|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепции возникновения культурыВ современной культурологи есть три наиболее распространенные концепции возникновения культуры, в которые укладываются еще множество других подходов к этой теме: 1) – «сверхъестественная», или «божественная», или «культурогенез» 2) - дарвинистическая, или биологизаторская, или антропогенез 3) – социологическая, или социальная, или общественная, или социогенез Кроме этих трех общих концепций возникновения культуры, есть еще несколько частных: - технологическая, согласно которой культура возникает как определенный уровень производства - деятельностная, согласно которой культура возникает как способ и результат жизнедеятельности человека - ценностная, согласно которой культура возникает как регулятор роль и значения «должного» в жизни общества, в сущем, в реальном Итак, три основные концепции возникновения культуры на земле и человека разумного – духовного (в отличие от животных) видит предпосылки такого возникновения либо в Боге, либо в Природе, либо в Обществе.
5. Авторские культурологические концепции выдающихся ученых и различные культурологические школы: - Философия Гегеля как теория культуры: эстетика – это наука о прекрасном - Философия культуры Освальда Шпенглера: абсолютное противопоставление культуры и цивилизации; циклическая теория исторических перемен в мировой культуре; морфологический метод изучения культуры - Концепции Зигмунда Фрейда: культура основана на бессознательноем начале в человеке; культура как сублимация основных инстинктов - Концепция Карла Густава Юнга: культура основана на коллективном бессознательном, теория архетипов - Концепция Арнольда Тойнби: «Вызов и Ответ» как движущая пружина в развитии культуры - Цивилизационный подход Данилевского «Россия и Европа»: локально-исторические типы; ход истории - это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов - Структурализм Клода Леви-Стросса - культура понималась как совокупность знаковых систем - Концепция игровой культури Й.Хейзинги, Х.Ортега-и-Гассет, Е.Финка – человек культурный – это человек играющий, игра, созерцание и трагедия – удел культуры - Теория иронии Ричарда Рорти: (Rorty) Ричард (p.1931) – культура - это ирония, симпатия и солидарность, средство личностного совершенствования - Ориентальная теория Эдварда Саида: теория “Ориентализма” предполагает западный подход к исследованию Востока, на его основе возникает так называемая «теория колониального дискурса», в котором Э. Саид утверждал, что западные наука и литература к исследованию проблемы развития Востока относятся предвзято, опираясь на опыт колонизации. Э. Саид утверждал, что Запад безнадежно болен от того, что утратил интерес к внутренней духовности, все свои силы посвятив покорению внешней природы. В то время как Восток направил свои мысли не на создание механизмов, компенсирующих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать душу и тело - Мифологическая концепция Мирча Элиаде – сопоставил миф и современную культуру. В древних обществах считалось, что миф передает абсолютную истину, так как повествует священную историю, то есть стоящее выше человека откровение, имевшее место на заре Великого Времени, в священное время начал. Будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков. Миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и предоставляет образец для поведения человека. Копируя типичные поступки бога или мистического героя, или просто подробно излагая их приключения, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и магическим образом снова оказывается в Великом священном времени. Сейчас мы должны заново открыть духовные истоки этого искусства в самих себе; должны осознать, чем данное искусство является в наше время, которое все еще остается "мифическим" и выживает как таковое просто благодаря тому, что миф является неотъемлемой частью человеческого состояния и отражает беспокойство человека, живущего во времени - Экзистенциальная концепция Мартина Хайдегера как теория культуры - это учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период) - Деконструктивизм Жака Дериде – концепция культуры основана на понимании того, что мир есть текст, и необходима практика деконстукции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов. - Концепция Умберто Эко: построил концепцию культуры на проблеме сосуществования феноменов массовой культуры и культуры высокой, художественных предметов, предназначенных для масс и для элиты, и это различие связано не с формой явлений культуры, но касается их сущностного различия. - Эволюционная концепция Эдуарда Бернетт Тайлора – основоположник эволюционной теории культуры. Итак, это большой интересный набор научных поисков разных гениев гуманитарных наук позволяет нам увидеть проблему возникновения культуры с различных всевозможных сторон и углов зрения, ни одна из этих научно обоснованных гипотез не уничтожает другие, каждая из них обогащает наше сознание и познание.
6. Типология культурологии. Способы упорядочения множественности определений понятия «культура» формируют несколько основных групп этих определений, создавая определенную классификацию или типологию не только в культуре, но и в способах изучения культуры, а значит – в культурологи. В мировой культурологи существует коло 1000 определений понятия «культура». Мы их рассмотрим в следующем вопросе, но сейчас приведем попытки систематизации этих определений по смысловым группам, что и будет одним из проявлений типологии культурологи.
Первая классификация культурологии – по группировке определений понятия «культура»: 1) Описательные определения – описывают все элементы и проявления культуры 2) Антропологические определения – представляют культуру как совокупность продуктов человеческого реальности, как мир вещей ≠ Природе 3) Ценностные определения – описывают культуру с точки зрения совокупности разных материальных и духовных ценностей 4) Нормативные определения – раскрывают основу культуры в определенных нормах жизни человека нормы 5) Адаптивные определения – описывают культуру как специфический вид деятельности человека в процессе его приспособления к природе 6) Исторические определения – раскрувают культуру как продукт истории, как наследие человеческого опыта 7) функциональные определения – раскрывают культуру через ее функции в мире и в обществе 8) Семиотические определения – описывают культуру как систему знаков, которые использует общество в разных сферах общественной жизни 9) Символические определения – раскрывают культуру как набор символов символику 10)Герменевтические определения – трактуют культуру как набор текстов 11) Идеационные определения – трактуют культуру как поток идей 12) Дидактические определения – объясняют культуру как систему человеческих умений, которым человек научился, а не унаследовал генетически 13) Социологические определения – поясняют культуру как совокупность социальных институтов, регулирующих жизнь общества.
Вторая классификация культурологии – по подходам к изучению культуры: 1) Антропологический подход - культура рассматривается как способ жизни народа 2) Отраслевой подход – культура изучается как один из аспектов общественно-экономической жизни, как одна из отраслей народного хозяйства 3) Гуманитарный (аксиологический) подход – изучает культуру как степень цивилизованности человека
Третья классификация культурологии – по тому признаку, какому феномену жизни отдается приоритет в культуре: - Богу - богоцентризм - природе – природоцентризм - социуму – социоцентризм - логосу – логоцентризм - человеку - антропоцентризм - культуре - культуроцентризм
Итак, типология культурологи позволяет нам систематизировать множественность подходов и разных точек зрения на изучения культуры. Что упорядочивает наши знания и уберегает их от невнятицы.
7. Понятие о культурологии в разные исторические периоды – краткий обзор: - Аристотель (384-322 рр. до н. э.): культурология сначала воспринималась как философия искусства, или метафизика, - в средние века и возрождение – культурология воспринималась как искусствоведение, эстетика философии, философия искусства - XVII век, философ Месинг, культура понималась как достижение истины - XVIII век, Кант – эстетика нового времени: искусство находит выражение для идеи, особенно для основных духовных понятий человечества «вещь в себе» и «категорический императив» - XVIII век, Ф.Шиллер – культурология изучает эстетическое чувство, чувство красоты, ощущения человека в состоянии страсти, что в свою очередь является реакцией на культуру - XVIII век, Гегель – культурология понимается как раздел философии, а именно – эстетика, „наука о прекрасном”, а позже понимает культурологию как интегральное (объединяющее) выражение всех гуманитарных знаний - конец ХІХ века, Вл. Соловьев: множество локальных культур объединяются в общий процесс, таким образом, культурология – это междисциплинарная метатеория, которая становится эвристическим средством постижения мира - начало ХХ века, Освальд Шпенглер, книга «Закат Европы», в которой культурология определялась как 1) систематизированное знание о культуре как специфическом и уникальном феномене, как 2) теория культуры - ХХ век, Ипполит Тэн «Философия искусства», программная книга культурологии ХХ века, классика культурологической мысли: осознание силуэтов культурных эпох, позитивизм, биологизм во главу угла ставил внимание к факту, в результате которого должен вырисоваться образ культурной эпохи, «основной характер» каждой эпохи как проявление всечеловеческого, общего для всех эпох. Тэн создал типологию искусств, которая соотносилась с типологией природных видов животных и растений - ХХ век, Йохан Хейзинга, монография «Осень средневековья», раскрывает цель культурологи в изучении форм самой жизни и мышления, чем надеется приблизиться к их истинному содержанию. Итак, мы видим, что понимание науки культурологи и особенности предметов ее изучения изменялись с течением истории человечества и в процессе развития разных наук. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |