|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные тенденции развития религииСовременной тенденции развития религии описываются следующими основными категориями: секуляризация, модернизация, экуменизм. 13.6.1. Секуляризацией называется процесс в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние перед лицом науки и других современных форм знания[6]. Это понятие возникло в 17 веке и первоначально означало процесс конфискации монастырских земель, но впоследствии обрело более широкое значение. Существует целый ряд факторов, способствующих секуляризации общества. Во-первых, развитие науки, заменяющей теологические объяснения естественнонаучными, неизбежно приводит к ослаблению идейного влияния религии. Однако в современном обществе, когда сама наука перестает рассматриваться как единственный синоним знания и формируется весьма осторожное отношение к ее возможностям и перспективе (см. Тему 13), этот фактор начинает ослаблять свое влияние. Во-вторых, развитие светского государства, отделение от него церкви – все это также ведет к ослаблению влияния религии даже в тех странах, где роль религии всегда была значительной. В России церковь от государства была отделена в 1917 г., и одновременно был восстановлен сан патриарха. В-третьих, развитие других институтов и учреждений, начинающих выполнять функции, ранее выполнявшиеся религией. Например: образование, наука, медицина (психологическая помощь), светские культурные учреждения (театры, библиотеки и т.д.). На процесс секуляризации также влияют процессы внутри церкви: компромиссы по спорным вопросам веры ради преодоления разногласий, утрата общности, рост социальной мобильности населения, технический прогресс, развитие капитализма. Тем не менее, многие социологи отмечают стабилизацию влияния церкви, а, значит, и ослабление процесса секуляризации. Более того, по мнению ряда исследователей «численность верующих и посещаемость церкви останутся на прежнем уровне или даже возрастут, т.к. людям необходимо придавать смысл своей повседневной жизни и облегчать свойственный им страх смерти»[7]. Правда, немало социологов придерживаются и прямо противоположного мнения. 13.6.2. Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения. Например, решением Ватиканского собора, в католических храмах разрешено использование не только органа, но и других музыкальных инструментов. 13.6.3. Экуменизм в строгом смысле есть стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию[8]. Одна из причин экуменизма – реакция религий на процесс секуляризации, ибо, подобно коммерческим предприятиям, религиозные организации, объединяющие свои ресурсы, являются более жизнеспособными. Результатом этого процесса является, например, возникновение Всемирного совета церквей - организации, выполняющих важнейшие гуманитарные функции. Однако есть и более радикальный вариант экуменизма, выступающего за воссоединение христианских церквей (всех или, например, католиков и протестантов), и вообще за объединение всех монотеистических и всех мировых религий. У этого движения есть немало противников, справедливо указывающих что, например, что подобные объединения могут привести к негативным и необратимым культурным последствиям. 13.7. Основные мировые религии. Наиболее многочисленная – христианство: ок. 1 млрд. сторонников, возникновение в 1 – 2 век н.э. Ислам: ок. 500 млн., возникновение – 6 век н.э. Буддизм: ок. 250 млн., возникновение – 6 век до н.э.
[1] См. Гараджа. Социология религии. С. 72-73. [2] Смелзер Н. Социология. с. 472. [3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 414-415. [4] Смелзер, ук. соч., с. 476-477. [5] Коллинз, с. 352 [6] Коллинз, с. 191. [7] Смелзер, с. 484-485 [8] Смелзер, ук. соч., с. 485. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |