|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутреннее устройство. Динамика ростаЛекция 3. Православная церковь 1989-2012 гг. На протяжении 90-х гг. XX века религиозная ситуация в Беларуси существенно изменилась. Свидетельством этих изменений стал стремительный рост религиозности населения. С православием себя отождествляет 80% респондентов, с католицизмом – около 9,9% (согласно другим исследованиям -15%), поэтому эти две христианские конфессии являются наиболее важными для нашей страны. Не столь многочисленные, но не менее значимые группы составляют иудеи и мусульмане. Поэтому мы рассмотрим именно эти четыре религиозные объединения. Внутреннее устройство. Динамика роста Белорусская Православная Церковь (БПЦ), к которой относит себя подавляющее большинство граждан страны, является в настоящий момент самой многочисленной религиозной организацией, действующей в республике Беларусь. До 1989 г. в БССР существовала только одна епархия, однако в октябре 1989 г. ее положение было повышено путем присвоения ей статуса экзархата Русской православной церкви и созданием собственного Священного Синода. Изменение статуса предполагает значительную церковно-каноническую самостоятельность БПЦ. Несмотря на это, она поддерживает тесные связи с православной церковью в России. Знаком этого являются пастырские визиты патриархов Московских в Беларусь: Алексия II (пять визитов, последний в 19-21 мая 2002 г.) и Кирилла (два визита, первый состоялся 25 сентября 2009 г., второй 1 октября 2012 г.). Оба патриарха были приняты Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. В ходе этих встреч отчетливо прозвучала мысль о необходимости укрепления христианских духовных ценностей в современном белорусском обществе. Возглавляет БПЦ митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. к ним прибавились Гомельская и Брестская, в 1991 г. основана Новогрудская и возобновила свою деятельность Гродненская, в 1992 г. – Туровская и Витебская кафедры, в 2005 г.– Бобруйская и Быховская. Таким образом, число епархий в настоящее время составляет 11. Если в 1990 г. у православных было 447 общин, то по состоянию на 1 января 2010 г. БПЦ объединяет 1509 общин. В 2009 году верующие создали 36 новых приходов (в 2008 году – 43 прихода, в 2007 году – 32, в 2006 году – 50). Действуют 1315 православных храмов, 152 строится. В 2009 году завершены работы по строительству и реконструкции 41 культового здания (в 2008 году – 26, в 2007 году – 73, в 2006 году – 16). За период с 1990 года БПЦ передано более 820 бывших культовых и других зданий. Обеспеченность приходов культовыми зданиями составляет свыше 87 процентов. В приходах служат 1564 священнослужителя. В 2009 году БПЦ пригласила 31 иностранного гражданина, из них 7 для осуществления обязанностей священнослужителей. В епархиях действуют 31 монастырь, 14 братств и 9 сестричеств. Кадры священнослужителей готовятся в 6 духовных учебных заведениях. Ответвлением православия является этноконфессиональная группа русских старообрядцев. Представители старообрядчества появились на территории Беларуси в XVII веке и до сегодняшнего дня сохраняют своеобразие и отличия в верованиях, обрядности, быту и культуре. Из 32 общин – 18 находятся в Витебской области, 6 – в Могилевской, 3 – в Минской, 2 – в Минске, в Гомельской – 2, в Гродненской – 1. В распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий. Общины делятся на поповские (Белокриницкая церковь) и беспоповские (федосеевского, поморского, филлиповского напрвлений). По данным современных исследователей, староверы в большинстве своем относятся к старшей возрастной группе. Однако старообрядчество также подвержено процессам модернизации, несмотря на традиционализм и консерватизм. Это повлияло на формирование более светского образа жизни, более секулярного сознания верующих и отразилось на ослаблении религиозной изоляции и нетерпимости. Как результат – оживление деятельности общин, увеличение их числа (22 в 1990 – 32 в 2010). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |