|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международный билль о правах человека (International bill ofhuman rights) - о бщий термин, применяемый к четырем основным между- народным документам в области прав человека, заключенным под эгидой Организации Объединенных Наций: 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Международный пакт об экономических, социальных и культур- ных правах; 3. Международный пакт о гражданских и политических правах; 4. Факультативные протоколы к Международному пакту о граждан- ских и политических правах. 5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - иногда считается частью международного билля о правах человека. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окру- жающий мир. Мораль - предмет изучения этики; форма общественного соз- нания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует по- ведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, пове- дения людей, поступков, особым образом мотивированных; мораль- ных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании. Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и моти- вов. Мужество - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стой- кость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство соб- ственного достоинства. Выражается в способности человека дейст- вовать т_решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовность пойти в случае необходимо- сти на самопожертвование. Навыки - действия, которые человек настолько усвоил в про- цесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность; склонность человека к действию, навыки ка- саются лишь технической сторон! его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредст- вом авыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия. Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношени- ям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, противо- действие всем его стремлениям. Чувство ненависти противополож- но чувству любви. Нигилизм - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов. Норма - это определенный стандарт поведения представите- лей человеческого общества. Норма моральная - простая, конкретная форма нравственно- го требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объ- ективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повто- ряющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта по- требность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отраже- ние и в моральном сознании в виде соответствующих правил, запо- ведей. Моральным сознанием моральные нормы формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изло- женных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, моральная норма, как '»Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоре- нелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - прин- ципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Разли- чают позитивные и негативные моральные нормы. Позитивные мо- ральные нормы предписывают необходимую линию поведения, по- буждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»). Нормативная этика - составная часть этики, в которой ста- вятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются опре- деленные моральные принципы и нормы. Нравственная культура личности - степень восприятия че- ловеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности во- плотились в поступках человека благодаря влиянию общества и са- мовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуаци- ях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в про- блемных ситуациях. Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения, Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последних оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно поль- зуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей. Общение - процесс взаимодействия, установления прямого, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нор- мально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навы- ками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и добро- желательности. Оно строится на уважении достоинства других, со- блюдении выработанных человечеством простых норм нравствен- ности. Общественное мнение - средство духовного воздействия об- щества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), по- скольку она становится законом социальной жизни, которому доб- ровольно следует большинство людей, отражается в их обществен- ном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мне- ния. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования пове- дения людей в обществе. Ответственность - категория этики, характеризующая лич- ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершен- ствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности. Отклоняющееся поведение (девиантное) - особый вид мо- рального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения. Отношения моральные - особый вид общественных отноше- ний, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у лю- дей в процессе их нравственной деятельности. Правовая идеология - совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности. Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, привы- чек и т.д., характеризующих отношение личности к различным пра- вовым явлениям жизни и общества. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, пра- вовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих по- ведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву. Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продол- жительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целена- правленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравствен- ным или др. побуждениям). Полезность - одна из форм проявления общественного зна- чения предметов и явлений, а также действий человека; положи- тельная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо ин- тересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие полезности характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнутого результата. Правовая ориентация - это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Презумпция невиновности - принцип, в соответствии с кото- рым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его ви- на не доказана судом. Преступление - понятие морального сознания, характери- зующее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требо- вания нравственности. К преступлениям обычно относят те поступ- ки, которые особо опасны для человечества, попирают общеприня- тые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным моти- вам. В большинстве случаев понятия правового и морального пре- ступления совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает преступлением только нарушение офици- ально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступления и действие, не наказуемое правом. Принципиальность - положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность опре- деленной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении. Принципы - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен со- вершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в об- щей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требова- ния, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Проступок - поступок, по своему содержанию представляю- щий нарушение требований нравственности. Профессиональная культура - высокая степень овладения профессией, соответствующий 7 е уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека. Профессиональная мораль - исторически сложившаяся со- вокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах. Профессиональная честь - забота об авторитете своей про- фессии в обществе. Профессиональная этика - это вид трудовой морали обще- ства, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей раз- личных профессий, особенно тех профессий, предметом труда ко- торых является человек или социальные группы. Профессионально - нравственная деформация -искажение характера и результата профессиональной деятельности, служеб- ных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире челове- ка отрицательных черт характера. Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как не- обходимая часть искупления, поскольку без него невозможно ис- правление человека в дальнейшем. Раскаяние может быть прояв- лением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выпол- няет роль самооценки человеком своих поступков, которая направ- ляет его дальнейшие действия. Раскаяние - специфически мораль- ный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного. Санкция - подтверждение нравственных требований посред- ством одобрения или осуждения уже совершенных поступков лю- дей. Моральная санкция является одной из форм духовного воздей- ствия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем. Смысл жизни - понятие, которое показывает, во имя чего не- обходима жизнь и деятельность человека. Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых по- ступков. Сознание моральное - одна из форм общественного созна- ния, которая представляет собой систему взглядов, идей, представ- лений о должном поведении, соответствующем социальным инте- ресам. Социальная установка личности - это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явле- ния и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Справедливость - понятие морального сознания, характери- зующее соответствующее распределение блага и зла между людь- ми. Нравственная справедливость - вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требова- ниями. Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания лич- ности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмыслен- ности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл че- ловеческой жизни, понимается и содержание счастья. Такт (тактичность) - принцип этикета, выражающийся в уме- нии человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поста- вив в неловкое положение. Труда нравственность -одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной дея- тельности человека. Общественная полезность труда - главный по- казатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Уважение -одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном соз- нании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, вниматель- ное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликат- ность, скромность. Формализм -чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действитель- ного смысла своей нравственной деятельности или не способен мо- тивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нрав- ственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма, справедливости, уважения к людям. Ханжество -отрицательное моральное качество, характери- зующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального форма- лизма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственно- сти в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, вы- ставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благо- честия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на се- бя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных. Цель - заранее предполагаемый результат действия или дея- тельности людей, на осуществление которого они направлены. Це- ленаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер дея- тельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осу- ществления, нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и использование тех или иных способов и средств их реализации. Ценности (моральные) -одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются, − во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики об- щественных институтов; − во-вторых, ценностные представления, относящиеся к об- ласти морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Цинизм -моральное качество, характеризующее презритель- ное отношение к культуре общества, к его духовным и нравствен- ным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых со- вершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание челове- ческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми воз- можными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности. Человечность -моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям лю- дей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, бла- гожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других. Честь -понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинст- ва моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его дея- тельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равен- ства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наобо- рот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддер- живать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к ко- торому он принадлежит. Чувства -эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе чувства - это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании че- ловека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социаль- ному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным явлениям действительно- сти, основанную на их соответствии или несоответствии потребно- стям человека. Эвдемонизм -часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. В отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добро- детели и основой моральных поступков. Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характе- ризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и дру- гим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии по- ведения собственным интересам перед интересами общества и ок- ружающих людей и является наиболее открытым проявлением ин- дивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно. Этика -философская наука, объектом изучения которой явля- ется мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика - одна из древнейших теоретиче- ских дисциплин, возникшая как часть философии в период станов- ления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин «этика» был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собст- венно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика), Этикет -совокупность правил поведения, касающихся внешне- го проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных мес- тах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры общества. Этикет выражается в сложной системе детально разра- ботанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхож- дения с представителями различных классов и сословий, с должно- стными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отноше- ние к людям. Современный этикет значительно упрощается, приоб- ретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.041 сек.) |