оно это делает. Н.Н.Ладыгина-Котс предостерегала об опасности ущемления двигательной активности исследуемого животного, ограничения его инициативы и искусственного навязывания определенных движений, так как это неизбежно приводит к искаженным или даже неверным выводам, а одновременно и к утрате ценнейших сведений о психических качествах животного. В связи с этим исследователь всегда относилась с должной осторожностью к результатам изучения психической деятельности животных в одних лишь условиях лабораторного эксперимента, четко видела границы возможностей его применения и дополняла собственные экспериментальные данные результатами наблюдений над свободным, не навязываемым животному поведением. Огромный вклад в развитие зоопсихологии как науки был внесен выдающимся отечественным ученым, автором первого учебного пособия по зоопсихологии К.Э.Фабри. Профессор факультета психологии МГУ К.Э.Фабри (1923–1990), − один из ведущих зоопсихологов нашей страны. К.Э.Фабри родился в Вене. В 1932 г. он вместе с родителями переехал в Советский Союз, где его отцу, видному деятелю Компартии Австрии, было предоставлено политическое убежище. Перед самой войной К.Э.Фабри поступил на биологический факультет МГУ. Однако учеба была прервана войной. Вернувшись после войны на биофак МГУ, К.Э.Фабри стал одновременно специализироваться по зоологии позвоночных и антропологии, а также посещал занятия на отделении психологии философского факультета МГУ. Его дипломная работа, посвященная сложным формам поведения обезьян, получила особую оценку – «отлично с отличием», и право на публикацию. Научным руководителем К.Э.Фабри и в студенческие годы, и в годы его первых самостоятельных исследований была Надежда Николаевна Ладыгина-Котс – ведущий отечественный зоопсихолог. Именно у нее он учился тому, как нужно планировать и проводить зоопсихологический эксперимент, вести наблюдения за поведением животных. В 1964 г. К.Э.Фабри уезжает в г.Пущино-на-Оке, где в то время был организован Академгородок, поступает на работу в Институт биофизики, где им и были выполнены оригинальные исследования импринтинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена. В 1966 г. А.Н.Леонтьев пригласил К.Э.Фабри для чтения лекций по зоопсихологии и этологии на только что организованном факультете психологии МГУ. К.Э.Фабри – автор более 200 научных публикаций. Основная тематика его работ, значительная часть которых выполнена в стенах факультета психологии, раскрывает различные аспекты онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. В 1977 г. К.Э.Фабри за написание учебника «Основы зоопсихологии» была присуждена степень доктора психологических наук. С того времени эта книга выдержала ряд переизданий, оставаясь до настоящего времени основным и практически единственным учебником по зоопсихологии для студентов высших учебных заведений. В 1985-1989 гг. начинают проводиться прикладные зоопсихологические исследования (как пример можно привести изучение поведения рыб в зоне промышленного лова, проведенное по заказу специалистов в области промышленного рыболовства). Данная работа способствовала изменению отношения к самой рыбе – объекту лова – как к животному, обладающему достаточно высоким уровнем развития перцептивной психики, способному тонко адаптироваться к условиям промысла. В настоящее время в лаборатории зоопсихологии разрабатываются прикладные темы, посвященные психологическим аспектам взаимоотношений горожанина с домашними животными, а также исследованию становления отношений «ребенок–животное». В настоящее время предприняты попытки междисциплинарного подхода к решению загадок мозга животных в рамках новой науки – нейробиологии, объединяющей усилия множества наук, решающих вопросы о природе поведения животных и о сходствах и различиях поведения животных и человека. На сегодняшний день учеными доказано, что в поведении человека, его психике гораздо больше общего с животными, чем принято думать. Кроме того, изучение животных имеет огромное значение для развития медицины и психологии. Раскрывая логику развития зоопсихологического знания невозможно не обратить внимания на место этологии в данном процессе. Этология (от греческого ethos− привычка, нрав, поведение и logos− учение) − система достоверных знаний биологических основ, закономерностей и механизмов поведенческих актов животных. При этом поведенческим актом называется целенаправленная деятельность организма, направленная на удовлетворение тех или иных биологических потребностей. Этология является одним из важнейших разделов биологических наук. Она изучает все направления поведенческих актов животных, взаимосвязи и изменения их в разных условиях окружающей среды и при различном состоянии организма. Этология изучает видовое и индивидуальное развитие поведенческих актов, изменение и приспособление их к постоянно меняющимся внешним условиям, физиологические механизмы, лежащие в основе поведенческих актов. Конечной целью этологии является такое глубокое познание поведенческих актов и их физиологических механизмов, которое обеспечило бы возможность направленного изменения их в желаемом направлении, разработки научно обоснованных технологий ведения отрасли, повышения приплода и сохранности его, экономии трудовых затрат при проведении комплексных зоотехнических и ветеринарных мероприятий, рационального использования пастбищ, кормов, получения высоких показателей продуктивности, избежания потерь животных в экстремальных условиях. На достижение конечной цели этологией ориентировано множество частных, весьма разнообразных задач. Этология тесно связана с рядом областей знания, базируясь в своих исканиях на данных одних наук и являясь в свою очередь основой для развития другихнаук. Она опирается на общую биологию, зоологию, эволюционное учение, физиологию, психологию, генетику, экологию. Достижения этологии постоянно используются зоотехнией и ветеринарией, где поле ее приложения достаточно широко. Зоотехния и ветеринария, в свою очередь, пополняют этологию чрезвычайно ценными данными. Изучение отклонений в поведении животных при неадекватных условиях кормления, содержания и эксплуатации животных, заболеваниях животных способствует пониманию роли отдельных факторов в определении поведения животных, механизмов многих нормальных поведенческих актов. Этология изучает поведение животных методами наблюдения и регистрации, а механизмы поведенческих актов − физиологическими методами. Обращаясь к краткой истории этологии как науки, необходимо отметить, что термин «этология» происходит от греческого слова «этос», означающего «характер», «нрав», «привычка», «обычай». Термин «этология» появляется в XVII в. В это время этологом называли актера, изображающего, часто посредством пантомимы, человеческие характеры. В XVIII в. этология означала науку об этике, а в 1843 г. английский философ и экономист Дж.Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер. В качестве же термина, обозначающего биологическую дисциплину, этологию, впервые ввел в научный оборот биолог Исидор Жоффруа Сент-Илер в 1859 г. как науку о жизни и взаимоотношениях организмов в естественной среде. В 1870 г. французский биолог А. Жиар стал употреблять термин «этология» примерно в том же смысле, что и И.Жоффруа Сент-Илер, однако отделяя при этом этологию как науку о привычках и взаимоотношениях животных от сравнительной психологии, которая, по его мнению, должна изучать чувства, интеллект, движения и ориентацию животных. В начале XX в. этологию стал активно пропагандировать американский энтомолог Уильям Уиллер, заимствовав, как и А.Жиар, этот термин у И.Ж.Сент-Илера. В 1902 г. он определил этологию в качестве исследования «истинного характера» животных, «в их физическом и психическом поведении по отношению к их живому и неживому окружению». Ученый имел в виду изучение «привычек», «особенностей местообитания», «инстинктов», «интеллекта» и в целом образа жизни животных. Таким образом, у У.Уиллера этология объединяла то, что в современном смысле мы называем экологией, и зоопсихологию, которая в то время охватывала изучение поведения и психики. Рассматривая историю становления этологии, нельзя не отметить бельгийского палеонтолога Луи Долло, который в 1895 г. предложил учредить особую науку «этологию» для изучения поведения организмов и активно употреблял этот термин в самом начале XX в. В 20-е и 30-е гг. XX в. термин «этология» продолжал регулярно употребляться зоологами. Этологию определяют как науку, направленную на «изучение целостной жизни особи и ее поведения в естественных условиях» (например, О.Хайнрот определяет этологию как изучение врожденных «привычек и манер» животных, их «языка и ритуалов», которые он объединяет в понятии «коммуникационные системы»). С конца 1940-х гг. «этология» как название новой науки закрепилось за направлением исследований поведения животных, развиваемых школой К.Лоренца и Н.Тинбергена. В своих воспоминаниях Н.Тинберген пишет, что они с К.Лоренцем в 1937 г. решили назвать свое направление исследований, которое они рассматривали как особую дисциплину, этологией, следуя Эрнсту Геккелю – родоначальнику такого научного направления, как экология. К началу 1950-х гг. термин «этология» получает международное признание. В настоящее время этологи определяют термин «этология» как биологическое изучение поведения, или биологию поведения. Данный подход к трактовке понятия «этология» конкретизируется посредством изучения следующих четырех базовых проблем: 1) физиологических механизмов поведения; 2) онтогенеза поведения; 3) эволюции поведения и 4) функций поведения, обеспечивающих выживание животных в их естественной среде. Такой подход к определению этологии, как отмечается современными исследователями, практически полностью соотносится с трактовкой данной науки, предложенным в 1963 г. американским ученым Н.Тинбергеном в статье «О целях и задачах этологии». Вместе с тем, этологию определяют и более кратко – как науку, изучающую поведение животных в их естественной среде обитания. С середины 1980-х гг. ХХ столетия этологи предпочитают рассматривать этологию как основу для будущей единой науки о поведении, считая, что этология играет интегрирующую роль в ее формировании. Также следует отметить, что современные ученые нередко к области изучения этологии относят и человека. Изменение, постепенное расширение предмета этологических исследований связано с выделением различных методологических характеристик данной науки. Так, К.Лоренц, создавший теоретический фундамент этологии, чаще всего определял ее как сравнительное изучение поведения животных и человека, в котором применяются методы, обязательные для всех биологических дисциплин. При этом основной акцент он делал на сравнительном филогенетическом методе. Предметом же изучения К.Лоренц выделяет инстинктивные формы поведения. Теория инстинкта, сформулированная К.Лоренцем, имела дело с такими формами поведения, которые в наибольшей степени подчинены генетическому контролю, то есть приобретены в процессе филогенеза и практически не изменяются в ходе жизни особи под влиянием ее индивидуального опыта. В ряде определений спецификой этологического подхода называют объединение причинного и функционального анализов поведения. Отличительной чертой современной этологии является ее системный, целостный подход к поведению. Обобщая вышесказанное, следует обратиться к идеям Г.Г.Филипповой, которая полает, что изначально науки, изучающие в разных аспектах поведение животных, базировались на общей идее различия души животных и человека. Впоследствии они начинают развиваться в рамках эволюционного учения, где психика рассматривается важнейшим фактором эволюции. В ХIХ – начале ХХ столетий выделяется ряд самостоятельных наук (физиология, этология, антропология, психология) и научных направлений, изучающих поведение и психику животных. В конце же ХХ столетия зоопсихологические знания начинают обобщаться, интегрироваться в синтетическую сравнительную науку о психике и поведении, основным вопросом которой вновь является вопрос о сходстве и различиях души животных и человека. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите источники зоопсихологического знания. 2. Раскройте вклад древних мыслителей в становление зоопсихологического знания. 3. Какова роль философско-психологического знания для развития зоопсихологии как науки? 4. Докажите позитивную роль естественнонаучного знания в развитии зоопсихологии. 5. Роль этологии для формирования зоопсихологического научного знания. 6. Дайте характеристику зоопсихологических исследований отечественных ученых.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |