|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Второй подход: логико-методологическийСторонники второго подхода пытаются взглянуть на процесс развития политической науки с другой стороны (как бы изнутри), а именно под углом зрения смены господствовавших в ней методов исследования политики. В рамках данного подхода в процессе конституирования политологии принято выделять три этапа: традиционный (последняя четверть XIX в.— 1930-е годы); бихевиоральный (1930 — 1970-е годы); постбихевиоральный (с 1970-х годов по настоящее время). Первый из этих этапов называют традиционным не случайно:между ним и предшествующим периодом развития политических знаний существует глубокая и органическая связь. Прежде всего она заключается в том, что на этом этапе еще господствуют традиционные методы исследования политики: философский (универсализм), юридический (легализм) и исторический (историцизм.На их основе создавались универсальные теории (или теории общего уровня), которые продолжали занимать доминирующее положение в науке. Несмотря на разнохарактерность этих теорий, можно выделить в них две общие черты. Первая — это нормативистский, ценностно ориентированный характер, который проявляется в том, что в таких теориях всегда присутствуют четко выраженная этическая, идеологическая позиция автора и соответствующие этому субъективному идеалу предписания, как должно быть. Вторая черта - умозрительность, оторванность от реальной жизни. Вместе с тем традиционный этап с самого начала нес в себе зачатки того, что принципиальным образом изменило лицо политического анализа на последующем этапе. Именно в это время постепенно сложилось новое методологическое течение — реализм. Критикуя господствовавшие дотоле методы, его приверженцы заявили о том, что политические знания могут претендовать на научность только в том случае, если они, во-первых, отражают реальную политическую жизнь, а, во-вторых, лишены субъективизма. Установки реализма получили свое воплощение в двух новых методах анализа политики: институционализме и бихевиорализме. Выделив в качестве главного объекта исследования политические институты (законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти, политические партии, избирательные системы и т.д.), ученые-институционалисты сосредоточили свое внимание не на том, как должна функционировать политическая система, а на детальном описании того, как именно это происходит в действительности. Наибольшее распространение институционализм получил в Западной Европе. Бихевиоралисты также обратились к изучению реальной политической жизни, но в качестве таковой они провозгласили наблюдаемое политическое поведение людей. Родиной бихевиорализма стали США, где в 1908 г. вышла книга Артура Бенти «Процесс управления», в которой он фактически сформулировал исходные принципы нового метода. По мнению А. Бенти, чтобы новая политическая наука была реалистичной, она должна изучать то, что есть, а не то, что должно быть. Поэтому ей следует обратиться к изучению, во-первых, политического поведения, как главной реальности политики, а, во-вторых,— к изучению различных групп, как главных действующих лиц в политике. Этот призыв был воспринят в полной мере представителями так называемой чикагской школы под руководством Тэрстоуна и Мэрриама, провозгласивших актуальность изучения человеческого поведения в институтах, группах и политическом процессе в целом. Работы Тэрстоуна, Мэрризма, а чуть позже и Лассуэлла заложили фундамент нового, бихевиоралистского, направления в американской, а затем и в мировой политологии, задав вектор ее развития уже в послевоенный период. Бихевиоралисты пошли на более решительный, чем институционалисты, разрыв с прежними методами исследования политики, совершив своего рода методологическую революцию. Исходными принципами бихевиорализма стали следующие. Первое. Объектом исследования политики должно быть наблюдаемое политическое поведение человека, а также внутренние мотивы этого поведения. В связи с этим научную ценность имеют не теоретические рассуждения, а эмпирические факты, обработанные соответствующим образом. Второе. Необходима широкая интеграция политологии с другими науками, широкое применение при анализе политики методов других наук, в том числе естественных. Третье. Получаемые знания должны быть верифицируемы, условием научности провозглашается подтверждение или опровержение сделанных выводов. Четвертое. Главная задача политической теории состоит в том, чтобы объяснить поведение людей, которое наблюдали исследователи. Следует отметить, что претензии бихевиоралистов в значительной степени были реализованы: объектом исследования политологии действительно стала реальная политическая жизнь, что в значительной мере способствовало преодолению в ней схоластического теоретизирования; благодаря интеграции с другими науками существенно расширилось поле политических исследований; быстрее стал накапливаться фактологический материал. Однако недостатки бихевиорализма были прямым продолжением его достоинств. Первый и главный из них — «гиперфактуализм»: бесконечное накопление фактов и отсутствие интерпретации, систематизация результатов проводимых многочисленных исследований. Бихевиорализм сам по себе не имел методологии перехода от обобщении первого уровня к обобщениям (теориям) среднего и высшего (общего) уровня. Суть второго недостатка была обозначена как «империализм в методологии". Увлечение бихевиоралистов математическими методами и приемами в конечном итоге привело к парадоксальной ситуации, когда методы стали диктовать ученому что исследовать. Та сфера социальной действительности, которая не поддавалась количественному измерению,по сути дела не могла быть объектом анализа в рамках бихевиорализма. И, наконец, третий упрек бихевиорализму состоял в том, что он не смог реализовать одну из важнейших своих претензий: создать нейтральную науку путем разделения фактов и ценностей. В действительности же, замкнувшись на описании фактов, сторонники бихевиорализма выступали носителями идеологии социального консерватизма. В результате политическая наука проявила недальновидность и слепоту. Ей не удалось предсказать целым ряд кризисов, в том числе в 60-е годы: кризис городов, расовые конфликты, рост насилия и нищеты и др. Критика бихевиорализма велась, с двух сторон: во-первых, традиционалистами, а, во-вторых — его же приверженцами по мере осознания ими его ограниченности. Пытаясь преодолеть недостатки бихевиорализма, его сторонники искали пути выхода из возникших затруднений в обращении к новым, дополняющим его методам исследования политики. В числе этих методов следует назвать прежде всего системный подход, предложенный Д. Истоном, функциональный анализ, разработанный Г. Алмондом, кибернетический подход К. Дойча и другие. Тем не менее предложенные методы так и не смогли до конца решить вопрос формирования такого политического знания, которое было бы лишено полностью элеменов субъективизма. Выход из кризиса был предложен в 1969 г. на заседании Американской ассоциации политической науки (ААПН) видным ученым, одним из бывших приверженцев бихевиоралистического метода Давидом Истоном, заявившем о необходимости переориентации политической науки и о наступлении нового этапа ее развития: постбихевиорализма. Отмечая несомненные заслуги и достижения бихевиорализма, подтверждая приверженность в исследовании политики реальным фактам, Истон решительно выступил против созерцательного характера политической науки. На новом этапе, по его мнению, политология должна была стать наукой действия: выявлять реальные нужды человечества в кризисные времена и защищать гуманные ценности цивилизации. Данный призыв свидетельствовал о том, что даже последовательные бихевиоралисты признали неизбежность ценностных (т.е. идеологических) установок в системе политического знания, а потому он стал одновременно фактом оправдания тех методов, которые допускают интерпритационность как элемент осмысления политической реальности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |