|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Представление о религии в бихевиоризмеВ.Веллс о биологических основаниях веры. Религиозная вера как биологическая реакция. Естественно любопытство, страх перед неизвестным и/или болью, избегание опасности, родительская забота, самоподчинение, эмоциональность. Религиозная вера, рождённая из опыта чувственности, объясняла вещи, не понятные рационально, помогала выживать первобытным обществам людей. Признаки религиозного поведения в концепции Д. Траута (1891-1954). Протестант, отталкивался от наставлений апостола Павла, связывая их с определёнными процессами организма – нейронов, мышц, желез в процессе реинтеграции (восстановления). Религиозное поведение – это результат телесных реакций на внешний религиозный раздражитель. Религиозное поведение имеет ряд качеств: целостность, религиозный отклик (свободный от конфликта), упорство и интенсивность. Религия с точки зрения теории стимула-реакции Дж. Веттера (1894-1978). Стимул-реакция – регулярное повторение к-либо действий, вызывающих определённую реакцию, закрепляют эту реакцию в дальнейшем; имеет характерные особенности угасания, закрепления, переучивания (необходимость убрать не нужную реакцию приводит к необходимости устранения стимула). Религиозное поведение объясняется стимул-реакцией. Материалистическая теория разума, простая и доказательная. «Живучесть» религиозной веры объясняется её положительным влиянием на нравственное поведение, запрет дурных поступков. Мистический опыт, в котором у верующих нет сомнений, вызывается постом, экстатическими состояниями, наркотическими и алкогольными опьянениями. Религиозность берётся из психологии привычки, аналогично неразумному поведению крыс и/или голубей, рождается и религиозное поведение человека. Молитва как привычка перед удовлетворением физиологической потребности. Оперантное поведение и религия в радикальном бихевиоризме Б. Скиннера (1904-1990). Любое поведение детерминированно, предсказуемо и предопределяемо. Не рассматривает даже вероятность внутренних причин, все причины – только внешние. Радикальный бихевиоризм, и бытие определяет сознание. Интенсивный анализ врождённых способностей, взаимоотношение поведения организма и результатами, подкрепляющими его. Вера объясняет настойчивость поведения, религиозность – результат подкрепления. Религиозные организации призваны блюсти нравственное поведение. Описание религии с позиций теории социального научения А. Бандуры (р. 1925). Теория социального научения – когнитивный бихевиоризм. Закрепление модели поведение посредством процессов внимания, сохранения, моторно-репродуктивного и мотивационного. Самоподкрепление, взаимный детерминизм.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |