|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление и развитие социологии в РоссииУровень развития социологической науки коррелирует с уровнем развития общества. Великая французская революция породила основателей социологии – О. Конта, Э. Дюркгейма. Промышленная революция в Германии сделала ее центром социологического знания. С начала ХХ века финансово-экономические успехи США создали прочную базу для развития американской социальной науки. Октябрьская революция 1917 года в России дала толчок активной деятельности П.А. Сорокина и других отечественных исследователей. Социология в обществе востребована настолько, насколько в нем развита демократия и существует бережное отношение к человеческим ресурсам. Поэтому не случайно в эпоху сталинизма действовал фактический запрет на социологическую науку. Хрущевская демократизация («оттепель») положила начало возрождению социологических исследований. Гласность и перестройка М.С. Горбачева привели к институциализации социологии в СССР в 1988 году и дальнейшему ее развитию в 90-е годы. Культивирование идеологии и практики военно-религиозного общества, переход от демократической к авторитарной модели модернизации закономерно привели к снижению статуса социологии в системе образования и возникновению барьеров на пути научного социологического анализа российского общества в начале ХХ1 века. Степень востребованности социологии в социуме – лакмусовая бумажка уровня зрелости и прогрессивности его эволюции. Социология в России возникает в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции. Модернизируемое общество испытывает естественную потребность в строгом социальном знании. Однако в силу существования феодально-крепостнических порядков и слабости гражданского общества объективная потребность в науке о социуме не воспринималась элитными группами. В первые десятилетия становления социологии ее представители преследовались и подвергались дискриминации. К концу Х1Х века Европа покрылась сетью социологических обществ. Социологи начинают испытывать потребность в научных контактах с коллегами разных стран, в соединении усилий кафедр и факультетов, возникает идея создания международных социологических центров, специальных журналов. Институциализаия социологии в России шла с отставанием. Долгое время в России не было специальных исследовательских учреждений, обязательных курсов, кафедр в университетах, журналов. В конце Х1Х века в Петербурге, Харькове и Варшаве социология начинает эпизодически преподаваться в качестве курса по выбору. Неоднократные просьбы ряда факультетов МГУ и Петербургского университета о создании профессиональных кафедр или факультетов социологии наталкивались на отказ министерства просвещения. В ответ на официальные запреты в ряде университетов страны, создаются социологические студенческие кружки с довольно высоким уровнем работ. Вплоть до свержения царизма не было официальных учебников по социологии кроме первого обзора Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии». Другие особенности. Социология в России стала ареной индивидуальных творческих поисков: не было научных коллективов и сообществ, не выпускалось ни одного журнала. Социологическая литература в России долгое время была публицистична. В 1908 году под давлением общественности Николай II принял решение о создании первой социологической кафедры в частном Психоневрологическом институте (ее возглавили М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, работали К. Тахтарев, П. Сорокин). В 1912 году в Петроградском университете открыта социологическая секция. Развитие социологии в России наталкивалось на серьезное сопротивление как со стороны представителей традиционных наук об обществе, так и со стороны официальной власти, политических движений. Представители существующих научных традиций препятствовали внедрению в исследование общества новых методов. С опасением относилась к социологии и церковь, считая, что социологическая наука, претендующая на роль одного из регуляторов общественной жизни, может вызвать девальвацию или даже разрушение традиционных духовных ценностей. Царское правительство вместе с Министерством просвещения рассматривало новую науку как носителя идей, подрывающих стабильность общества. Все социологические работы отечественных и западных ученых подвергались строгой цензуре в России, преподавание социологии долгое время запрещалось, организации социологических обществ всячески препятствовали. М.М. Ковалевский писал, что до тех пор пока в сознание правителей не проникнет убеждение, что опасно предоставлять управление государством тем, кто не знает и не понимает, что прогресс и порядок зависят от закона, который лежит в основе взаимодействия государства с обществом, экономикой, правом, становление социологии будет сталкиваться с трудностями. Только после смерти М.М. Ковалевского состоялось учреждение Русского социологического общества в Петрограде. История социологии в России включает несколько этапов: 1. 1860-1890 гг. – развитие социологии идет в рамках позитивизма. 2. Середина 90-х гг. – нач. 20 в. – зарождение субъективно-психологического направления, возникновение ортодоксального (Г. Плеханов, В. Ленин) и легального марксизма (Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, П. Струве), появление многофакторной концепции М. Ковалевского. 3. Первая четверть 20 в. – ведущей школой в социологии становится неопозитивизм (А. Звоницкая, М. Тахтарев, П. Сорокин). Наблюдается идеологизация ортодоксального марксизма. 4. В 20-е – 30-е гг. ХХ в. происходит окончательное размежевание марксистской и немарксистской социологии. Часть немарксистских социологов была выслана из страны (С.Н. Булгаков, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, П.П. Струве и др.) Вскоре слово «социология» исчезает из научного лексикона, вместо нее в вузах преподается исторический материализм, научный коммунизм. Диктатура Сталина не нуждалась в объективном научном познании общества. Идеологическим орудием тоталитарного режима стала социальная мифология, которая возведена в степень науки, а социология объявляется лженаукой. 5. В эпоху правления Н.С. Хрущева наблюдается второе рождение социологии (1953-1964). Оно было прервано очередным объявлением социологии буржуазной наукой. Чтобы как-то выжить, ученые-социологи (Ю.А. Левада и др.) соглашаются на ограничение социологии эмпирическими исследованиями. В 1960 году при Институте философии АН СССР впервые был открыт отдел конкретных социальных исследований, переименованный в 1972 году в институт социологических исследований. С середины 60-х гг. создаются лаборатории социологических исследований при МГУ, Ленинградском, Свердловском и Казанском университетах, Уфимском авиационном институте (Н.А. Аитов). В 1974 году начинает издаваться первый специализированный журнал «Социологические исследования». 6. С конца 80-х – 90-е гг. ХХ в. – окончательное признание социологии как самостоятельной науки. Рассмотрение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС, возглавляемом М.С. Горбачевым в 1988 году, положило начало процессу институциализации социологической науки. Появляются первые учебники, социология начинает преподаваться в вузах. В истории российской дореволюционной социологии можно выделить три этапа эволюции. Первый этап (60-80-е годы Х1Х в.) – позитивистский (синтетический). Для него характерны оптимистические представления о возможности познания всех социальных законов и проблем. Социология понималась как позитивная социальная наука по аналогии с естественными дисциплинами. Ведущие принципы исследования на данном этапе – эволюционизм, детерминизм и натуралистический или психологический редукционизм. Основные направления: натурализм (географизм, органицизм), психологизм, субъективная школа. Географический детерминизм представлен концепциями Л.И. Мечникова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Л.И. Мечников (1838-1888) считал, что социология может стать точной наукой при условии установления специфических законов социальной жизни. Ведущим фактором развития общества является сотрудничество, а не борьба как в природе. Солидарность может быть добровольной и принудительной. Степень свободы при образовании кооперации Мечников считал главным показателем прогресса. Органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А. Новиков). Общество рассматривалось ими как организм, социальные институты – части организма, органы (правительство как мозг), индивиды – клетки, а социальные изменения как процессы, аналогичные жизнедеятельности природных организмов. Психологическое направление (Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов, В.Е. де Роберти) рассматривало социальные явления и институты как проекцию психологических состояний общества. Субъективная школа представлена теоретиками народничества: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков. Главной социологической проблемой, которой они занимались, было обоснование особого пути развития России, минуя капитализм, опираясь на институт общины и революционную деятельность. П. Лавров и Н. Михайловский сформулировали субъективный метод в социологии. Субъективисты считали личность главной социальной силой. Аналитический этап развития российской социологии (1890-1900) был реакцией на ограниченность натурализма, жесткого редукционизма, не позволяющего выявить специфику социального. Господствующим типом исследования становятся ценностные модели общества. Основные направления: теория культурно-исторических типов, религиозный идеализм, неокантианство. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (1822-1885). Позитивистская социология построена по преимуществу на идеях эволюционизма: общие природные и социальные условия вызывают к жизни одинаковые обычаи, нравы, институты. Данилевский исходил из невозможности общей теории общества, так как нет общей системы норм, приемлемой для всех. Каждая культура уникальна, что обусловлено национальным характером. В его лице мы видим одного из предшественников структурно-функционального анализа в сочетании с генетическим подходом. По Данилевскому, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Российский социолог сформулировал закон непередаваемости цивилизации. Эта теория представляла собой одну из первых попыток сформулировать новый взгляд на развитие общества как на нелинейный многовариантный процесс. