АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические основы методики изобразительного искусства

Читайте также:
  1. V1: Социально-правовые основы природопользования
  2. А) Теоретические основы термической деаэрации
  3. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  4. Биотические отношения как основы формирования биоценоза.
  5. Бланк ответов методики «Саморегуляция» СР – 1
  6. Бланкові, опитувальні, рисункові і проективні психодіагностичні методики. Сутність і частота народження. Поняття про об'єктивно-маніпуляційних методиках
  7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ: ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
  8. Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов как элемент методики анализа
  9. Виды наглядных материалов на уроке изобразительного искусства.
  10. Внуков, основываясь на следующей информации.
  11. Войсковой А.И. – руководитель научной школы «Биологические основы селекции и семеноводства полевых культур».
  12. Вопрос №4: Организационные и социальные основы МСУ.

М П И И

Лекция № 5

Формы и типы связи МПИИ с другими науками

Вопросы:

1. Связи методики изобразительного искусства с другими науками.

2. Педагогические основы методики изобразительного искусства.

3. Психологические основы методики изобразительного искусства.

4. Искусствоведческие основы методики изобразительного искусства.

5. Формы и типы связи методики преподавания изобразительного искусства с другими науками.

 

Связи методики изобразительного искусства с другими науками.

Как и в любой науке, в методике преподавания изобразительного искусства ее основные понятия формируются с опорой и в непосредственной связи с фундаментальными знаниями различных отраслей науки. В содействии с другими науками МПИИ развивает и совершенствует свои собственные принципы действия.

МПИИ связана с науками:

- искусствоведением - в определении содержания предмета, в учете закономерностей функционирования искусства;

- педагогикой — в разработке основных воспитательно-образовательных задач, в опоре на принципы и закономерности обучения, дидактикой;

- психологией - в опоре на закономерности мышления и речи, а также усвоения знаний, умений и навыков, на закономерности умственного развития детей, развития способностей, восприятия, памяти и других психических процессов.

Боле опосредована связь методики с другими науками: историей, социологией, философией, физиологией, кибернетикой, информатикой, медицинскими науками, этнографией, техническими науками и экономикой.

Методика связана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

 

Педагогические основы методики изобразительного искусства.

Педагогика - наука о развитии, воспитании, образовании человека; ее предмет - воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс.

МПИИ, как и методики других учебных предметов, является отраслью педагогики и конкретизирует применительно к своему предмету педагогические понятия: цели и задачи обучения изобразительному искусству, принципы и методы обучения изобразительному искусству, воспитание учащихся и формирование их мировоззрения средствами предмета «Изобразительное искусство» и др.

Методика связана с теорией воспитания. Особенно важна для методики такая отрасль педагогики, как дидактика.

(в тесном контакте с дидактикой методика изобразительного искусства решает вопросы современного урока изобразительного искусства; ищет пути повышения познавательной и творческой активности учащихся и эффективности развивающего обучения изобразительному искусству; находит формы преемственности и перспективности в обучении изобразительному искусству, а также его внутри и межпредметные связи; организует деятельность учителя и учащихся в процессе обучения изобразительному искусству; создает системы упражнений, разрабатывает их типологии, классификации, анализирует деятельность учащихся в процессе их выполнения. В соответствии с общими требованиями дидактики методика изобразительного искусства определяет: критерии оценки уровней знаний, умений и навыков учащихся, формы выявления знаний, умений и навыков; выбор методов и приемов обучения; доступность содержания курса изобразительного искусства по классам и структуру подачи материала. В своих решениях и рекомендациях методика изобразительного искусства опирается на исследования по педагогике).

Дидактика - теория обучения, отрасль педагогики. Изучает цели и задачи обучения, вопросы содержания образования, принципы обучения, процесс обучения, его организацию, методы обучения, проблемы урока и т.д. Изучает общие закономерности обучения в отличие от методики, изучающей частные закономерности обучения конкретному предмету - изобразительному искусству. Опираясь на Д.. методика изобразительного искусства решает собственные вопросы: воспитание в процессе обучения изобразительному искусству, интерпретация принципов обучения применительно к преподаванию изобразительного искусства, построение урока изобразительного искусства в соответствии общедидактическими требованиями, обоснование методов, сложившихся в методике преподавания изобразительного искусства, их связи с методами дидактики и др. Но методика решает свои задачи, опираясь не только на законы и принципы Д.: она опирается на законы преподаваемого предмета - изобразительного искусства. Поэтому на стыке трех наук - искусствознания, дидактики и методики - возникает теоретическая часть методики - дидактика изобразительного искусства

Дидактические понятия, принятые в методике, трактуются в ней уже, конкретнее, делясь на виды и подвиды. Так, в дидактике понятие методика определяется как «предметная отрасль дидактики, представляющая описания конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах». Понятие методика имеет три толкования (педагогическая наука, учение о методах обучения, учебный курс) и подразделяется на многочисленные видовые понятия: методика обучения изобразительной грамоте, методика начального обучения изобразительному искусству, методика развития творческих способностей и др.

Особую группу среди дидактико-методических понятий и терминов, составляют те из них, которые связаны с исследовательской деятельностью (науковедческие понятия): предмет методики преподавания изобразительного искусства, методы исследования в методике преподавания изобразительного искусства и др.

3. Психологические основы методики преподавания изобразительного искусства. Психология - наука о психике в ее развитии как в целом у всех людей, так и в развитии каждого человека, в ее проявлении в различных видах деятельности. В частности, изучает процессы восприятия, мышления, развития, закономерности овладения изобразительной деятельностью в детском возрасте, процессы усвоения учащимися школы различных разделов курса изобразительного искусства. Психология изучает пути формирования и развития личности учащегося, его познавательной и творческой активности. Психологические исследования широко используются в трудах по методике преподавания изобразительного искусства. Укрепляется связь методики преподавания изобразительного искусства с возрастной психологией. В условиях гуманизации содержания образования, внимания к психологическим особенностям познавательной и творческой деятельности, методика предмета широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разного возраста.

Психология обеспечивает методику данными об особенностях памяти, развития воображения, мышления, о различиях в восприятии теоретического и фактического материала, о развитии способностей и т.д. Данные психологии учитываются при разработке мотивов учения, развития интереса к занятиям изобразительным искусством, развития опыта творческой деятельности, т. е. умения видеть учебные и творческие проблемы, выдвигать гипотезы, принимать решения. Психология показывает пути развития способностей учащихся, помогает определить взаимоотношения и взаимодействие учителя и учащихся, их сотрудничество.

Психологические исследования раскрывают процессы усвоения материала, формирования искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирования нравственно-эстетического облика школьников.

 

4. Искусствоведческие основы методики преподавания изобразительного искусства. Итак,методика представляет собой отрасль педагогической науки - дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерностей овладения изобразительным искусством. Дидактика предлагает общие модели процесса обучения, его общие принципы, формы и методы. В некоторых психолого-дидактических концепциях изучаемых предмет - изобразительное искусство - рассматривается как дидактический материал к предлагаемым моделям познания. Но в теории современной методики преподавания изобразительного искусства приоритет отдается все же научным основам преподаваемого предмета - искусствознанию. Выбор методов и приемов обучения в методике определяется закономерностями видов и жанров изобразительного искусства, т.е. методика выводится из свойств самого предмета - изобразительного искусства, что нисколько не умаляет значение связи методики с педагогикой и психологией.

 

5. Формы и типы связи МПИИ с другими наукамиразнообразны:

- творческое освоение научных идей: синергетического похода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

- применение методов других наук: математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

- использование результатов исследований, полученных другими науками: данных физиологии о работоспособности в разные периоды жизни человека, его основных психологических новообразованиях в процессе развития;

- объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем: перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организацией обучения параллельно с лечением и профилактикой заболеваний;

- разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Связи методики изобразительного искусства с другими науками.

2. Педагогические основы методики изобразительного искусства.

3. Психологические основы методики изобразительного искусства.

4. Искусствоведческие основы методики изобразительного искусства.

5. Формы и типы связи методики преподавания изобразительного искусства с другими науками.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)