АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как работать с произведениями З.Фрейда

Читайте также:
  1. Глава 2. С какими гармониками следует работать
  2. Если у вас уже есть пара миллионов, то будете ли вы стремиться заработать дополнительно?
  3. Как выработать мощную личную философию
  4. Особенности работы над произведениями различных жанров
  5. Особенности работы над произведениями различных жанров.
  6. Суть экономических действий – способность работать с конкурентными преимуществами
  7. Умение работать с реальными объектами как источниками информации

Для человека, желающего войти в мир классического психоанализа и

профессионально работать в нем, превратив собственное бессознательное в

орган восприятия и средство помощи нуждающимся в этом людям, все

написанное Зигмундом Фрейдом представляет предмет особого интереса.

При фактическом отсутствии самовоспроизводящегося

психоаналитического сообщества в современной России существует

единственный способ возродить психоанализ в качестве особого рода

личностной ориентации, мировоззренческой установки парадоксального (по

отношению к обыденному здравому смыслу) характера — вырастить его вновь из исходного зерна посредством критического восприятия

произведений его основоположника.

Тексты Зигмунда Фрейда как нельзя лучше подходят для этой цели,

поскольку все свои работы он снаряжал огромной силы зарядом гипотез-

провокаций, вызывавших у читателей взрыв различного рода сопротивлений,

анализируя которые Зигмунд Фрейд, как таран, выбирал для следующей атаки

слабое место в былом монолите отрицания психоанализа.

Произведения Зигмунда Фрейда психоаналитического периода его

творчества - это отнюдь не научные трактаты и тем более не учебные пособия.

Все они, начиная с "Толкования сновидений" (1900) и заканчивая "Человек

Моисей и монотеистическая религия" (1938), представляют собой

результаты интроспекции, плоды самоанализа, беспощадного к себе и порою

запредельно откровенно демонстрируемого.

В качестве объяснительной модели понимания души человека Зигмунд

Фрейд выбрал образ многоуровневой, вневременной, принудительно

стесненной в бессознательном травматической ПАМЯТИ, постоянно

прорывающейся к осознанию, для которой весь мир нашего опыта есть только

символический ряд, повод для припоминания. И существует только один

единственный способ подчинить человеческой воле этот котел бурлящих

влечений — сознательный самоанализ, последовательная редукция спонтанных импульсов бессознательного, фиксируемых в их проявлениях

(сновидениях, ошибочных и симптоматических действиях, невротических

симптомах и пр.), к их общему основанию, к формам инфантильного

травматического опыта. Решению этой задачи, воспринимавшейся им и как

непреодолимая личностная потребность и как культурная миссия, Зигмунд

Фрейд и посвятил все свои книги и статьи.

Поэтому-то для человека, выбравшего психоанализ делом своей жизни

и, следовательно, решившегося на подобного рода "спелеологию духа",

произведения Зигмунда Фрейда представляют уникальную ценность, нечто

вроде священного Евангелия, благой вести о том, что пугающий опыт

нисхождения в глубины психики, актуализации в памяти филогенетических и

онтогенетических травм уже однажды свершился, что путь к "себе

истинному" уже обозначен вешками концептуальных рационализации и

ритуалов терапевтической техники.

Именно на такого, психоаналитически ориентированного читателя как

раз и рассчитаны тексты Зигмунда Фрейда, с их неприемлемой с общенаучной

точки зрения методологией обоснования всеобщности через миф (т.е. через

спровоцированное припоминание прошлого опыта человека и человечества) и

с их апелляцией не к гипотетико-дедуктивным методам доказательства, а к

совместным с читателем интуитивным очевидностям. Сам Зигмунд Фрейд считал свои работы разновидностью "спекуляции, иногда далеко заходящей,

которую каждый, в зависимости от своей личной установки, может принять

или отвергнуть" ("По ту сторону принципа удовольствия". М., 1992. С.216).

Вхождение в режим психоаналитической переориентации посредством

изучения работ Зигмунда Фрейда предполагает прохождение следующих

этапов личностной трансформации:

1) Вступление в "веселый хоровод" (это выражение самого Зигмунда

Фрейда) психоанализа под влиянием заразительной радости

интеллектуальной игры. Любого мыслящего человека привлекает в работах Зигмунда Фрейда оригинальность, в чем-то даже пикантность,

объяснительной модели, красивая простота и прозрачность интерпретаций.

Вся история человечества, весь социальный мир и мир личностный как бы

открываются заново, обмытые свежим взглядом. Каждая вещь кричит: "А вот

я какая на самом деле-то!.." Такова дверь в здание психоанализа; через нее

проходят все, но многие так и не идут дальше порога. Таких людей, радостно

толкущихся в психоаналитической прихожей Зигмунд Фрейд называл

"амортизационным слоем психоанализа" и указывал на то обстоятельство, что

они готовы даже принять отдельные его положения, но при одном условии -

чтобы он не касался их лично. Из людей подобного рода получаются

отличные популяризаторы психоанализа. Они прекрасно перетолковывают

сферу культурной символики, с огромным чувством юмора (что само по себе

симптоматично) перебирают и объясняют плоды чужого творчества, но

автоматически входят в режим защитного психического отстранения, когда

речь заходит о самоанализе.

Поэтому предполагается, что пенку занимательности с работ Зигмунда

Фрейда мы уже сняли, добавив к радости игры горечь познания и памятуя о

том, что изучение наследия Зигмунда Фрейда есть тяжелая работа, причем работа над собой. Косвенным, но иногда ошеломляющим доказательством

данного факта выступает еще одна особенность восприятия текстов Зигмунда

Фрейда: по прочтении они мгновенно забываются, вытесняются из памяти и

каждый раз перечитываются как бы заново. Причиной подобного загадочного

явления выступает наше естественное желание поставить блок

психологической защиты от провокации мучительного для каждого человека

акта самопознания, взламывающего привычные иллюзии и поведенческие

стереотипы. Именно поэтому такое внимание в Институте уделяется

тщательному конспектированию работ Зигмунда Фрейда, о чем ниже будет

рассказано подробнее. Пока же отметим сам факт неизбежного страха разрыва

пуповины иллюзий, связывающих всех нас в социальную массу, страха,

лучше всего выраженного в словах Фридриха Ницше: "Человек, познающий

самого себя, есть собственный палач".

2) Осознание этого как раз и знаменует наступление второго этапа

вхождения в мир психоанализа - этапа сопротивления. Защитное

отстранение начинает давать трещины, из которых пытается прорваться к

отреагированию, пока что в виде тревожных предощущений и сновидений,

ужас нахождения в себе Другого. Сопротивление всегда идет рука об руку с

перенесением, в данном случае - перенесением на фигуру Зигмунда Фрейда образа Отца. Его зачастую слишком смелые гипотезы, основанные лишь на

интуиции, внезапно начинают восприниматься как нечто само собой

разумеющееся, не требующее доказательств. Из забавного, но лишь частично

и с оговорками воспринимаемого текста, отстраненного критическим

отношением к нему как к литературному памятнику столетней давности,

вдруг слышится непререкаемая речь Отца (т.е. формируется стойкое

трансфертное отношение ко всей совокупности фрейдовских текстов).

Данный эффект усугубляется и тем, что все работы Зигмунда Фрейда

по психоанализу были рассчитаны именно на эффект подобного рода, а его

послевоенные произведения вообще писались исключительно для "своего

читателя", человека с конгениальной системой отреагирования "отцовского

мифа". В силу целого ряда причин личного характера, и прежде всего - так

называемого "комплекса предсмертной откровенности", Зигмунд Фрейд после первой мировой войны уже не выдерживал свои книги годами, доводя их до

совершенства и интуитивной прозрачности, а сразу же выносил на свет плоды

своих ночных размышлений, организованных в виде суггестивно

преподносимого потока ассоциаций и спекулятивных размышлений. И плыть

по этому потоку приглашал только добровольцев.

Добровольцы, уже прикормленные сладким ядом интеллектуальной

игры, находятся всегда: и корабль отплывает в неведомое, в пугающие

просторы океана бессознательного. Причем капитан, отдавшись воле течений

и ветров, все дальше отходит от берега реальности, а на определенном этапе

прямо и безапелляционно заявляет, что никакого берега вообще не

существует, что весь мир нашего реального опыта есть лишь набор мнимостей

и иллюзий. Осознание этого страшнее всего - и на корабле психоанализа вспыхивает бунт под традиционным для России лозунгом: "Куда ты завел нас,

проклятый старик?!".

Перенесение на фигуру Зигмунда Фрейда авторитета Отца с

неизбежностью порождает очередное издание "мифа об отцеубийстве", рано

или поздно вводит нас в режим бессознательного сопротивления

психоанализу. Сам Зигмунд Фрейд тут абсолютно не виноват, так же как и его

работы, - такова уж природа психоаналитического воздействия на человека

(как ученика, так и пациента), что этап острого критицизма и неприятия

просто неизбежен. Более того - он необходим, поскольку позволяет получить

ценнейший материал для самоанализа и тренингового персонального анализа,

обозначив аффективными проявлениями наиболее напряженные "личные

комплексы".

Фиксирующиеся на данной стадии неудавшиеся адепты психоанализа,

к счастью для них, уже не обречены, как раньше, на пожизненную войну с

психоанализом на публике и тайное культивирование его в качестве

неодолимой потребности. Сегодня достаточно широко

институционализировались многочисленные облегченные варианты

психоанализа, которые могут, не погружаясь в глубины бессознательного,

создавать его модель из культурных проекций (аналитическая психолошя),

адаптационных мотиваций (индивидуальная психология), систем

психологической защиты (эго-психология), коммуникативных систем

(лакановский анализ) и пр.

Остаться же в мире классического психоанализа можно лишь по-

новому подойдя ко все тем же работам Зигмунда Фрейда, формируя на основе

интерпретации форм сопротивления контрперносное отношение к его

личности, что и составляет содержание третьего этапа психоаналитической

личностной трансформации.

3) Контрпереносное отношение к работам Зигмунда Фрейда и его

личности изначально возникает как предельно выраженная форма

сопротивления втягиванию в психоаналитическую мясорубку психической

переориентации. "Врачу, исцелися сам!" - такова исходная формулировка

этой контрсуггестивной реакции, проявление которой лучше всего

иллюстрируют письма Фрейду К.Г.Юнга и его жены Эммы, написанные

незадолго до окончательного разрыва с учителем (они опубликованы в

сборнике работ Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия" М.,

1992. С.432-464).

Но в отличие от агрессивной контрсуггестии по принципу "сам дурак",

контрперенесение предполагает включение глубинных механизмов

идентификации, понимания Другого через введение его в мир собственных

смысложизненных интимных переживаний и понимание мира собственной

души через эмоционально окрашенное соотнесение с миром души Другого.

Всю боль и все страдания своей души выплеснул Зигмунд Фрейд в

разбираемые нами книги, каждая из которых, в конечном счете, есть "лечение

выговариванием" того или иного его личного комплекса, есть изложение ряда

отдельных сеансов психоанализа, проведенного над самим собой. И лишь на

данной стадии вхождения в парадигмальную установку психоанализа мы

способны воспринять его главную тайну - утверждение о том, что каждый

взрослый человек, выросший в мире культурных запретов, невротичен и

обречем на мучения, если не обратится к ближним, протягивая им руку

помощи, и, одновременно, сам прося о ней. Да, Зигмунд Фрейд был великим

невротиком, который впервые понял, что, выплеснув вовне свою душевную

боль, создав из нее систему защитных рационализации (так называемый

"терапевтический миф"), можно помочь и другим страдальцам, ибо причина

страдания у всех ' одна - недокомпенсированные отказы культуры в прямом

удовлетворении наших естественных телесных и психических влечений.

Все мы таковы - таковы как Зигмунд Фрейд - вот личностное

основание окончательного формирования устойчивой психоаналитической

установки через идентификацию с основоположником психоанализа. При

этом постоянное чтение фрейдовского наследия становится органической

потребностью. Живя в реальности, организованной на системе иллюзий так

называемого обыденного опыта, участвуя в защитных компенсаторных

массовых ритуалах (семейных, производственных, потребительских и пр.), мы

неизбежно засоряем чистоту достигнутого психоаналитического взгляда на

мир. Открывшийся родничок в сферу первичных бессознательных мотиваций

постоянно стремится зарасти пленкой защитных образований (амнезий,

иллюзорных рационализации и форм реактивного сопротивления). И лишь

постоянно сверяясь с мироощущением Зигмунда Фрейда как со своеобразным

эталоном мы можем поддерживать "психоаналитическую форму", т.е.

состояние "слышащего бессознательного" ("Я себя под Фрейда чищу, чтобы

быть в психоанализе дальше"), не сползти обратно к формам облегченного

теоретизирования или интеллектуального стеба.

Причем на данном этапе общение с работами Зигмунда Фрейда

обретает новую характерную черту - его текст начинает восприниматься как

зашифрованное сообщение, к которому мы наконец-то подобрали ключ. За

каждым его мимолетным замечанием, за каждой его якобы случайной

ассоциацией вырастают необозримые горизонты концептуального знания и

терапевтических методик. Книги Зигмунда Фрейда поворачиваются своей

эвристичной стороной, становятся поводом для собственного творчества, а не

догмой, предназначенной только для конспектирования.

Соответственно, каждая работа Зигмунда Фрейда, групповое

обсуждение которой сходит в учебный план ВЕИП, является поводом для

организации работы в режиме каждого из описанных выше этапов

формирования аналитической ориентации. Предлагаемые вопросы к

семинарским занятиям и темы для дискуссий открывают достаточно широкую

возможность выбора стратегии проведения семинаров, которая определяется

ведущим преподавателем исходя из желаний и возможностей группы.

Через каждое из вынесенных на обсуждение произведений Зигмунда

Фрейда можно проникнуть в сферу психоаналитических идей и жизненных

смыслов, освоить навыки владения искусством написания аналитического

текста и поддерживания аналитического дискурса, совместно отработать все

формы сопротивления и т.д. Однако реально и содержательно решить

подобного рода творческую задачу можно лишь при обязательном

соблюдении следующих условий:

Во-первых, никаких книг Зигмунда Фрейда не должно быть на самом

занятии. Вся необходимая работа с текстом проводится заранее и

оформляется в виде конспекта. Работы Зигмунда Фрейда просто не

предназначены для импровизационного комментирования, так как сами по

себе являются своего рода неоформленной импровизацией, неким

личностным откровением, излившимся в текст. Поэтому они должны быть

предварительно всесторонне проанализированы, структурированы и "разъяты

как труп" на операционном столе конспекта, чтобы на семинаре можно было

попытаться совместно оживить их на основе возникающих феноменов

перенесения и контрперенесения.

Во-вторых, концентрация внимания на отдельной книге или статье

Зигмунда Фрейда носит, естественно, вынужденный и чисто условный

характер. Предполагается, что уже на первой стадии вхождения в мир

психоанализа слушатели Института прочитали весь свод переведенной на

русский язык фрейдианы -просто-напросто потому, что это интересное и

захватывающее чтение. Поэтому следует учесть, что для успешной работы на

семинарской сессии следует считать работу Зигмунда Фрейда, разбираемую

на конкретном групповом занятии, также и поводом для обозрения всего его

творческого наследия сквозь призму выделенных вопросов и дискуссионных

тем. Рекомендованные же дополнительные источники указаны непосредствен-

но в каждом тематическом разделе программы. Конспектировать их не

обязательно, но обязательно нужно включить их содержание в контекст

обсуждения. Отдельно следует упомянуть и первую психоаналитическую

книгу ЗФ 'Толкование сновидений", отсутствие которой в планах семинарских

занятий слушателей первого курса отнюдь не означает того, что им не нужно

ее читать, причем неоднократно.

В- третьих, поскольку корректный анализ отдельных фрагментов

произведений Зигмунда Фрейда предполагает владение контекстом

становления психоаналитического движения и личной биографии

основоположника классического психоанализа, то слушателям рекомендуется

предварительно ознакомиться со следующей литературой по данному

вопросу:

Литература

1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.,1991.-197 с.

2. Дадун Р. Фрейд. М., 1994. -512 с.

3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий. 1997.

448 с.

4. Сартр Ж.П. Фрейд. М., 1992. -303 с.

5. Стоун И. Страсти ума. Жизнь З.Фрейда. М,, 1984. -685 с.

6. Фрейд 3. Автобиография. / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольст

вия. М., 1992, с. 91-148.

7. Фрейд 3. К истории психоаналитического движения. / Фрейд З. По ту

сторону принципа удовольствия. Мн., 1992, с.149-200.

8. Фрейд 3. О психоанализе. / Фрейд З. Психология бессознательного. М.,

1991. с.346-381.

9. Цвейг С. Зигмунд Фрейд. / Фрейд З. По ту сторону принципа

удовольствия.М.,1992, с. 3-90.

10. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. М., 1991, с. 98-188.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.)