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского (1851-1916) основана на идее о том, что социальная жизнь едина и многоуровнева и в ней одновременно действует множество факторов. Объясняя проблемы общества, необходимо рассматривать всю совокупность и взаимодействие географических, психологических, экономических, антропологических и других факторов. Ковалевский создает свою социологическую концепцию, которую называет генетической социологией. Основной задачей социологии является установление законов и тенденций общественного развития. Российский социолог выдвинул идею смены стадий общественного развития. Основным законом социальной жизни Ковалевский считал социальный прогресс как расширение сферы солидарности между социальными группами и классами. Он является родоначальником этносоциологии. В научном мире он известен как основоположник русской аналитической традиции в социологии. Социальные теории российского религиозного идеализма (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков). Н.А. Бердяев (1874-1948) понимал социальное как психическое взаимодействие индивидов, смысл жизни которых заключается в реализации высшего предназначения. Главным социальным регулятором он считал культуру и религию. Между экономикой и духовной сферой существует не причинная, а функциональная зависимость. Бердяев выступал за неполитические формы социального регулирования и против революционного сознания. Аналитико-синтетический (неопозитивистский) этап (начало – 20-е гг. ХХ в.). На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Интроспекция отвергается в пользу точных и объективных методов, подобных естественнонаучным. Социологический неопозитивизм представлен концепциями А.С. Звоницкой, К.М. Тахтарева, П.А. Сорокина. П.А. Сорокин (1889-1968) определил объект социологии как поведение взаимодействующих лиц. Общество – это система взаимодействий. Сорокин различал 2 типа групп. Первые объединяют индивидов на основе одного признака: язык, территория, возраст, пол, профессия. Другие сложные группы объединяют индивидов на основе нескольких признаков. Сложные группы неоднородны, в них различают «низы» и «верхи» (страты). Ключевые термины: Субъективно-психологическая школа многофакторная концепция аналитическая социология органицизм географическая школа теория культурно-исторических типов
3. Основные парадигмы современной социологии: функционализм, конфликтологическая теория, теория обмена, интеракционизм, социологический неопсихологизм, этнометодология, феноменология, эмпирическая социология, теории информационного и коммуникативного общества, постмодернизм. Функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелзер, Р.Мертон) – одно из основных направлений в современной социологии, берущее начало с теорий О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Функционализм относят к одной из двух основных теорий макросоциологии. Его сторонники рассматривают общество как живые организмы, составленные из многих частей (институтов), каждая из которых выполняет свою функцию. Так, отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, Н. Смелзер) состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Социальные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля. Дисфункции преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер. Социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Нормальным состоянием общества представители функционализма считают отсутствие конфликта, отклонений от социальных функций. Так, позитивизм считает конфликт социальной болезнью. Конфликт может возникнуть лишь тогда, когда целостность нарушается. Чем сильнее конфликт, тем выше социальная патология. В целом функциональная парадигма склонна рассматривать конфликты и девиации как социальные аномалии, как негативное, разрушительное явление. По мнению функционалистов в обществе доминирует сотрудничество, взаимопомощь, разделение труда и функций. Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы. Механизм поведения личности он объяснил с позиции структурно-функционального анализа. Т. Парсонс выделяет 4 основных фактора, которые в своем взаимодействии определяют характер и направленность социального действия личности. Это биологический организм (как источник энергии в процессах действия), система личности (деятель), социальная система (как система взаимодействующих индивидов) и система культуры. Теория Парсонса позволяет в схематической форме понять механизм детерминации, социального действия личности. Личность предстает человеком, интегрированным в своих действиях в социальную и культурную систему. Социальная система является системой действия, т.е. мотивированного человеческого поведения, а не системой культурных норм. Личность в своих действиях выступает не только субъектом, но и объектом воздействия социума и культуры. По Парсонсу личность специализируется на выполнении функции целедостижения, социальная система обеспечивает интеграцию множества действий индивидов, культура содержит наиболее общие образцы действий, организм обеспечивает функцию адаптации и дает физические и энергетические ресурсы. Развитие общества определяется повышением адаптивной способности в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации. Р. Мертон (1910-2003) внес значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма. Он считал, что социальные явления могут иметь различные последствия – функциональные и дисфункциональные. Дисфункциональные – это те последствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы и ее приспособление к среде. Мертон ввел понятия явной и скрытой функции. Явная функция осознается участниками ситуации. Скрытая (латентная) функция не планируется и не осознается участниками. Социология должна в первую очередь изучать латентные функции социальных систем. Мертон выделил 5 типов поведения – адаптации личности. В основе данной типологии лежит отношение личности в своем поведении к одобряемым в обществе целям (ценностям) и средствам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж. Теория социального конфликта – еще одна парадигма макросоциологического уровня. Основные черты конфликтологической парадигмы сводятся к следующим выводам. Социальные конфликты выполняют в обществе позитивные функции, являясь факторами социального обновления. Основой конфликта является борьба за политическую власть и экономические блага. Социальные конфликты приводят не к революциям, а к реформам. В целом эта парадигма представляет тип социологического мышления, рассматривающего социальные конфликты как норму, как закономерное явление в развитии общества. Конфликтологическая парадигма берет начало с К. Маркса. Позднее ее развивали немецкий социолог Р. Дарендорф, американские социологи Л. Козер, К. Боулдинг, К. Томпсон, российские – А.В. Дмитриев, В.Н. Иванов, М.М. Лебедева, А.В. Кудрявцев, Ф.М. Бородкин, Г.С. Котандин и др. Подход, основанный на позитивной функциональности конфликта в социальных системах. Он лежит в основе современных методик по разрешению конфликтных ситуаций. Суть управления конфликтом в организации: придать конфликтному процессу определенную форму, минимизировать его экономические, социальные и политические потери, максимизировать его приобретения. Две макросоциологические парадигмы – конфликтология и функционализм – различаются тем, что первая делает акцент на борьбе, конкуренции, динамике, вторая – на сотрудничестве. Но оба компонента взаимодействия постоянно присутствуют в общественной жизни в разных сочетаниях. Концепции социокультурной динамики и социальной стратификации П.А.Сорокина (1989-1968) – американский социолог, начинавший свою научную деятельность в России. Он выделил 3 культурно-исторических типа общества: чувственное, умозрительное и идеалистическое. В отличие от Н. Данилевского и А. Тойнби, Сорокин полагал, что эти три типа общества будут в будущем интегрироваться в единую систему. Социальную систему общества Сорокин рассматривал, прежде всего, как социальную стратификацию и мобильность. Стратификацию он рассматривал в трех основных формах: политическая, экономическая, профессиональная. Социальная мобильность включает в себя перемещения индивидов, групп и ценностей, и различается по направленности, форме, интенсивности. Социология П.А. Сорокина получила еще одно название – интегральная. Он обосновывает неизбежность перехода к смешанному, интегративному обществу. Сорокин – один из авторов теории конвергенции, отвергающей будущее как советского социализма, так и американского капитализма и исходящей из идеи создания новой социальной системы, вбирающей в себя положительные черты обоих обществ. Первая группа аргументов носит социально-философский характер. В плане формационной теории он полагает, что социализм и капитализм сойдут с исторической арены и уступят место смешанному обществу. В контексте разработанной им теории ступеней развития цивилизации показано, что смешанная цивилизация выступает как синтез трех цивилизаций. Второй аргумент вытекает из теории конвергенции. Развитие однотипной техники и технологии ведет к одинаковым изменениям, к усилению схожести в экономической, социальной и других сферах общества. Большую общенаучную значимость имеет аргументы, связанные с биологическими основами социального поведения человека, а также анализом сближения духовных ценностей на основе науки и образования. Социологический неопсихологизм представлен именами К.Г. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, М. Мид, ДЖ. Морено. К.Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр и социолог. Он отказался от идей пансексуализма и сексуальной этиологии неврозов. Это повлекло разрыв с З. Фрейдом и отход от традиционного психоанализа. К. Юнг – создатель аналитической психосоциальной теории. Он подчеркивал, что надо установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками. Это положение имеет важное методологическое значение в социологическом познании. Структура личности, по Юнгу, состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, коллективного сознания, личного бессознательного, коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – разум древнейших предков, отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествовавших поколений. Иными словами речь идет о культуре. Коллективное бессознательное обладает многоуровневой структурой: семейное, национальное, расовое, общечеловеческое. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важную роль в жизнедеятельности общества. Коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы». Они представлены в виде огромного количества образов и символов (мать, отец, ребенок, старик, правитель и т.д.) – закодированные образцы и программы поведения человека. Архетипы составляют материал сновидений, мифов, религии, искусства, в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике. Если традиционный психоанализ ограничивал развитие личности к 5-7 первым годам жизни, то, по Юнгу, социализация – пожизненный процесс. Юнг подчеркивал мощь и опасность архаического культурного наследия человечества. По его мнению, психологически люди все еще пребывают на стадии детства. Трагический разрыв между природой и культурой породил универсальный человеческий невроз – отказ от своего природного предназначения. Юнг – автор теории типов личности, классификации личностей на основе их отношения к социальной среде. Эта типологизация стимулировала интерес социологов к взаимоотношениям личности и социальной среды. Структурная типология личности Юнга в конце ХХ века стала основой теории интертипных отношений и возникновения новой науки – соционики (СССР, 1978). Дж. Морено (1892-1974) – американский социолог, внесший вклад в развитие социометрии – изучение межличностных математическими методами. Социометрия позволяет описать обобщенную картину симпатий и антипатий в группе, выделить лидеров и отверженных. По Морено, источником социальной напряженности является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества. Соционический анализ (социоанализ), проведенный в 90-х годах ХХ века в странах бывшего СССР, показал: идея Морено о том, что в социально здоровом обществе и коллективе все должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений, является заблуждением. Отбор кадров по методу социометрии приводит к созданию «теплых компаний», а не работоспособных и эффективных групп. Морено пытался придать подсобным, эмоциональным факторам и методам исследования непомерно большое значение, в чем проявился утопизм его концепции. Концепция социального обмена понимает функционирование человека и общества как обмен различными социальными благами и качествами личности. Корни этой теории – в утилитарной экономике и бихевиоризме. По мнению американского социолога Дж. Хоманса, поведение людей есть постоянный обмен всем, что имеет социальную значимость. Так, физическая привлекательность обменивается на благосостояние, интеллект – на материальное благополучие и свободное время. Ценность каждого человека складывается из качеств, подлежащих обмену. Личностные различия обусловливают социальное неравенство. Теория символического интеракционизма анализирует символические социальные взаимодействия. Как и концепция обмена, относится к теориям микросоциологического уровня. Сторонники символического интеракционизма считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно как животные. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Примеры символов: слова, предметы, дистанция между людьми, выражение лица, статусы, поступки. Основоположник данной теории – американский социолог Дж. Мид (1863-1931). Межличностное взаимодействие предполагает определенное тождество значений. Отказ участвовать в военных действиях для одного человека означает мужество, для другого – трусость, для третьего – пацифизм. Межличностное взаимодействие сводится к перениманию ролей, копированию действий социального партнера. Так происходит и передача социальной информации; т.е. познание индивида, значений и ценностей других индивидов. Этнометодология – теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Основатель направления Г. Гарфинкель различал два уровня познания – повседневный опыт и социологическую теорию. Предмет этнометодологии – способы объяснения, интерпретации акторами своих и чужих действий. Этнометодологи игнорируют возможность существования иных особенностей ситуации, не связанных со «смыслопорождением». И, следовательно, других факторов (классовых интересов, статусных различий и др.) Феноменологическая социология. Австрийский философ и социолог А. Шюц (1899-1959) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии. Он утверждал, что наше знание о мире являет собой определенный набор типологических конструкций. Если значимость не присуща природе, то социальный мир наполнен смыслом, это мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира. Научное мышление предполагает использование конструкторов – совокупности абстракций, обобщений, формализаций, идеализаций. Феноменологическая концепция социологии акцентирует момент субъективности, объективность мира игнорируется. Общество постоянно воссоздается в духовном взаимодействии индивидов. Социальная жизнь – взаимодействие типических представлений в сознании индивидов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |