|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории информационного и коммуникативного обществаКонцепция коммуникативного общества и самореферентной системы Н. Лумана (р. в 1927 г.). Предмет социологии по Луману – социальные системы. Связь элементов системы понимается как коммуникация. В рамках коммуникации особое значение приобретает не столько сигнал, как сообщение, сколько расшифровка этого сигнала, его понимание и интерпретация. Действие – элементарные акты самой коммуникации. Самореферентные системы – такие системы, которые способны отличать себя от внешней среды. Согласно Луману, элементами сложной системы социального типа выступают не человек или группа, а коммуникации, распадающиеся на действия или события. Социальные системы – это системы коммуникации, взаимопроникновение людей в системы коммуникаций друг друга. Концепция социального действия и социального пространства П. Бурдье (Франция, р. в 1930 г.). Французский социолог видит системообразующий элемент в практике. Понятие структуры дополняется понятием хабитус. Функция хабитуса состоит в ограничении субъективных устремлений человека, в определении пределов, в рамках которых индивид совершает свои действия и поступки. Сходство условий существования определяет сходство хабитусов, социальное разнообразие дополняется социальным единообразием. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (Германия, р. в 1929г.) Ю. Хабермас различает жизненный мир и системный мир. Жизненный мир – языковое общение, нацеленное на понимание и взаимопонимание. В жизненном мире воспроизводятся социальные и личные отношения, работа, семья. Системный мир образован из анонимных, безличных отношений, мир политических и экономических институтов, деловых, официальных отношений. Прогресс общества Хабермаса видит в дальнейшей рационализации жизненного мира, который выступает основой коммуникативного действия. В жизненном мире господствует коммуникативная рациональность, в системном мире – инструментальная рациональность. Основа коммуникативной рациональности – взаимопонимание. Основа инструментальной рациональности – деньги, власть, богатство и прочие внешние атрибуты. Коммуникативное действие – действие, ориентированное на достижение согласия и взаимопонимания. Концепция действия в динамической социологии А. Турена (Франция, р. в 1925г.). Действие Турен понимает как действие социального субъекта (группа, общность). Главные факторы общественного устройства не экономические, а социокультурные: экономика разных стран может иметь одинаковый характер, а их историческая судьба будет весьма отличаться. По Турену, индустриальное общество характеризуется борьбой рабочих и капиталистов. В постиндустриальном обществе на первый план выходят отношения между «технократами» (господствующий класс) и профессионалами (научно-техническая интеллигенция и студенчество). Теория постмодернистского общества Э. Гидденса (Англия, р. в 1938г.) В своей концепции британский социолог опирается на субъективацию всех социальных процессов. В современном обществе возрастает свобода деятельности социальных субъектов и их роль, культурная активность социальных общностей. Э. Гидденс обосновывает тезис о принципиальном разнообразии всех культур в пространстве и во времени. Социолог, по его мнению, должен освободиться из прокрустова ложа мышления исключительно с точки зрения того типа общества, которое мы знаем. Все истины имеют коммуникационный характер. Характеристики постмодернистского общества: плюрализм, центральная роль потребления и удовольствий, массовая коммуникация, массовая мобильность, новые механизмы интеграции, демассификация, дестандартизация (индивидуализация), информатизация, рост толерантности. Если индустриальное общество в качестве главной цели имело обеспечение целей физического выживания человека, то постиндустриальное ставит в повестку дня вопрос о качестве жизни. Новые формы неравенства базируются скорее на интеллектуальных, чем на материальных условиях. Место социальных институтов все чаще занимают самодостаточные и автономные сообщества. Интенсификация образа жизни: люди сочетают труд с удовольствием, отдых с образованием. Человеческие контакты становятся все более множественными и поверхностными. Постмодернизм проявляется в зарубежной и отечественной социологии. Его черты: междисциплинарность, эклектизм, децентрализация, плюрализм, отказ от авторитетов, снижение значимости первоисточников, акцент на уникальности социальных фактов, релятивизация реальности, умножение интерпретаций, резкое сокращение ссылок на других авторов. В теории структурации Э. Гидденс рассматривает структуру не в качестве статичной системы как некой кристаллической решетки. Структура – это своеобразный набор правил или программ, определяющих трансформацию практик. Эти правила отличаются дуальностью: они одновременно являются результатом и условием действия индивидов. Э. Гидденс пишет об отличиях социологии от естественных наук. Первое заключается в двойной включенности индивидов и социальных институтов: мы создаем общество, но в то же время общество создает нас самих. Социальные системы – определенные модели отношений. Их Гидденс сравнивает со зданиями, которые перестраиваются самими строительными блоками, из которых они состоят. Отсюда вытекает вторая особенность социологии: социальные процессы не управляются неизменными законами. То, что напоминает законы природы, на самом деле является результатом деятельности людей, а сами социальные законы меняются. Поэтому мы должны рассматривать альтернативные варианты будущего. В целом теория постмодернизма дополняет концепцию постиндустриального общества.
Ключевые термины: Функционализм теория социального конфликта концепция социокультурной динамики концепция социальной стратификации социологический неопсихологизм коллективное бессознательное архетипы теория типов личности соционика социометрия концепция социального обмена этнометодология феноменология концепция постиндустриального общества теории информационного и коммуникативного общества теория постмодернистского общества
Краткие итоги: 1. Социология представляет собой интеллектуальный продукт 19 века, что дало повод некоторым специалистам назвать её идеологией индустриального общества. 2. Основателем социологии считают Огюста Конта, который первоначально называл новую науку социальной физикой 3. Теоретическая основа классической социологии - позитивизм. 4. Основные этапы в становлении социологии: натурализм(естественнонаучная школа), психологизм, социологизм. 5. Основателями социологии в узком, специализированном смысле можно считать Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, Г.Спенсера. 6. Первый проект познания общества – сциентистски ориентированный, отталкивающийся от идеалов строгого естествознания, называется позитивистким. Второй проект социального познания, который начинается с понимающей социологии, можно обозначить как духовно-гуманистический, развивается на стыке с социальной психологией, философией, культурологией. В современной социологии все стадии и ветви социологического познания: натурализм, психологизм.социологизм и личностноориентированный гуманизм имеют своё продолжение в разработках своих последователей. Это служит доказательством их жизнеспособности и научной равноправности. 7. В России социологическая мысль связана с именами М.Ковалевского, Н.Кареева, П.Сорокина, Н.Данилевского и др. Большое влияние на развитие российской и советской социологии оказали труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В И.Ленина. 8. Основные парадигмы современной социологии – структурный функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, социологический неопсихологизм, этнометодология, феноменология, эмпирическая социология, теории постиндустриального, информационного и постмодернистского общества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |