|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Англо-американская психология религии конца XIX и начала XX векаПсихология религиозного воспитания Г.С. Холла (1846-1924). Родоначальник психологии религии по мнению Пратта. Связь исторического и индивидуального развития. Теория рекапитуляции, биогенетический подход: религиозное развитие индивида повторяет религиозное развитие его вида: онтогенез кратко повторяет филогенез. Отношения младенца к заботливой матери переносятся на Бога, в детстве – стадия фетишизма и анимизма. Первая религия – любовь к природе. Юношеский возраст – точка реального религиозного опыта, идущая параллельно с пубертатом. Связь религиозных переживаний и первой любви, но при этом трансцендентальный объект не воспринимается как объект вожделения. Научение любви. Религиозность – естественная часть внутренней реальности. Цель религиозного воспитания – вырастить христианина. Раннее религиозное созревание не полезно, т.к. оно может закончиться неустойчивостью. Религия и этика Дж. Коу (1862-1951). Религиозность принадлежит человеку как инстинкт, подобный инстинкту деторождения. Э. Старбэк (1866-1947) об инстинкте как основе религии. Анкетный метод Дж. Льюбы (1868-1946). Религия в свете учения В. Мак-Дауголла (1871-1938) об инстинктах. Индивидуальная религиозность в психологической концепции Дж. Пратта (1875-1944). Основные понятия психологии религии В. Джемса (1842-1910). Значение религии как органа души с определённой целью. Личная религия тесно связана с эмоциями и переживаниями, близка по определению к концепции Шлейермахера. Сбор эмпирического материала – религиозного опыта, но не лично, а посредством анализа жизни святых, грешников, опросов верующих людей. Религиозные действия являются для человека живым опытом. Личная религия – религиозность, мистический опыт как чувство реального сверхъестественного присутствия. Сведение религиозности к одной морали и отнятие у неё религиозной эмоциональности лишает её смысла, по мнению Джеймса. Предмет веры – не отвлечённое понятие, а истинная реальность. Мистический опыт доступен не многим, те, кто столкнулся с ним, его приобрёл, уже не способен ни разумными доводами его объяснить, ни отказаться от него. Молитва – пример мистического опыта. Факт религиозного опыта даёт переживание единения с чем-то более существенным, чем сам человек; состояние не просто веры, а уверенности. Интуиция – предвосхищение, дар, данный на пользу развития религиозности. Истинность веры заключается в её пользе для человека. Религиозность – способ отношения человека к миру в уверенности существования высших сил.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |