АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Доисламские верования
· В Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана (у Огузов и туркмен). Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн –бог полей и лесов, покровитель стад, символ изобилия, счастья и здоровья.
· Поклонение огню. При раскопках городов Куйрыктобе и Отрар обнаружены в зажиточных домах богато украшенные очаги. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана.
· В Семиречье - зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.
Распространение ислама началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. Захватил Бухару, в 714 г. Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 гг. завоевал ряд регионов Средней Азии и Казахстана. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в 10 в. В городах Южного Казахстана и Семиречья, когда они стали обязательными городскими сооружениями: в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Укрепление позиций ислама можно также проследить по погребальным обрядам: умершего укладывали головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Во 2 половине 12 века среди кыпчаков, живших близ Хорезма, началось широкое распространение ислама. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний.
6. Развитие науки и образования. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.
Ученые
| Биографические сведения
| Научные и литературные труды
| Абу Насыр аль-Фараби
(870-950 гг.)
| Один из первых ученых Востока,
был назван «вторым учителем» после Аристотеля.
Родился в городе Весидж, округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.
Изучал арабский язык в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Ученый-философ, музыкант, математик, медик. Доказывал, что человек может познать мир посредством своих чувств и разума. Писал свои труды арабским письмом.
| Труды по логике, медицине, космологии, анатомии, философии, юриспруденции, математике.
| Абу Райхан аль-Бируни
(973-1050 гг.)
| Ученый-энциклопедист, продолжил традиции Абу Насыр аль-Фараби. Автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и др.
Впервые на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. За 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира, за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.
| «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни».
| Юсуф Баласагуни
1021-1075 гг.
| Родился в Баласагуне. Был противником тех, кто писал свои труды на арабском и персидском языках, пренебрегая родным языком.
За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».
| Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик». В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в., образцы легенд, пословиц и поговорок.
| Махмуд Кашгари
(1030-1090 гг.)
| Его отец родился в Кашгаре. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он направил на изучение родного народа.
Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.
| История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге «Диуани лугат ат-тюрк», состоящей из 3 книг. Включает слова тюркских племен, сведения о топонимах, истории, этнографии, фольклоре тюрков 11 века.
| Ахмед Иугнеки
| Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» - призывал людей быть честными и добросердечными.
| поэма «Дар истины», написанная на тюркском языке.
| Ахмед Иасауи
1103-1167 гг.
| Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Грамоте обучился у отца. Жил в Туркестане. Ахмед остался сиротой в семилетнем возрасте. Воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан.
Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба
| В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом.
| Сулеймен Бакыргани.
| Один из учеников Ахмеда Иасауи, великий поэт, автор учебников по богословию. Известен в народе как Хаким-ата.
| В своих стихах воспевал добрые отношения между людьми.
| Али
| Акын.
| Поэма «Жусуп-Злиха». В ней воспеваются честность и преданность в любви, а также имеются религиозные мотивы.
| .
1 | 2 | Поиск по сайту:
|