АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История создания. В начале 50х годов детский невропатолог из Чехословакии Вацлав Войта, занимаясь реабилитацией детей

Читайте также:
  1. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  2. IV. Интеллектуальная история
  3. Анализ текущей ситуации – предпосылки создания системы повышения финансовой грамотности
  4. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  5. Версия №1: история дизайна исчисляется тысячелетиями.
  6. Военная история
  7. Возможность создания конструкций покрывающих большие площади.
  8. Вопрос №31 Понятие рынка. История становления и эволюция взглядов на рынок.
  9. Вопрос №4: «История отечественной социальной психологии».
  10. Вопрос. История появления и развития денег.
  11. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения
  12. Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ

В начале 50х годов детский невропатолог из Чехословакии Вацлав Войта, занимаясь реабилитацией детей, страдающих ДЦП, заметил определённые закономерности в изменении их мышечного тонуса. Так началась разработка новой лечебной методики. В ходе дальнейших клинических исследований оказалось, что улучшения в работе мышц у детей, страдающих ДЦП, имели определённые особенности: впервые у этих детей в их скелетной мускулатуре возникли закономерные и автоматические мышечные функции, неизвестные им ранее. Столь же регулярно восстанавливались и вегетативные реакции (покраснение кожи, образование пота на определённых частях тела, изменение кровяного давления, частоты и глубины дыхания). Отмечалось, что если мышцы удавалось «разбудить» единожды, то пациент автоматически включал их в спонтанную моторику. В 1968 г. В.Войта эмигрировал в ФРГ, где продолжил работу над методикой.

В течение многих лет в Мюнхенском Детском Центре активно практикуют этот метод реабилитации не только у детей, страдающих ДЦП, но и при ряде других заболеваний, сопровождающихся нарушением моторики.

Метод В.Войты получил широкое распространение в странах Европы, в Японии, США как один из самых эффективных в лечении двигательных патологий, постепенно он становится известен и в России.


Принцип действия

В 1954 г. Войта описал двигательные «глобальные» модели, выявленные у пациентов со спастикой путём выполнения движений, вызывающих сопротивление в осевых отделах тела и способствующих возникновению мускульного синергизма, распространяющегося на всё тело. Наблюдение за этими движениями и сопротивлением пациента со спастикой, зафиксированного в определённой позе, способствовало открытию глобальных локомоторных систем: рефлекса ползанья и рефлекса переворота. Данные рефлексы являются частью врождённой общей системы поступательного движения. Это есть общие образцы движения, которые присутствуют в любом нашем двигательном акте (в ползанье, ходьбе, беге, в движениях рук и ног). Эти общие образцы — модели рефлекса локомоции — являются глобальными, во время их совершения вся мускулатура активизируется в согласованном режиме. Данная методика задействует различные слои ЦНС и всегда восстанавливает у пациентов моторную активность.

Различают две модели рефлекса локомоции: одна производится в положении на животе и называется рефлекторным ползаньем; другая осуществляется из положения на спине и на боку — рефлекторное переворачивание. Оба этих координационных комплекса вызываются искусственно, так как в них «игра мышц» возникает не при спонтанном движении человека, а запускается рефлекторно в определённых положениях тела и в ответ на определённое раздражение. «Игра мышц» — возникновение правильной «цепочки» мышечных сокращений, благодаря которой формируется и фиксируется правильный стереотип движения и, как следствие, изменение мышечного тонуса и всех других реакций вплоть до проявлений со стороны нервной вегетативной системы. Врач знает 18 точек, которые могут быть использованы в безграничном числе сочетаний. Давление в определённом направлении осуществляется на одну или несколько точек одновременно, при этом пациент находится в одной из стартовых позиций. Сопротивление спровоцированной активности (движению) преобразует стадийное движение в изометрическую мышечную активность, продолжительность которой может регулироваться врачом. Данная практика ведёт к пространственно-временному аккумулированию, а затем и к созданию нового нейронного пути.

В норме образцы рефлекторного ползанья и переворачивания реализуются на первом году жизни ребёнка вплоть до достижения бипедального поступательного движения (ходьбы). То есть общие образцы рефлекторного ползанья и переворачивания включают в себя «мышечную игру», являющуюся частью двигательного развития и ведущую к разносторонним двигательным возможностям человека со здоровой моторикой. Эта «мышечная игра», появляющаяся при рефлекторном движении, отсутствует при церебральных парезах. Мышечные содружественные движения, недоступные при церебральных парезах для произвольной моторики, на фоне терапии активируются как часть общего координационного комплекса. Это также верно и при периферических повреждениях и нарушениях осанки.

Каждый больной с нарушением моторики имеет проблему удержания равновесия. С помощью данной методики можно научиться управлять перенесением центра тяжести. Кроме того, данные рефлекторные комплексы оказывают влияние на трофику мускулатуры. С помощью этого метода мы с самого рождения имеем возможность воздействовать на начальные этапы моторного развития (от низших звеньев до наивысших моторных центров); корректировать смещение центра тяжести и равновесие; поддерживать функции отдельных мышц и в целом осанку тела. Так же клинические исследования показывают угасания патологических рефлексов у детей с ДЦП на фоне данной терапии, то есть снижается угроза спастики. Отмечается улучшение функции дыхания, речевых функций, уменьшается косоглазие, улучшается связь рука—глаз, даже выравнивается диспропорциональный рост конечностей. Стимуляция затрагивает и гладкомышечные органы: мочеполовую систему и желудочно-кишечный тракт.

Данная методика особенно эффективна в раннем возрасте (до 1 года). Рефлекторные реакции интенсивнее, чем в более старшем возрасте, патологические «заместительные» стереотипы движения не зафиксированы жёстко. В этой ситуации легче сформировать и закрепить правильную двигательную активность. С помощью метода Войты мы можем «предложить» определённый «строительный материал» (правильные двигательные стереотипы) для реализации моторной активности ребёнка. Однако данный базовый материал должен пройти определённый процесс накапливания и синтеза новых навыков. Эта методика не тренирует конкретные двигательные акты, а показывает центральной нервной системе путь для реализации правильной двигательной активности. При этом важное значение имеет собственная мотивация ребёнка: его интерес к окружающей среде, побуждающий к двигательной активности.

Метод позволяет предотвращать угрозу развития ДЦП при ранней диагностике и лечении.

У детей более старшего возраста и взрослых при сформировавшихся и закрепившихся (вследствие нарушения работы ЦНС) патологических статических и двигательных стереотипах эффективность терапии ниже, чем у детей до года; однако наблюдается положительная динамика в виде появления новых двигательных навыков, снижения спастики, улучшения координации движении и равновесия, уменьшения патологических синкинезий. При воздействии данным методом важно не само движение пациента, а реакция всего организма на стимуляцию, тогда как движения во время процедуры практически не допускаются. Именно таким образом происходит выработка, тренировка и закрепление правильных двигательных и статических стереотипов.

Отдельных слов заслуживает система диагностики двигательных нарушений по Войту, которая позволяет на самых ранних стадиях распознать и оценить степень поражения ЦНС.


Применение

Метод Войта является одним из наиболее эффективных при лечении любых поражений ЦНС, сопровождающихся нарушением двигательной активности, при диагностике и лечении угрозы развития ДЦП, при лечении последствий травм.

Работа по методике Войта с детьми, страдающими ДЦП, невозможна без активного участия родителей. Специалист подбирает для каждого пациента определённое сочетание и характер воздействия на «пусковые» зоны, а также положения, наиболее эффективные для данного пациента. Так как терапия проводится 3—4 раза в день, родители принимают непосредственное участие в процессе лечения. Специалист обучает родителей, контролирует их «работу» и по мере необходимости проводит коррекцию курса. Коррекция происходит регулярно и зависит от степени развития двигательных навыков. То есть для детей, страдающих ДЦП, Войта–терапия становится на какое-то время «образом жизни».


Резюме

Подводя итог, можно сказать, что Войта–терапия вырабатывает у ребёнка правильные движения, нормализует мышечный тонус, увеличивает двигательную активность, улучшает речь. В настоящее время Войта–терапия является ведущей методикой при лечении мышечной дистонии, ДЦП, задержки моторного развития и практически всех заболеваний, связанных с нарушениями двигательной активности.

Хочу отметить, что Войта–терапия может сочетаться с другими методами лечения: медикаментозным, массажем, водолечением, гимнастиками и т.д. Важно только не перегрузить ребёнка, т.к. на фоне усталости новая информация не усваивается, а значит, результат будет низким. Всегда можно подобрать правильную схему лечения для каждого конкретного случая.

P. S.: Несколько слов хочется сказать о плаче детей во время процедуры. Действительно, маленькие дети кричат во время процедуры практически всегда, но это не крик «боли» или «страха» — это крик «протеста», «борьбы» с помощью которого ребёнок даёт нам понять что в определённых положениях ему некомфортно, и он хотел бы сменить позу, то есть произвести определённое, стимулированное нами, движение. Как правило, после окончания стимуляции ребёнок быстро успокаивается и охотно общается с врачом. В более старшем возрасте, когда дети способны контролировать свои эмоции и желания (иногда даже в возрасте 2,5—3х лет), они не плачут. Ощущения дискомфорта и «желание двигаться» описывается ими, но эти ощущения не слишком неприятны (иногда дети говорят о том, что чувствуют щекотку, или зуд, или напряжение в определённых группах мышц или во всём теле).

 

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)