|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О значении символизмаВошедший в изобразительное искусство многих стран, символизм оказал большое влияние на мировое искусство и подготовил основу для возникновения живописи сюрреализма. Экспериментаторский характер символистов, их стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образчиком для большинства современных направлений искусства. Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам. Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г.Моро, О.Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в. Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель. Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот.
Итак, в конце девятнадцатого века натурализм в литературе достиг своих вершин и оттуда, с вершин, смотрел вперед, ища дальнейших путей развития. Увы, их не оказалось, или они в то время были скрыты за некоей пеленой, мешавшей узреть светлые дали моралистких идеалов и плодородные долины сюжетов. Движение застопорилось, да и места на вершине Олимпа (или Парнаса, кому как угодно) было мало. И писатели понемногу стали нащупывать обходные пути. Одним из первых, кто встал на тропу символизма, стал Жорис-Карл Гюисманс. Его роман "Наоборот", написанный в 1884 году, стал поворотной вехой, отметившей зарождение нового литературного направления. "Кораном декаданса" назвал его Оскар Уайльд. Что же представляет из себя это произведение, оправдывает ли оно такую оценку? О чем вообще речь? Извольте ознакомиться. Потомок древнего рода (Гюисманс практично заметил, что перепетии высшего света интересуют читателя куда больше, чем жизнь низших сословий) Жан дез Эссент, сам в определенном роде искусственное создание, вырожденец - тяготится бесшабашной жизнью парижского щеголя, и отправляется в провинцию. В село, так сказать. Деньги помогают ему построить вдали от любопытных глаз свой собственный мирок. Описанию этой искусственной среды и посвящена большая часть романа. Это галерея символов, обьединенных в эстетическом ряду, представляющих собой некий художественный идеал, к которому стремится дез Эссент. Интерьер комнат отвечая взыскательному вкусу хозяина, позволяет ему менять обстановку как заблагорассудится, подбор картин выдает в нем натуру впечатлительную и склонную к мистическим переживаниям - "Саломея" Гюстава Моро, гравюры Яна Луикена, работы Одилона Редона и других мастеров - в них таятся загадки и секреты, пробуждающие воображение; библиотека, полна латинских и французских книг, сделанных на заказ, имена авторов внушают невольное уважение (по крайней мере мне, никогда не читавшему ни Макробия, ни того хуже, Рутилия). Перечислять чудеса и диковины этого дома можно еще долго, но автор это сделал задолго до и гораздо лучше меня. Лучше посмотрим, чем же занимается Жан дез Эссен в своем раю. Да, это его рай и здесь он подобен богу, и подобно богу он творит, пытаясь превзойти природу в ее сферах деятельности. То на "губном органе", предоставляющем в его распоряжение богатый выбор вин, коньяков, ликеров и прочих спиртных напитков составляет "вкусовые симфонии", то из ароматических составов конструирует симфонии запахов. Единственная проблема состоит в том, что здоровье не позволяет ему дойти в своих опытах до конца. О вреде алкоголя вам особо рассказывать не надо, но, как выясняется, и запахи представляют немалую опасность для болезненного и анемичного экспериментатора. Постоянное недомогание, внезапные приступы слабости, потеря сознания - такое могло бы обескуражить кого угодно, но не дез Эссента. Вся сила в воображении, подкрепленном волей. И вот он в июльскую жару сидит в санях, закутавшись в шубу, представляет что сейчас середина зимы, и крикам "До чего ледяной ветер! Окоченеть можно!" вгоняет себя в дрожь. Хорошее средство для борьбы с действительностью. Крупная победа в этой области была одержана дез Эссентом во время его поездки в Англию, которая закончилась еще на вокзале, где он понял, что в сущности все города одинаковы, а природа не стоит того, чтобы ей любоваться. "В общем я получил все, что хотел увидеть и почувствовать. С тех пор, как я выехал из дома, я только и делал, что набирался опыта английской жизни. И мучиться, переезжать с места на место, растрачивать драгоценные впечатления - чистое безумие". Овладев своим воображением, дез Эссент взялся за преобразование живой природы. Но и здесь его ждала неудача.Черепаха с золоченым панцирем, инкрустированным драгоценными камнями не пожелала вписываться в интерьер дома и самым вульгарным образом издохла, а экзотические растения, похожие на искусственные цветы или передразнивающие человека и животных, увяли несмотря на хороший уход. В результате дез Эссенту не осталось ничего другого, кроме как обратиться к размышлениям о себе самом и о Боге. Чем кончились эти раздумья, мы так и не узнаем - жизнь победила отчужденность дез Эссара самым грубым методом - неприятностями с пищеварением. Отсюда и название романа, извините, если даю слишком туманный намек... и единственная крупная победа дез Эссара над враждебной ему средой, заключалась в том, что он принял способ принятия пищи, навязанный ему болезнью, чтал находить в нем удовольствие и даже занялся составлением меню. Что тут можно сказать... мир жесток, декаданс вечен, человек непостижим.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |