АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема «медицинской тайны»

Читайте также:
  1. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  2. Арал проблемасы
  3. Бел. нац.-культ. идентичность как проблема художест. и научного осмысления.
  4. Биологическое разнообразие. Генетический полиморфизм популяций как основа биологического разнообразия. Проблема сохранения биоразнообразия
  5. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  6. Виды деградации почв,продовольственная проблема
  7. Вопрос №3. Проблема познаваемости мира и поиски метода научного познания.
  8. вопрос. Денежная масса и проблема ликвидности.
  9. Вплив автомобільного транспорту на стан атмосферного повітря як наукова проблема
  10. Государственная политика в сфере СМИ. Проблема цензуры
  11. Демографическая проблематика в печати
  12. Діти з проблемами розвитку

Медицинские работники, особенно врачи и медицинские сестры, в ходе своей профессиональной деятельности часто оказываются обладателями наиболее сокровенных, интимных сведений о жизни пациентов. Такая информация помогает наиболее точно поставить диагноз, выбрать методы лечения, проводить лечебно-диагностические мероприятия. Получение максимально полной информации о состоянии здоровья больного возможно только при доверительных отношениях пациента с врачом, доверии к медицинским работникам и медицине в целом. От степени полноты и точности этой информации зависит выбор методов лечения и реабилитации пациента, профилактики возможных заболеваний. Важность доверительных отношений между врачом и пациентом была признана медиками еще в глубокой древности.
Среди сведений, которые становятся известны медицинским работникам в процессе оказания консультативно-диагностической, лечебно-профилактической и реабилитационной помощи, оказываются такие, которые человек при других обстоятельствах никогда не сообщил бы никому. Это сведения, которые касаются интимных сторон человеческой жизни, различных физических недостатков, душевных переживаний, особенностей семейной и профессиональной деятельности и др.
В истории медицинской этики и права данная проблема традиционно обозначалась как «врачебная тайна». «Врачебная тайна» - это понятие, которое обозначает требование профессиональной медицинской этики и деонтологии сохранять в тайне всю информацию, которая становится известна врачу в процессе лечения больного. Сохранение «врачебной тайны» является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.
По мере усложнения медицинской деятельности и появления новых специальностей – фармацевта, медсестры, медицинского лаборанта – этическое требование сохранения в тайне конфиденциальной информации о пациенте распространялось и на них. В настоящее время все правовые и этические требования относительно сохранения медицинской (врачебной) тайны относятся не только к врачам, но и другим медицинским работникам. Такое понимание и оценка обществом проблемы необходимости сохранения в тайне информации, касающейся жизни и здоровья пациента, отразилось в изменении названия данной проблемы.
С изменением структуры медицинской деятельности, появлением среднего и младшего медицинского персонала, ее название преобразовалось в «медицинскую тайну», что подразумевает распространение соответствующих этических и правовых требований на всех медицинских работников и лиц немедицинских специальностей, работающих в медицинских учреждениях или вступающих в общение, взаимодействие с пациентами.

В настоящее время требование сохранять конфиденциальность информации о пациенте, ставшей известной медицинским работникам в процессе их профессиональной деятельности имеет этико-правовой статус.
В современном медицинском праве под медицинской (врачебной) тайной понимают «все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного» [3].
В биомедицинской этике понятие «медицинская тайна» обозначает этическое требование сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию о пациенте, полученную в процессе профессиональной деятельности медицинского работника, кроме случаев, оговоренных законодательством.
«С этической точки зрения, понятие «медицинская тайна», во-первых, есть конкретизация принципа гуманизма в медицине, уважения человеческого достоинства пациента, его законных прав, а во-вторых – распространение принципа непричинения вреда на все стороны жизнедеятельности, образа жизни пациента, его благополучие, которому может нанести ущерб разглашение медицинским работником конфиденциальной профессиональной информации» [4].
Понятие «врачебная тайна» более узкое, т.к. касается только деятельности врача. Понятие «медицинская тайна» отражает этические требования, относящиеся ко всем медицинским работникам, в том числе и врачам. В связи с тем, что врач является главным действующим лицом процесса диагностики и лечения больного, то соблюдение «врачебной тайны» требует большей ответственности. Именно врач предоставляет информацию о пациенте в случаях, оговоренных законом, именно он определяет меру медицинской информации о диагнозе, лечении и прогнозе заболевания конкретного пациента, которой должна владеть медсестра.
Это этическое требование было зафиксировано в «Клятве» Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа сказано: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»[5].
Позднее оно было законодательно закреплено в ряде правовых документов во многих странах мира. Сохранение «врачебной тайны» является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.

К концу 20 века этическое требование соблюдения профессиональной медицинской тайны («врачебной тайны») оказалось зафиксировано во всех значительных этико-правовых документах международного уровня.
В России – это «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Клятва врача России, Этический кодекс медицинской сестры России, Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта).
В 61-й статье «Основ законодательства РФ о охране здоровья граждан» сказано, что врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении больного. Это сведения о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления и удочерения, сведения о состоянии здоровья родственников. Сюда относятся также сведения немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Согласно этой статье, не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом.
Обязательным условием квалификации разглашения информации как медицинской (врачебной) тайны является получение ее при исполнении профессиональных обязанностей, независимо от того, получена ли она в лечебном учреждении или вне его при оказании экстренной помощи. В законодательстве оговорены случаи, когда конфиденциальная информация может быть передана третьим лицам – представителям правоохранительных органов или учреждений здравоохранения. Это случаи, когда информация позволяет предотвратить серьезные негативные последствия для общества.

Согласно действующему в нашей стране законодательству передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается с согласия гражданина или его законных представителей. Медицинская (врачебная) тайна сохраняется и после смерти больного, и может быть разглашена только после получения разрешения близких родственников или законных представителей.
При отсутствии последствий, наносящих моральный или материальный вред больному, за нарушение медицинской тайны предусмотрена дисциплинарная ответственность. Но «при возникновении последствий, связанных с причинением вреда здоровью или жизни больного, а также морального вреда, нанесение нравственных или физических страданий, влечет за собой уголовную или гражданскую ответственность. …Уголовная ответственность наступает, если умышленное или неосторожное причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, наступление смерти пациента связано с нарушением порядка предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства…»[6].
За разглашение врачебной тайны предусмотрена дисциплинарная, административная и гражданская ответственность в соответствии с законодательством РФ. К гражданской ответственности врач может быть привлечен в случае предъявления пациентом иска о возмещении морального вреда, причиненного разглашением врачебной тайны. Обязанность сохранения врачебной тайны распространяется не только на врачей, но и на других медицинских работников, а также студентов медицинских вузов, училищ и колледжей.
Впервые отношение к проблеме сохранения медицинской тайны в профессиональной деятельности медицинской сестры было определено в Клятве Флоренс Найтингейл: «…Сохраню в тайне доверенные мне сведения, касающиеся личности пациента или семейных отношений, о которых мне довелось узнать в ходе моих визитов». В действующем этическом Кодексе Международного Совета медсестер среди этических требований к взаимоотношениям медсестры и пациента особо выделено: «Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и делится ею с большой осторожностью».

В Этическом кодексе медицинской сестры России проблеме медицинской тайны применительно к деятельности медицинской сестры посвящена статья 8. В этом документе сохранение профессиональной тайны зафиксировано как моральная обязанность медсестры. Содержание этой статьи соответствует положениям статьи 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», что подтверждает единство морально-этических принципов и норм врачебной, сестринской, фармацевтической этики.
Единство этических подходов к проблеме медицинской тайны в современных этических кодексах медицинских работников отражает единую моральную основу биомедицинской этики в области принципиальных проблем сохранения жизни и здоровья человека.
В истории медицины, в том числе и отечественной, отношение к проблеме «врачебной тайны» неоднократно менялось.
В дореволюционной России врачи в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором говорилось: "Обещаю.... свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия".
В советский период учение о врачебной тайне оценивалось по-разному – от полного отрицания необходимости ее соблюдения до дифференцированного подхода к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию о пациенте.
В условиях РСФСР 20-е годы Наркомздрав во главе с Н.А.Семашко стоял на позиции отрицания необходимости соблюдения врачебной тайны. В основе такого подхода лежала идея о том, что болезнь не позор, а несчастье, и в условиях социалистического общества с его коммунистической моралью не следует делать тайну из своего несчастья, т.к. общество готово помочь каждому своему гражданину в его беде. В 1967 году в законодательство СССР и союзных республик вносятся изменения, согласно которым для медицинских работников становится обязательным соблюдение врачебной тайны и предусматривается ответственность за её разглашение.
Значимость соблюдения требования сохранять конфиденциальную информацию о пациенте обусловлена изменениями в области медицины и здравоохранения, которые произошли (и продолжают происходить) в конце 20 - начале 21 века. В связи с важностью проблемы сохранения медицинской тайны Европейское бюро ВОЗ приняло «Декларацию о политике в области обеспечения прав пациента в Европе». Положения Декларации, касающиеся конфиденциальной информации соответствуют положениям статьи 61 «Врачебная тайна» «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», однако отмечается, что компоненты человеческого тела, из которых можно извлечь идентификационную информацию, также должны храниться с соблюдением требований защиты. Данное положение имеет важное значение для деятельности всех медико-биологических лабораторий, в работе которых исследуется и используется биологический материал.
Особое значение и соответствующую регламентацию имеют вопросы сохранения врачебной тайны в отношении психических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции. Так, больным венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированным гарантируется анонимное обследование и лечение при условии соблюдения ими режима, исключающего опасность заражения других лиц. При нарушении режима и уклонении от лечения они могут быть насильственно привлечены к лечению с участием органов правопорядка. В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (1993) запрещается дача сведений о характере заболевания по телефону, соседям и сотрудникам больного, государственным учреждениям, в том числе медицинским непсихиатрического профиля. Перечень инстанций и условия дачи им сведений содержатся в Законе.
Этические проблемы, связанные с сохранением медицинской тайны в современной медицине связаны с тем, что информация о состоянии здоровья больного, его жизни и личностных особенностях имеет множество источников и передается по различным каналам от одних людей к другим.
В связи с особенностями информационных процессов в современной медицине, информация о состоянии здоровья, результатах лечебно-диагностических мероприятий, наследственных болезнях и других особенностях состояния здоровья пациента фиксируется в медицинской документации, которая хранится не только на бумажных, но и электронных носителях, все чаще составляя электронную базу данных о пациентах отделений, больниц, поликлиник, диагностических центров и т.д. Эта информация оказывается в большей или меньшей степени доступна различным категориям медицинских работников, а в отдельных случаях и другим людям. Конфиденциальная информация становится известна и передается в процессе оказания медицинской помощи достаточно широкому кругу медицинских работников: работники регистратуры, санитары, медлаборанты, медсестры, врачи-консультанты, представители администрации лечебного учреждения, знакомые и родственники, студенты медицинских учебных заведений.
Таким образом, сохранение в тайне информации о состоянии здоровья пациента происходит в достаточно обширной области, границы которой варьируют в каждом конкретном случае. В зависимости от проблемы, возникшей со здоровьем у конкретного человека, в лечебно-диагностический и реабилитационный процесс вовлекается различное количество людей. Соответственно конфиденциальная информация может сохраняться на различных уровнях профессиональных и социальных взаимосвязей людей. Это микроуровнь (врач, медсестра, близкие родственники), мезоуровнь (несколько врачей, медсестер, санитарки, представители администрации, родственники, знакомые, коллеги по работе и т.д.), макроуровнь, на котором в систему взаимоотношений включаются представители нескольких медицинских учреждений и других организаций, и мегауровень, на котором конфиденциальная информация распространяется через средства массовой информации, научные и учебные издания.
На мезо- и макроуровне действует принцип презумпции согласия пациента на сообщение сведений о нем всем лицам, от которых зависит сохранение здоровья, а чаще всего, жизни пациента. При распространении конфиденциальной информации на мегауровне через средства массовой информации всегда имеется согласие пациента или его родственников, что соответствует этическим и правовым нормам в этом вопросе. При использовании информации о пациенте в научных и учебных изданиях также соблюдаются определенные этические требования: фамилия и имя обозначаются только инициалами, особенности личной жизни, кроме случаев из психиатрической практики, как правило, пропускаются, на фотографиях скрываются глаза.

Соблюдение медицинской тайны способствует созданию атмосферы доверия во взаимоотношениях между медицинскими работниками, пациентом и его родственниками. Любая неискренность и разглашение конфиденциальной информации представляет собой пренебрежение доверием, которое оказывается медицинским работникам людям, обращающимися к ним за помощью.
Особое значение сохранение медицинской тайны приобретает в случаях наличия у пациента заболевания, имеющего в общественном сознании статус «стыдного», неблагоприятного для взаимодействия с таким человеком (психическое заболевание, ВИЧ-инфекция и др.). По мере расширения области использования биомедицинских технологий к особо значимой информации, составляющей медицинскую тайну, начинают относиться сведения об искусственном оплодотворении, изменении пола, генетических особенностях.
Медсестра, сообщающая в присутствии третьих лиц врачу о том, что пациенту Н. сделана очистительная клизма, тем самым разглашает информацию, касающуюся интимных сторон его жизни и здоровья. Медлаборант, передающий бланк с результатами анализа пациенту через третье лиц без согласования с пациентом нарушает конфиденциальность медицинской информации о состоянии его здоровья. Фармацевт, работающий в аптеке и произносящий название лекарства, необходимого посетителю, так громко, что слышат другие посетители аптека, нарушает конфиденциальность медицинской информации о лекарственных средствах, применяемых данным человеком в лечении своего заболевания, и, как следствие, об имеющемся у него заболевании (типе заболевания или особенностях состояния здоровья).
Наибольший вред пациенту и/или его родственникам приносит нарушение конфиденциальности информации о жизни и здоровье пациента, затрагивающей его духовные и социальные ценности. Это информация о перемене пола, наличии неизлечимого заболевании, факты из личной жизни пациента.

Процессы дифференциации и специализации в области медицинской науки и практики, внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, информатизация медицины отразились на процессе получения, хранения и передачи информации о пациенте в ходе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий. В таких условиях сохранение в тайне конфиденциальной информации становится возможным только при наличии высокого уровня ответственности и этической грамотности у всех медицинских работников, включенных в лечебно-диагностический и реабилитационный процессы.
В 1991 г. Совет Европы принял документ «Принципы, относящиеся к автоматизированным банкам медицинских данных», имеющий важное значение в связи с расширением процессов компьютеризации практического здравоохранения. В нем определены особенности хранения информации в автоматизированных банках медицинских данных, правилах доступа к ней как медработников, так и других категорий граждан, включая самих пациентов. Основу этих принципов составляют этические нормы сохранения конфиденциальной информации, утвердившиеся в биомедицинской этике.

Литература:

1. Иванюшкин А.Я. Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. с. 297.
2. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок: Пер. с англ. – М.: Практика, 1994. С. 109.
3. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. (Основы медицинского права). – Москва: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2005, с. 234.
4. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003, с. 132.
5. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998, с.10.
6. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. (Основы медицинского права). – Москва: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д
_____________________________
© Жарова Марина Николаевна

...Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает

Происхождение профессиональной этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессионализм как нравственная черта личности
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф.Энгельс "... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль". Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.
Я бы хотела поподробнее остановиться на следующих видах профессиональной этики: медицинской этике и экономической этике.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.
Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.. Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России.. А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители советского здравоохранения (в частности, Н.А.Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 1-2, с. 40). В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического здоровья нашим медикам."
"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.
"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен на основе
- Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике -- "Лиссабонской декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995), - "Европейского кодекса медицинской этики" (1987), - "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе" - Всемирной организации здравоохранения (1994), - "Этического кодекса медицинских сестер" Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.
Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:
* Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
* Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
* Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
* Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
* Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".
* Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
* Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
* Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Это далеко не все положения Этического кодекса медицинской сестры, но сразу становится ясно, какими качествами, и первую очередь моральными должен обладать медицинский работник. История медицинской практики России знает немало примеров нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Но наряду с множественностью таких примеров, мы встречаемся и с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, что говорит о нравственной неполноценности этой категории врачей.
Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль, стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле - жизнью человека.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice – изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon – долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

· научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

· практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

· медицинский работник – пациент,

· медицинский работник – родственники пациента,

· медицинский работник – медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения "медсестра - пациент"

· Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

· Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

· Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

· Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

· Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

· Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

· Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач":

· Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

· Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

· Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

· При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

· Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

· Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

· Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

· В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

·Соблюдать взаимоуважение;

·Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

·Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

·Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

1. Не навреди - главный принцип

2. Принцип милосердия.

3. Принцип автономии.
4. Принцип справедливости не причинения вреда.
5. Принцип полноты оказания медицинской помощи.
Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:
* Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
* Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
* Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
* Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
* Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".
* Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
* Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
* Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Это далеко не все положения Этического кодекса медицинской сестры, но сразу становится ясно, какими качествами, и первую очередь моральными должен обладать медицинский работник. История медицинской практики России знает немало примеров нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Но наряду с множественностью таких примеров, мы встречаемся и с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, что говорит о нравственной неполноценности этой категории врачей.
Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль, стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле - жизнью человека.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)