АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достояние Республики (1918 - 1941)

Читайте также:
  1. E) нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан
  2. I. Анализ состояния туристской отрасли Республики Бурятия
  3. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан
  4. В чем заключается главная отличительная черта парламентской республики?
  5. В) Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган, иные центральные и местные исполнительные органы в пределах компетенции установленной Кодексом.
  6. Второй этап немецкого наступления (10 июля — 30 сентября 1941).
  7. Государственная политика Республики Беларусь по энергосбережению в строительстве.
  8. Какой государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан
  9. Классификация организационно-правовых форм предприятий законодательством Республики Беларусь.
  10. Министерство образования Республики Мордовия
  11. Национальный банк Республики Казахстан — «банк банков»

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики". С этого момента музей стал называться Государственная Третьяковская галерея.

Положение перед национализацией было катастрофическим. Всякие ассигнования на содержание Галереи прекратились: отсутствовали средства на топливо, на зарплату служащим, не говоря уже о пополнении коллекции.

Директором был назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же 1918 году был создан Государственный музейный фонд. На протяжении 1918–1927 годов он был одним из источников пополнения коллекции «Третьяковки».

Из фонда в Третьяковскую галерею пришли как отдельные произведения, так и целые собрания – князя С.А. Щербатова, П.И. и В.А. Харитоненко, К.Ф. Арцыбушева, И.А. Морозова, М.П. Рябушинского. К 1922 году собрание музея увеличилось почти вдвое, причем значительная часть новых поступлений была признана первоклассной.

Уже в середине двадцатых годов Третьяковская галерея имела четыре филиала. Среди них - Государственная Цветковская галерея и Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Филиалом был и Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района, часть коллекции которого составляло собрание И.С. Исаджакова. Работы авангардного направления были представлены в филиале - Музее живописной культуры, который расформировали в 1928 году. Картины из этого собрания попали и в Галерею, и в провинциальные музеи. Основная часть фондов филиалов была поглощена Галереей, а сами они прекратили существование.

В 1925 году были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского Публичного музея и Румянцевского музея. Это были коллекции известных собирателей – М.М. Львовой, А.П. Бахрушина, С.А. Щербатова и К.Т. Солдатенкова. Только через семь лет Галерея обрела из того же источника «Явление Христа народу» А.А. Иванова (1837–1857) вместе с этюдами и эскизами. Тогда-то для этой картины и был построен специальный зал.

Музей стал обладателем собрания Ф.И. Прянишникова, о котором так мечтал П.М. Третьяков в молодые годы. Коллекция включала в себя первоклассные картины А.Г. Венецианова, Д.Г. Левицкого, Ф.М. Матвеева, В.А. Тропинина, К.А. Сомова, П.А. Федотова.

Классификация художественных произведений из дореволюционных собраний подчинялась жесткой государственной политике в области музейного дела.

Государственный музейный фонд был ликвидирован в 1927 году, а его хранение распределено по музеям. В этом же году Третьяковская галерея получила работы русских художников из коллекции И.А. Морозова, которые и сегодня украшают музей.

Развитие межмузейных связей также давало возможность расширить фонды. В течение 1920–1930-х годов несколько значительных произведений петровской эпохи передала Оружейная палата. Два портрета И.Н. Никитина, «Портрет П.А. Демидова» (1773) кисти Д.Г. Левицкого были получены из Русского музея. Из бывшего собрания Сената поступили парадные портреты – «Портрет Петра III» (1762) А.П. Антропова и «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743) И.Я. Вишнякова.

Следствием столь существенного увеличения размеров коллекции стала работа по организации множества выставок, которые регулярно устраивались в стенах Галереи. Первая была задумана И.Э. Грабарем еще до национализации музея. Она прошла в 1918 и называлась "Художественные произведения московских частных собраний, выставленных временно в Третьяковской галерее".

Большая часть экспозиций была посвящена творчеству крупных мастеров. Это были монографические показы. Почти за восемь лет, начиная с 1919 года, публика увидела выставки К.А. Сомова, Д.Г. Левицкого, М.А. Врубеля, Ф.С. Рокотова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька. Состоялись выставки объединений «Голубая роза» (1925) и «Бубновый валет» (1927). А в 1925 большое количество посетителей привлекла экспозиция "У истоков русской живописи", приуроченная к 200-летию Академии наук.

К середине 1920-х годов в Галерее был организован методически-просветительский отдел, который занялся экскурсионным и лекционным делом, что с тех пор стало одним из важнейших направлений музейной работы. Отдел начал выпускать краткие путеводители, адресованные самой широкой аудитории. Среди первых его изданий сборник "Изучение музейного зрителя" – возможно, единственный в то время.

Рост фондов требовал помещений для их размещения. Уже многие экспозиционные залы были отданы под запасники. В Галерее скопилось около 15 тысяч произведений, многие из которых не были окончательно закреплены за музеем. К 1923 году экспозиция, которую с таким вдохновением создавал И.Э. Грабарь, сильно изменилась.

Академик архитектуры А.В. Щусев, ставший директором в 1926 году, и сменивший его на этом посту М.П. Кристи приложили немало усилий для увеличения музейных площадей. В 1927 году Галерея получила соседний дом по Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году в нем разместились администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Это здание присоединялось к основному пристройкой. Церковь Николы в Толмачах, переданная Галерее в 1929 году, стала запасником живописи и скульптуры. Позже отсюда был сделан проход в заново выстроенный двухэтажный корпус с экспозиционными залами, верхний этаж которого был специально оборудован для картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857).

В 1928 году коренным образом были отремонтированы отопление и вентиляция. А в 1929 проведено электричество. До этого Галерея была открыта для посетителей лишь в дневное время.

Новая экспозиция 1928 года строилась по хронологическому принципу. Как и сегодня, она начиналась на втором этаже произведениями XVIII века. Благодаря присоединению многих коллекций, собрание живописи этого периода не уступало ни по количеству, ни по качеству экспозиции искусства второй половины XIX века. На нижнем этаже (14 залов) были выставлены работы художников рубежа XIX–ХХ веков и современных мастеров. Особенно широко было представлено творчество К.А. Коровина, В.А. Серова, М.А. Врубеля. В трех последних залах демонстрировалось современное искусство.

В 1930 году была создана "Опытная комплексная марксистская экспозиция" по искусству XVIII – первой половины XIX века, в которой творчество художников прошлого попытались показать с точки зрения "классового истолкования явлений искусства". Картины в залах сопровождались фотоснимками, подробным этикетажем, их окружали предметы быта. Очевидная вульгаризация принципов экспонирования была бессовестной профанацией музейного дела и дискредитировала благородные идеи основателя Галереи.
Социологический подход диктовал и темы выставочной работы: "Антиалкогольная" (1929), "Красная Армия в советском искусстве" (1930), "Революционная и советская тематика" (1930), "Плакат на службе пятилетки" (1932).

В 1920-е годы главным считалось показать зрителю различные направления современного искусства, в 1930-е этот метод был осужден как позиция "мнимой объективности". Началась "борьба с формализмом". Из экспозиции Галереи на 25 лет изгоняются "левые" художественные группировки 1910–1920-х годов. В ее залах во всей полноте был представлен ставший господствующим в искусстве метод соцреализма.

В 1932 году три новых зала связали основное здание Галереи с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах. Постройка перехода между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, обеспечила непрерывность обзора. Началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.

А четырьмя годами позже с северной стороны основного здания было закончено строительство «щусевского корпуса», органично вошедшего в панораму Лаврушинского переулка. Двухэтажная постройка, созданная по проекту архитектора А.В. Щусева, была мастерски соотнесена с исторической частью и васнецовским фасадом. Его просторные залы (четыре – в верхнем этаже и четыре – в нижнем) сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

В середине тридцатых годов Третьяковская галерея приняла первых посетителей, которые смогли познакомиться с новой экспозицией. Музей вернулся к прежнему, историко-хронологическому принципу показа своего собрания. Крупнейшие мастера, как и раньше, были представлены монографически. Тогда же, в тридцатые, был создан отдел советского искусства, в который регулярно передавались экспонаты после проведения грандиозных выставок современных художников, а также мастеров советских республик. Со второй половины 1930-х годов в Галерее появилась традиция сопровождать выставки научными конференциями, на которые приглашались специалисты из других городов всего Советского Союза.

На 1930-е годы пришлись юбилеи многих художников, которым Галерея посвятила несколько всесоюзных монографических выставок: В.Г. Перова (1934), В.А. Серова (1935), И.Е. Репина (1936), В.И. Сурикова и И.Н. Крамского (1937), И.И. Левитана (1938), О.А. Кипренского (1939). Также были проведены две тематические выставки - посвященная 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина и "Русская историческая живопись" (1939). Незадолго до начала войны в 1941 году состоялась выставка "Лучшие произведения советских художников".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)